СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ФК «РУБИН» Г. КАЗАНЬ В ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ФК «РУБИН» Г. КАЗАНЬ В ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ

Газнанов Л.М. 1
1Поволжская ГАФКСиТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня в Российском футболе происходят важные преобразования, обусловленные как процессом становления профессиональных основ его развития, так и коренными трансформациями социальной среды. В таких условиях отечественным футбольным клубам приходится решать комплекс сложных задач, касающихся всех сторон их деятельности. Одной из наиболее приоритетных проблем является комплектование команд игроками высокой квалификации. От решения этой довольно сложной задачи зависит эффективность тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности клубов и национальной сборной команды.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что в прогрессивном футбольном сообществе процесс кадрового обеспечения основан на длительной кропотливой работе тренера по поиску талантов и постепенному доведению их до уровня высокого спортивного мастерства.

На передний план в деятельности футбольных клубов, в том числе и российских, выходит задача развития детско-юношеского и резервного спорта. Подготовка квалифицированных футболистов для спорта высших достижений – длительный, многоаспектный процесс, направленный на воспитание спортсменов, отвечающих современным требованиям мирового уровня, способных добиваться высоких результатов в международных соревнованиях.

Современный спорт высших достижений предъявляет новейшие, значительные запросы к качеству подготовки спортивного резерва для сборных команд России.

Тенденция усиления глобальной соперничества на международной спортивной арене в будущем останется, что предполагает энергичную работу по поиску новейших подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.

В связи с профессионализацией российского футбола, увеличившейся тенденцией ухода лучших спортсменов в иностранные клубы появляется острая потребность в более быстрой и эффективной подготовке высококвалифицированного спортивного резерва. Достижение этого может быть на основе роста качества содержания тренировочного процесса.

Состояние современного спорта определяет долголетний планомерный процесс подготовки к достижению наивысшего спортивного мастерства, диктующего необходимость развития эффективной системы подготовкой спортивного резерва. Конечно, это относится и к футболу, где одной из приоритетных проблем это развитие талантливой молодежи.

Развитие молодых талантов должна основываться на стройной преемственной организации и методике тренировки, обеспечивающей становление спортивного мастерства, увеличение функциональных возможностей и их высокую реализацию.

Главной фундаментальной проблемой спортивной науки является проблема созидания многолетней подготовки. В этой связи создание популярных проблем развития молодых спортсменов должна быть близко объединена с результатами новых исследований, сделанных в сфере детско-юношеского спорта. В ФК "Рубин" г.Казань разработана и внедрена инновационная программа подготовки юных футболистов, которые входят в сборные России по своим возрастным категориям и представляют страну и Республику Татарстан на мировой и европейской арене.

Необходимость в углубленном улучшении качества подготовки молодых футболистов, поиске и внедрении в практику наиболее эффективных организационных форм, средств и методов тренировки показывает на необходимость проведения специальных изучений по различным пунктам этой проблемы.

Одним из развивающихся направлений в этом плане показывается разработка проблемы обновления структуры и содержательного компонента начальной подготовки молодых футболистов при ВУЗах физкультурной направленности.

Цель исследования: Совершенствование системы подготовки спортивного резерва для ФК "Рубин" г.Казань в группах начальной подготовки в различных образовательных учреждениях

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить структуру и содержание подготовки спортивного резерва в ФК «Рубин» в г. Казань;

Разработать структуру и содержание подготовки юных футболистов на начальном этапе школы футбола "Ступенька к успеху" Плаксит;

Объект исследования: юные футболисты групп начальной подготовки

Предмет исследования: структура и содержание подготовки юных футболистов групп начальной подготовки в ПГАФКСиТ для ФК "Рубин" г.Казань.

