Наиболее ответственный момент для студентов наступает в период экзаменационных сессий. Период подготовки студентов к сессии насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление. Во избежание этого необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
Сессия - серьезный период в вузе, связанный с повышением умственной и психической нагрузи. Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот период студентам грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период учебы и подготовки к экзаменам в значительной мере помогают комплексы физкультурных минуток и пауз.
Основная цель - отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц или органам, например, глазам.
«Физкультурная пауза» применяется в специальные перерывы 1 - 2 раза в режиме учебного дня за полтора-два часа до обеденного перерыва или до окончания учебы. В эти моменты наблюдается наибольшее утомление и рассеивание внимания. Поэтому в течение обычно пяти минут выполняются 6 - 8 упражнений разминающего и отвлекающего характера, растягивание мышц, выполнявших силовую нагрузку.
Вашему внимаю я хочу представить комплекс физических упражнений, которые могут помочь избежать во время подготовки к сессии, переутомления.
Физкультурная микро пауза, активизирующая кровообращение в ногах:
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение:
Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Темп медленный
Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
Физкультурная пауза:
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти.
Исходное положение – основная стойка. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Темп медленный.
Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Темп средний.
Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Темп средний
Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Темп средний. Дыхание не задерживать.
Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Темп средний.
Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Темп средний.
Применив эти простые упражнения чувствуешь себя отдохнувшим и можно снова приступать к учёбе. В повседневной же жизни студентов и не только их, можно использовать следующие виды спорта - это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис. Они являются самыми полезными видами спорта.
Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производительной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности.
В заключение своего доклада я хотела бы сказать: « Физическая культура, как предмет должна существовать в каждом учебном заведении на протяжении всего периода обучения каждого студента. Все студенты должны заниматься тем или иным видом спорта в силу своих возможностей. Каждый из нас должен иметь хотя бы начальный уровень физической подготовки. Пусть, не обязательно для побед и медалей, а для себя и своего здоровья ».
Список литературы:
1.http://bibliofond.ru. Реферат .Тема: Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности. 2. http://www.referat.ru. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.3.http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FIZVOSP/UMK_DO/M_7/Fizkul_min.htm
4. http://referat911.ru. Физические упражнения.