АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Замбржицкая Е.С. 1, Бузыкаев Д.Б. 1, Уелданова Р.И. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ безубыточности является эффективным инструментом принятия управленческих решений для организаций любой сферы деятельности, в том числе и транспортных компаний. В качестве основных задач анализа безубыточности для транспортных компаний могут быть определены следующие:
  • определение безубыточного количества рейсов (объема грузоперевозок);

  • определение допустимой величины постоянных затрат при ограниченном количестве заказов (рейсов);

  • определение допустимой величины переменных затрат при ограниченном количестве заказов (рейсов);

  • определение нижней границы цены (тарифа), которая не позволит предприятию получать прибыль, но и не приведет к формированию убытков. [1]

Однако использование указанного анализа в условиях реального функционирования транспортных компаний ограниченно рядом условий, основные из которых следующие:

  • современные транспортные компании реализуют большое количество рейсов, следовательно, при выполнении анализа безубыточности мы имеем дело с большой размерностью задачи, которая делает выводы неинформативными; [2]

  • одним из условий анализа безубыточности является деление затрат на постоянные и переменные, получить эти данные на предприятии в готовом виде не представляется возможным.

С учетом всего вышесказанного перед тем как приступить непосредственно к выполнению анализа безубыточности необходимо сгруппировать рейсы по группам и выполнить дифференциацию затрат на постоянные и переменные с учетом полученных групп.

Проблему высокой размерности задачи анализа безубыточности в транспортных компаниях можно предложить решить с помощью использования кластерного анализа. Суть применения кластерного анализа для снижения размерности задачи можно пояснить на примере случая, когда выпускаемая продукция имеет два основных свойства. В двухмерном пространстве свойств продукции строится корреляционное поле. Каждая точка этого поля соответствует определенному виду продукции, а координаты точки соответствуют свойствам этого вида продукции. Внутри каждого класса выбирается типичный представитель, для этого используется евклидово расстояние в пространстве свойств продукции. Все последующие расчеты и анализ ведутся в разрезе типичных представителей видов выпускаемой продукции.

В качестве основных критериев, по которым можно сгруппировать маршруты грузоперевозок транспортной компании, были выбраны следующие:

  • протяженность маршрута (в км.);

  • сложность маршрута, которая определяется соотношением городского и междугороднего маршрута.

Последовательность объединения маршрутов грузоперевозок иерархическим методом, выполненным в пакете «STATISTICA », представлена в виде графа-дерева на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результат объединения иерархическим методом

По результатам иерархического кластерного анализа (рисунок 1) можно сделать вывод, что наиболее оптимальным является объединение выпускаемой продукции в три кластера. Для разбиения исходной совокупности на заданное число кластеров можно использовать метод k-средних. Результаты метода k-средних, выполненного в пакете «STATISTICA» представлены на рисунке 2, и в таблице 1.

Рисунок 2 - Результат разбиения выпускаемой продукции методом k-средних

Таблица 1 – Типичные представители, выделенные по результатам кластерного анализа

Кластер

Маршрут

Расстояние

Сложность

№1

37

Магнитогорск-Сыктывкар

1500

4

№2

16

Магнитогорск-Оренбург

445

3

№3

39

Магнитогорск-Псков

2400

4

В результате применения кластерного анализа выпускаемая продукция была сгруппирована в три кластера. Внутри каждого кластера были выделены типичные (характерные) представители. Таким образом, все дальнейшие расчеты, необходимые для проведения анализа безубыточности, можно выполнить в разрезе указанных типичных представителей, а не по каждому отдельному маршруту грузоперевозок, что значительно снижает объем работ и затратность указанного анализа. [2]

Для дифференциации затрат на постоянные и переменные могут быть применены различные методы, которые условно можно представить двумя самостоятельными группами: расчетные и учетные методы.

К расчетным методам относятся: метод экспертных оценок, аналитический метод и метод регрессионного анализа. [3]

Метод экспертных оценок предполагает, что группа экспертов высокой квалификации и с большим опытом экономической деятельности в области учета затрат, подвергается опросу по определенной методике. Полученные от них ответы обрабатываются статистически с соблюдением соответствующих правил математической статистики. Как показывает практика, соблюдение перечисленных требований для реальных организаций не представляется возможным.