Методы исследования: метод теоретического анализа научно-методической литературы, метод наблюдений, анкетирование

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основе договора о сотрудничестве между профессиональным футбольным клубом "Рубин" г.Казань и Поволжской государственной академией физической культуры и спорта и туризма разработана структура и содержание подготовки спортивного резерва по футболу для групп начальной подготовки школы ПГАФКСиТ "Ступенька к успеху", определена система отбора, спортивной ориентации детей для занятий футболом с привлечением волонтеров из числа студентов, проведение учебно-тренировочных занятий в игровой форме на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом философии Центра подготовки молодых футболистов ФК "Рубин" г.Казань.

Практическая значимость: Данный проект внедрен и успешно функционирует в ПГАФКСиТ. В футбольной школе ПГАФКСиТ на сегодняшний день занимаются 6 групп (сколько), в которых занимаются более 100 детей. В учебно-тренировочном процессе задействованы 4 преподавателя и 12 студентов старших курсов. Разработана программа спортивно-массовых мероприятий: "Фестиваль футбола", "Турнир на призы Деда Мороза", Турнир, посвященный Дню Победы".

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовка спортивного резерва – долголетний целеустремленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях разных организационно-правовых форм, исполняющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Подготовка резервов высококвалифицированных спортсменов проводится в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, училищах олимпийского резерва.

Сегодня качество подготовки юных футболистов зависит от трех основных и обязательных составляющих учебно-тренировочного процесса.

Во-первых, инфраструктура. К сожалению, в России в большинстве клубов материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса юных футболистов не соответствует современным требованиям.

Во-вторых, содержание и методика обучения. Этот аспект давно требует перехода на новые прогрессивные программы и технологии обучения. Если его не решить, то в ближайшее время следует ожидать «помощь» не только в лице легионеров, а и массовый «десант» иностранных (стоит отметить не лучшей квалификации) специалистов по работе с различными категориями юных спортсменов.

Третье, и самое главное, - это низкий уровень преподавания в детско юношеских школах по футболу, что не способствует рациональной подготовке квалифицированного спортивного резерва.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что чем больше будем «стараться учить по старинке», тем больше сил нужно будет затратить на переобучение молодежи во «взрослом» футболе. Выход из создавшейся ситуации один: изменить стратегию подготовки спортсменов разного возраста и квалификации, нивелировать противоречия между тренировкой и соревновательной деятельностью, определить приоритеты, содержание и технологию обучения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей юных футболистов, а так же современных тенденций развития футбола. Стоит отметить, что футбол – это скорость принятия решений, скорость реализации, скорость перемещения и других действий в ответ на быстро меняющиеся игровые ситуации.

Когда мы готовим спортивный резерв нам необходимо выявить следующие стадии подготовки спортсменов:

Спортивно- оздоровительный стадия;

Стадия начальной подготовки;

Учебно-тренировочный стадия;

Стадия совершенствования спортивного мастерства;

Стадия высшего спортивного мастерства.

Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, реализовывающие подготовку спортсменов

Организации в сфере физической культуры и спорта и общеобразовательные учреждения, реализовывающие подготовку спортсменов.

1. Для того что бы готовить спортсменов формируются и осуществляют деятельность организаций в сфере физкультуры и спорта и общеобразовательные учреждения, реализовывающие тренировочный процесс, включая систематическую подготовку спортивного резерва. Реализация учебно-тренировочного процесса включает в себя осуществление учебно-тренировочных мероприятий, а так же снабжение спортивной формой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных состязаниях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и иные состязания.

2. К организациям в сфере физкультуры и спорта, выполняющим учебно-тренировочный процесс, подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокой квалификации, относятся центры спортивной подготовки, иные организации, реализовывающие деятельность в сфере физической культуры и спорта. Федеральные центры спортивной подготовки базируются на основании решений Правительства Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учётом соображения общероссийских спортивных федераций по имеющимся видам спорта. Региональные центры спортивной подготовки базируются на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учётом мнения общероссийских спортивных федераций по существующим видам спорта.

