ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМНЫХ САНКЦИЙ (2014-2015) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМНЫХ САНКЦИЙ (2014-2015)

Емелина И.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отношения между двумя крупными геополитическими игроками Евразии – Россией и ЕС – насчитывают уже более двух десятилетий. За этот в общем-то небольшой временной срок они переживали как периоды взлета и благоприятствования, так и периоды падения и кризиса. Причинами подобного положения дел являлись взаимные претензии и недовольство друг другом по целому ряду вопросов, внутренние процессы в обоих образованиях и, конечно, несовпадение точек зрения на решение глобальных проблем. Тем не менее, хоть и порой в весьма непростых условиях, но сотрудничество между Европой и РФ продолжало активным образом развиваться.

Сегодня линия партнерства «Россия-ЕС» переживает далеко не лучшие времена. Как известно, 2014 г. стал переломным в двусторонних отношениях. Украинские события и возвращение Крыма в состав России значительно «подпортили» развитие диалога и оттолкнули наших европейских партнеров. Серьезный удар по двусторонним отношениям был нанесен введением Евросоюзом, во многом с подачи США, санкций в отношении России, а затем и ответными мерами РФ. И хотя активно развивавшиеся до санк-ционной войны торгово-экономические и политические контакты, безусловно, не без взаимных противоречий, нельзя было в полной мере назвать стратегическим партнерством, было бы глупо отрицать тот факт, что обе стороны заинтересованы в эффективном и стабильном развитии отношений. Но возможно ли это в нынешних условиях? И что должно произойти в самих России и Европейском союзе или в мире, чтобы отношения были налажены?

Ответы на данные вопросы в ближайшее время останутся открытыми. В связи с этим целью моей работы является изучение этих отношений на современном этапе, т.е. в условиях санкционного и геополитического противостояния. Эту цель можно конкретизировать в следующих задачах: 1) выявить и охарактеризовать причины кризисной ситуации, сложившейся в отношениях России и Евросоюза; 2) попытаться спрогнозировать дальнейшее их развитие.

Причины «охлаждения» отношений

Не секрет, что точкой отсчета глубочайшего кризиса отношений между ЕС и РФ стали украинские события конца 2013 г., приведшие к открытому противостоянию двух сторон на постсоветском пространстве и противопоставлению двух программ развития – программы Восточного партнерства ЕС и российского интеграционного проекта ЕврАзЭС [1]. А дальше как по накатанной: возвращение Крыма в состав России, которое на Западе называют не иначе как аннексией, поддержка Россией «сепаратистов» на юго-востоке Украины – всё это Запад простить не смог.

Однако дестабилизация ситуации на Украине и ее дальнейшее усугубление не соответствуют интересам обеих сторон. В связи с этим возникла острая необходимость скорейшего восстановления мира в Европе. Еще в сентябре 2014 г. состоялись консультации Трехсторонней контактной группы (ОБСЕ, Украина и Россия), подписавшей документ о прекращении огня на территории Донецка и Луганска. Тем самым стороны официально засвидетельствовали, что украинский кризис не может быть решен военным путем. Несмотря на подписание документа, на деле договоренности не соблюдались. Стороны неоднократно нарушали режим прекращения огня, виня в этом исключительно своих противников. Однако Минские соглашения, безусловно, сыграли определенную положительную роль, снизив, хоть и ненадолго, интенсивность боев и сохранив тысячи жизней [2]. Для официального Киева это была своего рода передышкой после череды военных поражений. Возобновление активных боевых действий в январе 2015 г. закончилось очередным котлом, на этот раз Дебальцевским, в который попали несколько тысяч украинских силовиков.

В этих условиях 11-12 февраля 2015 г. в Минске состоялся новый саммит глав Германии, Франции, России и Украины в формате «нормандской четверки». В результате встречи была подписана декларация, предусматривающая комплекс мер по выполнению Минских соглашений, так называемый Минск-2. Однако эти соглашения постигла та же учесть. Второе Минское соглашение фактически не выполняется, особенно в его политической части, ключевым моментом которой является проведение конституционной реформы с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей [3]. Военная же часть соглашений, касающаяся отвода вооружений, частично выполняется, но главным образом благодаря давлению Москвы и Берлина на лидеров самопровозглашенных республик Донбасса и украинское руководство соответственно [4]. При этом нормализацию отношений с Россией Евросоюз поставил в зависимость от выполнения минских договоренностей, а в марте 2015 г. принял решение о сохранении ограничительных мер в отношении России до полного урегулирования ситуации на Украине.

