ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ТУРИСТКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ТУРИСТКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Морозов А.А. 1, Евграфов И.Е. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Туристский лагерь позволяет детям различных возрастов получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода. Лагерь – школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребёнок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Туристско-краеведческий лагерь, расположенный в пределах родного края (40-50 км от города), экономичен для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создаёт возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей).

Относительно доступное расположение лагеря позволяет избежать большей части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребёнка, обычно возникающих при организации дальних туристских походов. Новичкам это облегчает получение согласия родителей. А успешное проведение лагеря становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

Актуальна возможность вывести детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.

В число участников лагеря могут быть включены даже такие дети, которые по свои физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

Педагоги, не имеющие вообще или имеющие минимальную туристскую квалификацию, которые ни при каких условиях не решаются идти в туристский поход с детьми, обычно соглашаются работать в туристском лагере.

Туристские лагеря – эффективная форма обучения любому виду туризма. Возможности лагеря не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Почему-то считается, что каникулы, в особенности летние, целиком должны быть отданы на развлечение и досуг («Дети должны отдохнуть от школы, от учёбы!»). Однако, школьные годы – время непрерывного интенсивного образования и развития личности. Непозволительная роскошь – рассматривать лагерь и туристические походы как чисто досуговую деятельность. Тем самым заведомо ограничивается образовательный, развивающий потенциал данных мероприятий. В туристских лагерях учебный процесс – практическая деятельность, содержание которой ненадуманно и призвано разрешать проблемы в жизни лагеря. Обучение построенное на живом интересе детей естественно вписывается во всю жизнь лагеря. Только формы и методы отличны от школьных. Не стоит забывать о том, что туристско-оздоровительные лагеря могут сыграть большую роль в становлении ребенка как патриота. На наш взгляд, нельзя в полной мере полюбить Родину, до конца не увидев её, а детские туристско-оздоровительные лагеря предоставляют и эту возможность.

Цель исследования: проанализировать формы физкультурно-массовой работы в детском туристско-оздоровительном лагере.

Результаты исследования. Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал.

Организация спортивного туризма в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие:

1) Занятия спортивным туризмом требуют хорошей физической формы и постоянного её совершенствования.

2) Занятия спортивным туризмом требуют большой практической подготовки учащихся, которая чередуется с теоретическими занятиями.

3) Курс занятий спортивным туризмом включает несколько этапов растягивающихся на несколько лет.

Туристский кружок, создаётся в школах, ПТУ, дворцах и домах творчества, в клубах по месту жительства, СЮТ с целью освоения детьми и подростками (учащимися) теории и практики туристов. Работают по учётно-тематическим планам и программам, подготовленным Центральной детской туристско-экскурсионной станцией или по авторским программам.

Существуют ТК спортивного (по видам туристские, например, лыжного, водного, пешеходного и другие) профиля. Руководителем ТК может быть педагог, работник внешкольного учреждения (СЮТ, базы юных туристов и т. д.), туристический организатор-общественник. В кружок обычно входят 15-20 чел. Руководитель вместе с кружковцами составляет перспективный план занятий на год, который наряду с походами и путешествиями обязательно включает подготовку к ним и подведение итогов. Занятия ТК проводятся 2-3 раза в неделю. Они включают теоретические занятия (беседы, доклады, конференции, пишутся рефераты), практические занятия, тренировочные походы, тематические экскурсии; кружковцы участвуют в районных городских слётах, соревнованиях и конкурсах. Во время походов юные туристы ведут поисково-исследовательскую и другую общественно полезную работу, выполняют спортивные нормативы по туризму.

Соревнования туристские, включают прохождение дистанции (маршрута, трассы) с преодолением естественных и искусственных препятствий, выполнение технических приёмов с использованием туристического снаряжения, выполнение специальной тактичности и технических заданий. Цель туристического соревнования – повышение мастерства туристов, выявление возможностей команд, обмен опытом, пропаганда туристов.

Для подготовки и проведения туристских соревнований создаётся оргкомитет во главе с руководителем организации, проводящей эти соревнования, или его заместителя. Основные обязанности оргкомитета: разработка «Положения о туристском соревновании», комплектование судейской коллегии, материально-техническое обеспечение, размещение, организация питания и медицинского обслуживания участников туристских соревнований и судей, подготовка и оборудование мест и мест хранения инвентаря и транспортных средств, обеспечение информацией работников печати, радио и телевидения. Непосредственное проведение туристских соревнований возлагается на судейскую коллегию.

Уровень технической подготовленности участников и квалификации судей должны соответствовать масштабу и классу туристских соревнований. Различают туристские соревнования всесоюзные, районные, городские и коллективов физкультуры. Класс соревнований определяется числом дистанций, количеством и сложностью препятствий, протяжённостью трассы и перепадом высот на ней, количеством и сложностью тактических и технических заданий; установлено 4 класса туристских соревнований от простейшего (1 класс) до сложного (4 класс). Дистанция туристских соревнований, как правило, разбивается на этапы, для прохождения которых отводится определённое время. Этапом может быть преодоление естественного или искусственного препятствия, выполнение технического приёма, связанного со способом передвижения или специального задания (например, по организации бивака, оказание медицинской помощи, определению местонахождения). Дистанция (количество этапов, сложность и вид препятствий, характер специальных заданий, время прохождения дистанции и т. д.) зависит от вида туризма и квалификации участников туристских соревнований.

Прогулка – представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, закаливание организма. В зависимости от времени года и подготовленность человека, прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия - это коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма является поход.

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдалённых от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

По продолжительности различаются походы однодневные, двухдневные и многодневные.

Выводы: Изучив формы физкультурно-массовой работы в детском туристско-оздоровительном лагере, мы можем определить наиболее эффективную среди них, и углубленно внедрять её в детские туристско-оздоровительные лагеря, для увеличения получаемых навыков детьми.

Просмотров работы: 1330