ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лисицкая Д.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

«Национальная программа» предусматривает: изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности; разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.

Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

По мнениюБ.Г. Ананьевачтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Чтение, как вид деятельности, процесс воспроизведения звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс называется декодированием и состоит из нескольких операций:

1. Опознание буквы и ее связи с фонемой (звукобуквенные связи)

2. Сложение нескольких букв в слог (навык слогослияния)

3. Слияние нескольких слогов в слово

4. Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу.

По мнению Иншаковой О.Б.в процессе чтения можно выделить 2 стороны:

- техническую (соотношение зрительного обзора с его произношением)

- смысловую (основная цель процесса чтения).

Понятие осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его знание.

В процессе чтения можно выделить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызвать в нашем сознании какие-либо изменения, которыми определяется понимание нами этого слова.

3. Оценка прочитанного.

Потребность – важнейший мотив чтения. У младшего школьника, который овладевает чтением, сначала возникает потребность научиться читать, то есть освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Освоив первоначальное чтение, мотив чтения меняется: ученику интересно понять, какая мысль автора скрывается за словами.

По мере развития чтения мотивы становятся все более сложными и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, узнать мотив действия героя, чтобы сделать его оценку; найти основнуюмысль в тексте разных жанров и т. д.

Н.Н. Светловкая разделяет читателей на:

1. Неквалифицированный читатель - может овладеть типом правильной читательской деятельности только путем работы с книгой и в мире книг; как следствие формирующегося типа правильной читательской деятельности у него возникает читательская самостоятельность.

2. Квалифицированный читатель - приобретает необходимые читателю знания, умения и опыт и возникает читательская самостоятельность. При этом, опираясь на полученную подготовку, он приобретает возможность самосовершенствоваться, как читатель, спонтанно, без каких бы то ни было других воздействий извне, кроме книги и мира книг.

Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как «личностное свойство», которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям.

Следует помнить, что для более продуктивной работы на уроках, учителю требуется развивать у обучающихся навык самостоятельного чтения.

Важнейшей же задачей школы, с точки зрения К. Д.Ушинского, является задача «приучить дитя к самостоятельной работе и к самостоятельной беседе с книгой, которая перед ним раскрыта. Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе».

Для раскрытия понятия «самостоятельного чтения» возникла необходимость рассмотреть понятие «самостоятельность» и «читатель», так как они на прямую взаимодействуют друг с другом.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено, что нет однозначного определения понятия «самостоятельность».

Существует несколько значений понятия «самостоятельность».

В толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова понятие «самостоятельность» рассматривается, как:

1. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

2. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

По мнению С.Ю. Головина в словаре практического психолога «самостоятельность» - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:

1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

«Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя - все ли и так ли понял, как надо, когда читал - развивает творческое воображение, приучает думать о книге и ее героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, о своем месте среди них».

В результате такого чтения и формируются школьники-читатели, которым присуща читательская самостоятельность - основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

В педагогической энциклопедии понятие «самостоятельность» определяется какочень важное свойство личности, которое характеризуется «двумя факторами: во-первых, совокупностью средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает личность», чтобы умело определить деятельность; «во вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми. Эти два фактора взаимосвязаны» .

Анализ научных источников показывает, что отечественными исследователями изучены отдельные вопросы, связанные с проблемой познавательной самостоятельности. В качестве средства ее формирования А.В. Даринский, Т.А. Ильина, М.П. Кашин, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, С.Г. Шаповаленко и другие рассматривают самостоятельную работу, разновидностями которой являются программированные задания, задания-тесты, алгоритмы и т.д.

Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.А. Половникова, М.Н. Скаткин, Г.Я. Шишмаренкова и др. предлагают формирование самостоятельной деятельности средствами решения учебно-познавательных задач. И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина др. - активизацию познавательной деятельности; П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина - применение системы обобщенных знаний, составляющих примерную основу деятельности; Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов,А. Зак, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др. - формирование приемов учебной деятельности.

Существует много различных определений понятию самостоятельное чтение. Рассмотрим некоторые из них:

1) К. Д. Ушинский: «Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его»;

2) Н. А. Рубакин: «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью»;

3)Г. Н. Наумчук: «Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации»;

4)О. В. Джежелей: «Читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта»;

5) С. И. Дорошенко: «Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное».

«Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».

Таким образом, самостоятельное чтение - это новое методическое понятие. Оно характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний; умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

Просмотров работы: 766