Санкционное противостояние

2015 г. уже вошел в летопись отношений ЕС и России как самый сложный. По словам постоянного представителя России при Европейском союзе Владимира Чижова, «2015 год был первым с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1997 году, когда не состоялось ни одного саммита Россия-Евросоюз при положенных двух» [5]. Действительно, надежды на существенную корректировку политики ЕС в отношении России не оправдались. Так и не удалось прийти к компромиссу и достичь обновленного партнерства на основе уважения интересов друг друга. Запад в лице Европы по-прежнему продолжает свою геополитическую игру, стремясь изолировать РФ.

Однако в октябре 2015 г. ЕС сделал шаг в сторону нормализации отношений: были частично смягчены так называемые «космические санкции». Из-под действия экономических ограничений были выведены компоненты ракетного топлива, необходимые для реализации европейских космических программ [6].

Несмотря на некоторое «потепление» российско-европейских отношений, ситуация на текущий момент такова: санкции в отношении России со стороны США и стран ЕС продлены до конца июля 2016 г. Очевидна явная оглядка европейцев на Вашингтон, который «помогает лепить» повестку дня в отношениях ЕС и РФ. Однако, как известно, единого сплоченного фронта по этому вопросу никогда не существовало. Митинги и демонстрации за отмену санкций – главное тому подтверждение. В обществе и бизнес структурах Европы звучат призывы сделать шаг навстречу России. Так, главный экономист Банка немецкой федеральной земли Бремен Фолькер Хелльмайер в интервью Deutsche Wirtschafts Nachrichten подчеркнул, что санкции контрпродуктивны и не удовлетворяют сегодняшним потребностям организации [7]. Европейские политики и сами понимают, что подобными действиями наступают на горло собственной песне. «Мы заинтересованы их [санкции] снять. Россия и ЕС как важные экономические партнеры должны стремиться к нормализации отношений», – отметил посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас [8].

Действительно, Россия и Европейский союз являются давними экономическими и торговыми партнерами друг для друга. Обе стороны в условиях кризиса двусторонних отношений и высокой конкуренции с США и экономиками Азии крайне заинтересованы в реконструкции и дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества. Безусловно, в Европе понимают выгодность и значимость сотрудничества, хотят снять санкции. Однако до реальных действий и конкретных шагов дело пока не доходит. Возьмет ли здравый смысл верх? Когда закончатся все эти «санкционные игры»? И можно ли хоть с некоторой долей уверенности говорить, что это было последнее санкционное продление? Ответы на эти вопросы станут известны через полгода.

Борьба с терроризмом

Глобальные вызовы и угрозы буквально толкают Европу и Россию в объятия друг друга и сажают за стол переговоров. Одной из таких угроз является чума ХХI в.– терроризм в лице «Исламского государства» (ДАИШ).

Об актуальности проблемы терроризма для Европы говорить не приходится. Как известно, регион активно исламизируется. А сегодняшняя реальность такова, что исламизация идет бок о бок с терроризмом и экстремизмом. Доказательством тому, в частности, являются теракты во Франции. Для России, как и для Европы, проблема более чем реальна. После Чечни мы вряд ли станем строить иллюзии по поводу исламистов. Возможно ли, что совместная борьба терроризмом может стать той сферой, с которой начнется сближение и налаживание отношений? Вопрос сложный. Не стоит забывать и о том, что борьба с исламским экстремизмом неразрывно связана с сирийским конфликтом, взгляды на который у России и Евросоюза во многом противоположны. Хотя на чашу весов поставлено слишком многое, и шансы на совместное урегулирование не так уж и малы. Другое дело, каким будет это сотрудничество. Очевидно, что Европа, ведомая США, «села в лужу» в борьбе с ДАИШ. Если теперь она намерена переложить тяжелое бремя проблем, которые в значительной мере сама же и создала, на российские плечи, такое положение дел Москву едва ли устроит. Тем не менее, российское руководство неоднократно заявляло о готовности к возобновлению отношений.