3. К образовательным учреждениям, исполняющим подготовку спортсменов относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, реализовывающие деятельность в сфере ФКиС, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализовывающие деятельность в сфере физической культуры и спорта.

4. В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не касающихся к показанным в предыдущем третьем пункте образовательным учреждениям, могут созидаться структурные подразделения, специализированные классы и группы, исполняющие такую подготовку по разнообразным видам спорта на основе основательного учебно-тренировочного процесса.

Главными задачами подготовки футбольного резерва являются: снабжение всесторонней физической подготовки занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техники избранного вида спорта и многих специально подготовительных и общеподготовительных упражнений.

Сейчас в России сформировалась гармоничная система подготовки юных спортсменов. Их подготовку реализовывают отделения футбола комплексных детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), училища олимпийского резерва (УОР). Самыми массовыми являются ДЮСШ и СДЮШОР.

Организационным костяком функционирования спортивных школ являются “нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ”, утвержденные Госкомитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму и Министерством образования Российской Федерации (М, 1995).

Спортивная школа всякого вида и наименования основывается в системе профсоюзов, спорткомитетов, других ведомств и организаций по собственной инициативе учредителя и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Для регистрации учредитель предоставляет заявление, решение о создании спортивной школы, ее устав. Финансовые и материальные средства спортивной школы, закрепленные за ней учредителем или являющиеся ее собственностью, используются по ее усмотрению в соответствии с уставом.

Гланой задачей спортивных школ является подготовка всесторонне развитых юных спортсменов, обеспечение улучшения их здоровья, включая физическое развитие. В спортивных школах создаются отделения из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. При больших показателях спортивной работы и нужных условиях могут образовываться группы спортивного совершенствования.

Работа с обучающимися организуется в течение календарного года. В каникулы спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Главными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые практические и теоретические занятия, работа по индивидуальному плану (обязательна на этапе спортивного совершенствования), медико-восстановительные мероприятия, тестирования и медицинский контроль, участие я соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, судейская и инструкторская практика учащихся.

По решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации детско-юношеская спортивная школа должна быть преобразована в спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва. Наравне с всеобщими задачами перед спортивной детско-юношеской школой олимпийского резерва установлена цель - подготовить квалифицированных спортсменов, включая кандидатов в сборные команды страны, В спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва формируются группы начальной подготовки (по решению учредителя), учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования.

Одной из эффективных форм работы ДЮСШ и СДЮШОР являются спецклассы. Создание хороших условий для рационального сочетания учебы в общеобразовательной школе и глубокого тренировочного процесса разрешает удачно реализовывать подготовку всесторонне развитых молодых спортсменов.

Подготовка спортивного резерва в регионе должна стать одной из главных общественных задач государственных органов власти и управления, включающей в себя следующие составляющие:

- присутствие структуры управления и учреждений по подготовке спортивного резерва;

- присутствие в региональной программе развития ФКиС составной части по развитию системы подготовки спортивного резерва;

- присутствие нужной материально-технической базы для подготовки спортивного резерва и системы обеспечения ее содержания и развития;

- присутствие системы состязательной деятельности для учреждений, реализовывающих подготовку спортивного резерва в предоставленном регионе. Государственные учреждения, реализовывающие подготовку спортивного резерва, по сути, являются «краеугольным камнем» региональной системы деятельности и призваны быть (опорными) учреждениями для культивируемых базовых видов спорта. В целях постоянного и целенаправленного роста системы подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации нужно: Присутствие всяческих типов и видов государственных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва.

Центр подготовки молодых футболистов ФК «Рубин»

Клубная молодёжная Академия – один из крупных в России центров по работе с молодыми футболистами, мечтающими играть в футбол на высшем уровне. Центр подготовки молодых футболистов профессионального футбольного клуба «Рубин» ведёт собственную историю с 1976-го года: в этот год под наставлением Льва Николаевича Русланова, первого директора центра воспитания будущих рубиновых звёзд, молодые казанцы впервые вышли на поле специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва «Рубин». Главным тренером первых воспитанников стал Владимир Борисович Савельев – экс-капитан команды профессионалов «Рубин», а заведующим учебной частью – Герман Георгиевич Бобек, также сыгравший много матчей за нашу команду.