Аналитический метод основан на постатейной классификации затрат. Для каждой статьи калькуляции определяется вариатор, который характеризует долю переменных затрат в этой статье. На практике, все факторы, определяющие величину вариаторов (объем производства, цены на ресурсы и продукцию, нормы расхода ресурсов и т.д.), изменяются по периодам, поэтому применение аналитического метода для дифференциации затрат в условиях реального производства не дает точных результатов. [3]

По мнению большинства авторов наиболее точные результаты дает дифференциация затрат методом регрессионного анализа. Однако применение регрессионного анализа на практике ограничено рядом факторов, представленных в таблице 2. [4]

Таблица 2 – Факторы, ограничивающие применение регрессионного анализа

№ п/п

Факторы

Способы устранения

1

Статистическая неоднородность исходных данных, вызванная, например, изменениями условий производства

Совершенствование учета затрат. Разработка методов корректировки данных (приведение их в сопоставимый вид)

2

Сильная зависимость затрат от фактора времени (в первую очередь от ценового фактора)

3

Случайная ошибка, обусловленная субъективными факторами

4

Случайная ошибка, обусловленная объективными факторами

Увеличение объема выборки

К учетным методам дифференциации затрат можно отнести такие методы учета затрат, как Direct Costing и Variable Costing.

Система учета затрат Direct Costing – наиболее распространенная система в теории и практике управленческого учета. В переводе с английского языка означает система учета прямых затрат. При использовании этой системы все затраты организации подразделяются на прямые и косвенные, себестоимость исчисляют только для прямых затрат, а косвенные издержки вычитаются из маржинальной прибыли организации.

Система Variable Costing, как и система Direct Costing, основана на принципе дифференциации затрат организации. Только в данном случае – на переменные и постоянные. Переменные затраты (variable costs) – это затраты, также как и прямые, которые непосредственно связаны с производственным процессом, напрямую включаются в себестоимость выпускаемой продукции и изменяются прямо пропорционально объёму производства. Постоянные затраты (fixed costs) – это затраты, величина которых остаётся неизменной для организации за определённый период времени и не зависит от объёма производства.

Системы Direct Costing и Variable Costing схожи друг с другом, и различаются только по способу классификации затрат (в первом случае затраты классифицируются по способу включения в себестоимость, а во втором – в зависимости от объёма производства). Однако, разная классификация затрат предполагает и различие в их учете, так как затраты, подпадающие под критерий прямых, не всегда являются переменными, и наоборот, некоторые переменные затраты не являются прямыми.

Различия между системами учета Direct Costing и Variable Costing можно наглядно представить на схеме проводок бухгалтерского учета.

Рисунок 3 – Схема бухгалтерских проводок для метода Direct costing

Рисунок 4 - Схема бухгалтерских проводок для метода Variable costing

Как видно на схеме бухгалтерских проводок, в системе учета Variable costing затраты делятся на постоянные и переменные, причем постоянные затраты не включаются в себестоимость услуг и сразу списываются на финансовый результат. Переменные затраты классифицируют калькуляционным статьям затрат и включают в себестоимость пропорционально выбранному методу, например пропорционально прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемым в затраты по соответствующему объекту учета, или другим способом, закрепленным в учетной политике предприятия.

Таким образом, для использования анализа безубыточности для целей оптимизации работы транспортной компании необходимо разработать такую систему учета затрат и калькулирования себестоимости, которая предусматривает дифференциацию затрат на постоянные и переменные. Для этих целей может быть использован метод учета затрат «Variable cost» как разновидность традиционного директ-костинга.

Список источников

  1. Замбржицкая Е. С. Особенности анализа безубыточности в транспортных компаниях [Текст] / Е. С. Замбржицкая, А. У. Мурзакаева, Р. И. Уелданова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 533-536.

  2. Е. С. Замбржицкая, Д. Б. Бузыкаев, Р. И. Уелданова / Использование кластерного анализа в анализе безубыточности транспортных компаний с целью снижения размерности задачи // Сборник статей международной исследовательской организации "Cognitio" по материалам V международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки ХХІ века» 3 часть, г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – С-П. : Международная исследовательская организация "Cognitio", 2015. – 172с.

  3. Ивашкевич В. Б. // Бухгалтерский управленческий учет: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008. – 574 с.

  4. Замбржицкая Е. С. / Анализ безубыточности в бухгалтерском управленческом учете: учеб. Пособие / Е. С. Замбржицкая, И. А. Литвинов. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2013. - 58 с.

Просмотров работы: 917