Известно, что Россия в 2015 г. возглавила региональную коалицию в борьбе с терроризмом, частью действий которой стали спецоперации российских ВКС в Сирии. В отличие от западной антитеррористической коалиции, России за довольно короткое время удалось достичь более существенных результатов на данном поприще.

По мнению китайского политолога Ту Чжимина, сирийская операция России оказывает существенное влияние на политическую ситуацию в мире и в дальнейшем заставит Европу пересмотреть свои взгляды на отношения с США и Украиной и тем самым поможет понять, кто друг, а кто только вдруг [9].

Так, еще в сентябре 2015 г. такие немецкие политики, как министр обороны Урсула фон дер Ляйен, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер и, главное, канцлер Ангела Меркель высказались за участие России в урегулировании конфликта в Сирии. Немцы хорошо понимают, что без участия России и совместных усилий проблема вряд ли будет решена [10]. Солидарны с ними и во Франции, которая может стать для России «дверью в Европу». О терроризме и его последствиях французы знают не понаслышке.

Президент России Владимир Путин на полях ГА ООН в сентябре прошлого года выдвинул инициативу создания международной антитеррористической коалиции по аналогии с антигитлеровской. Тогда реакция Запада была сдержанной. Парижские теракты и взрыв российского самолета A321 над Синаем изменили ситуацию [11] . Французский президент Франсуа Олланд заявил, что борьба с ДАИШ и ее уничтожение является общей целью Франции и России. В декабре двум странам удалось достичь договоренности по поводу координации действий. Французская авиация осуществляет успешные вылеты в Сирии. Также к действиям против боевиков присоединился и направленный Парижем авианосец «Шарль де Голль» [12].

Нельзя не учитывать, что 2015 г. стал для Европы временем острейшего миграционного кризиса. Огромный поток беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, в котором страны Евросоюза буквально захлебываются, является прямым следствием непродуманной политики Запада. Многие европейские политики делают весьма печальные прогнозы: неконтролируемый поток беженцев может привести к развалу Евросоюза, поскольку единого мнения о способах и мерах борьбы с кризисом выработать не удалось. Для благоприятного исхода необходимого принимать скорейшие меры, в том числе и по урегулированию ситуации в Сирии. В этой связи подвергается корректировке отношение европейских лидеров к сирийскому президенту Башару Асаду. По-прежнему считая его «кровавым диктатором» и «нелегитимным правителем», ЕС теперь готов повременить с его «отставкой» ради достижения главной цели – борьбы с ДАИШ. Выбирая между Асадом и угрозой создания халифата, приходится выбирать меньшее из зол. В Брюсселе понимают, что мир в Сирии и сотрудничество с Россией – два главных гаранта безопасности европейских границ [13].

Дальнейшее развитие двусторонних отношений

Председатель Комитета по международным делам Государственной думы РФ Алексей Пушков полагает, что санкции ЕС против России будет отменены в конце 2016 г. С ним солидарны итальянские политики, также рассматривающие 2016 г. как наиболее вероятную дату отмены санкций [14]. Главными причинами этого называются такие факторы сближения, как совместная борьба против мирового терроризма, а также экономические и финансовые потери, которые несут стороны в санкционных условиях.

Однако, на мой взгляд, вероятность отмены антироссийских санкций в наступившем году немногим больше, чем в 2015 г. Многие эксперты и политики считают, что санкции – это надолго, и ориентируются на довольно длительные сроки введенных Евросоюзом и США ограничений. Так, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков на Гайдаровском форуме, завершившемся 15 января текущего года, заявил, что «санкции – это надолго, на десятилетия, разве только не произойдет какое-то чудо или что-то, что резко изменит весь мир, например война» [15]. Несмотря на очевидные факторы сближения, Европа все же стоит перед дилеммой: поддерживать Россию и тем самым пойти в разрез с политикой США, либо и дальше следовать в фарватере политики Вашингтона.