Сегодня в центре подготовки молодых футболистов профессионального футбольного клуба «Рубин» под руководством дружной команды тренеров в одиннадцати командах работает полноценная система подготовки юных кадров для главного «Рубина» и футбольных сборных страны. Инфраструктурный комплекс футбольной академии нашей команды – один из лучших в России, а работа над его развитием ведётся в соответствии с передовыми технологическими наработками. Любовь к футболу, нашему городу и Республике, традициям «Рубина» и, конечно, желание развиваться, расти над собой на каждой тренировке – вот главные факторы, делающие центр подготовки молодых футболистов профессионально футбольного клуба «Рубин» особенной футбольной школой.

Философия подготовки ФК «Рубин»

В работе тренера с юными спортсменами самая важныя заповедь — не навреди.

Исходя из этого, мы в школе пытаемся дать много возможной информации и знаний для всестороннего и гармоничного развития индивидуальности в физическом, психологическом и социальном плане. Только при таком подходе, возможно, будет достичь наивысших результатов.

Только полноценная развитая яркая личность способна на достижение высоких результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных источников и обобщение практического опыта подготовки футболистов свидетельствовали о наличии большого массива научных знаний о многолетней подготовке спортсменов в футболе. Однако эти данные носят разрозненный характер детско-юношеского, резервного и профессионального футбола в целостную систему, что затрудняет интеграцию системы подготовки юных футболистов в спорт высших достижений. В отдельных исследованиях не учитывается, что подготовка спортсменов – планомерный и длительный процесс, ориентированный на нижнюю границу оптимальной для футбола возрастной зоны реализации максимальных индивидуальных возможностей и демонстрации первый высоких спортивных результатов.

Совершенствование системы подготовки спортсменов на современном этапе исследователи из многих стран связывают:

  • Рациональным построением системы многолетней подготовки, предусматривающей реализацию закономерностей развития детского организма и принципов формирования спортивного мастерства;

  • Представлением системы многолетнего совершенствования в органической взаимосвязи с системой детско-юношеских соревнований;

  • Обоснованием возрастных диапазонов, связанных с увеличением стадии базовой подготовки юных спортсменов;

  • Определением педагогических подходов эффективного управления подготовки тренерских кадров для детско-юношеского резервного спорта.

Современная спортивная наука и практика по объективным причинам не могут развиваться исключительно в узких национальных рамках, основываясь на достижениях одной страны. В силу этого необходимо научное осмысление подходов к адаптации опыта стран с высоким уровнем развития футбола в сфере подготовки квалифицированных футболистов к условиям России:

  • Процесс кадрового обеспечения профессионального футбола разворачивается под влиянием двух тенденций. Первая тенденция заключается в активном привлечении игроков высокого класса из зарубежных стран. Вторая – предусматривает длительную кропотливую работу футбольных специалистов по поиску талантов и постепенное доведение их до уровня высокого спортивного мастерства;

  • В академиях ведущих футбольных клубов Европы система многолетней подготовки направлена, прежде всего, на воспитание личности, затем на общее образование и только потом – на футбольное обучение;

  • Ведущие в футбольном отношении страны перестроили систему подготовки юных талантов, нивелировали значимость спортивного результата, особенно на этапах начального обучения, сделали акцент на развитие у детей креативности и индивидуальных способностей с широким использованием элементов «дворового» футбола и выполнением двигательных заданий, максимально приближенных к условиям реальности.

Использованная литература

  1. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: Автореф. канд. дис. Омск, 1988. - 19 с.

  2. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. канд. дис. М., 1981. – 48 с.

  3. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1997. - 50 с.

Приложение 1

Просмотров работы: 1210