Не исключено, что ситуация с беженцами, исламизацией Европы и терроризмом подтолкнет Евросоюз к изменениям. Не за горами целая серия выборов: выборы президента во Франции весной 2017 г., а также федеральные выборы в Германии, намеченные на сентябрь 2017 г., референдум о выходе Великобритании из Евросоюза, которые изменят ситуацию в Европе. Но будут ли эти изменения кардинальными? И насколько они коснутся России? Готов ли Евросоюз действительно работать с Россией, даже вопреки желаниям США? Делать прогнозы весьма сложно.

Для меня же очевидно одно: при любом исходе строить двусторонние отношения придется в весьма непростых условиях взаимного недоверия. И, на мой взгляд, достигнуть докризисного уровня взаимодействия нам уже никогда не удастся. Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк говорил: «сильной объединенной Европе нужна сильная Россия!». Однако сегодня об этом, похоже, забыли. Вспомнят ли? На этот вопрос ответит лишь время.

Список использованных источников и литературы

  1. Украинский вопрос в политике Россия-ЕС // Вопросик. – 22.01.2014. – Режим доступа: http://voprosik.net/ukrainskij-vopros-v-politike-rossiya-es/

  2. Гущин А. Когда в товарищах согласия нет // Российский совет по международным делам. – 30.01.2015. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5170#top-content

  3. Конституция «на крови». Дожмет ли Порошенко «особый статус Донбасса» // NewsOboz. – 13.01.2016. – Режим доступа: http://newsoboz.org/politika/konstitutsiya-na-krovi-dozhmet-li-poroshenko-osobyy-status-12012016162000

  4. Минские соглашения: время на исходе // Путин сегодня. – 07.01.2016. – Режим доступа: http://www.putin-today.ru/archives/19267

  5. Владимир Чижов: Нормализация отношений с ЕС была и остается нашей целью // Tatcenter.ru. – 22.12.2015. – Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/print/154180/

  6. ЕС ослабил санкции против России в космической сфере // Life News. – 09.10.2015. – Режим доступа: http://lifenews.ru/news/163801

  7. Немецкий экономист: санкционный фронт ЕС против России трещит по швам // Правдоруб. – 11.01.2016. – Режим доступа: http://pravdoryb.info/nemetskiy-economist-sanktsionnyy-front-es-protiv-rossii-treschit-po-shvam-81428.html

  8. Болезненное осознание: Европа жалеет о санкциях // Око планеты. – 04.01.2016. – Режим доступа: http://oko-planet.su/first/print:page,1,305072-boleznennoe-osoznanie-evropa-zhaleet-o-sankciyah.html

  9. Война в Сирии изменит отношение Евросоюза и США // Ермак-Инфо. – 24.10.2015.–Режим доступа: http://xn----7sbooiklil0c.xn--p1ai/2015/10/voyna-v-sirii-izmenit-otnosheniya-evrosoyuza-i-ssha/

  10. DWN: Германия поддерживает Россию в борьбе с «ИГИЛ» против воли США // Русская весна. – 13.09.2015. – Режим доступа: http://rusvesna.su/recent_opinions/1442163335

  11. Евросоюз продлит санкции против России, несмотря на помощь в Сирии // NEWSru.com. – 19.11.2015. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/19nov2015/eurussyr.html

  12. Франсуа Олланд: все 120 вылетов ВВС Франции привели к уничтожению объектов ИГ в Сирии // Коммерсант.ru. – 04.12.2015. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2870857

  13. Операция России в Сирии раскалывает Евросоюз // DISCRED.RU. – 07.10.2015. – Режим доступа: http://www.discred.ru/news/operacija_rossii_v_sirii_raskalyvaet_evrosojuz/2015-10-07-16103

  14. Пушков: 2016 год станет последним годом санкций ЕС в отношении России // Новый взгляд на время. – 10.01.2016. – Режим доступа: http://www.vladtime.ru/econom/464778-pushkov-2016-god-stanet-poslednim-godom-sankciy-es-v-otnoshenii-rossii.html

  15. «Санкции – это на десятилетия. Если только раньше не начнется война» // Бизнес online. – 15.021.2016. – Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/299232/

Просмотров работы: 18128