Внешнеполитический курс Франции уже давно стал значительным фактором развития международных отношений. Несмотря на то, что сейчас европейское направление является наиболее приоритетным во французской внешней политике, немалую роль играет средиземноморский вектор. В нем особое место занимают отношения со странами Магриба. Как сказал бывший премьер-министр Франции А. Жюппе: «Африка и Средиземноморье – два региона, представляющие для Французской Республики предпочтительную ценность» [1]. Действительно, Магриб является для Франции зоной жизненно важных интересов. Свою средиземноморскую политику Париж реализует как самостоятельно, так и через институты Европейского союза.
В связи с углублением европейской интеграции французско-магрибское взаимодействие всё чаще рассматривается через призму евро-средиземноморских отношений, но и в рамках ЕС Франция выступает в роли куратора средиземноморской политики и представляет Евросоюз в регионе, выступая инициатором множества проектов и стремясь придавать данной политике нужное направление.
Цель данной работы – выяснить, какие геополитические, экономические и иные интересы преследует Франция, развивая отношения с государствами Магриба. Эта цель будет конкретизироваться в следующих задачах:
- выяснить предпосылки тесного сотрудничества Франции и стран данного региона;
- разобраться в геополитических интересах Франции в регионе;
- охарактеризовать экономическую составляющую взаимодействия Франции и стран Магриба;
- понять, каким образом Франция продвигает свои интересы в Северной Африке через институты ЕС.
Предпосылки сотрудничества
Под Магрибом чаще всего понимают группу североафриканских стран, расположенных к западу от Египта. Это Алжир, Ливия, Тунис, Мавритания, Марокко, а также Западная Сахара. С ними Францию связывают крепкие узы, обусловленные в немалой степени колониальным прошлым. Все эти страны, за исключением Ливии и региона Западная Сахара, начиная с середины XIX в., постепенно колонизировались Францией. После завершения Второй мировой войны и последовавшего за этим распада колониальной системы, Парижу пришлось выработать стратегию сохранения влияния в Южном Средиземноморье в условиях жесткой конкуренции со стороны СССР и США. И в целом это ему удалось. Франция отстояла свои бывшие африканские колонии, и ни США, ни СССР не смогли в значительной степени ее потеснить. Этого удалось добиться не только благодаря прочным хозяйственным связям, сложившимся между метрополией и колониями, но и благодаря распространению французского языка и культуры в африканских странах. В странах Магриба французский язык так и остался государственным, а их жители принадлежат одновременно к двум культурам: арабо-мусульманской и французской. Марокканский король Хасан II сравнивал Марокко с деревом, которое дышит ветрами Европы. Марокканская нация в его понимании является синтезом западной и восточной культур [2]. Эти слова применимы ко всем странам Магриба.
Кроме этого, французское влияние в регионе сохранилось в виде законодательной базы, образовательной системы и в государственных институтах. Представители правящих элит в основном обучались во Франции, следовательно, французский опыт являлся основным при формировании системы государственного управления [3]. Еще один фактор, тесно связывающий Францию и Магрибский регион – массовая миграция, размеры который приняли колоссальный характер после деколонизации. В 1970-е гг. начинают формироваться отдельные районы проживания мигрантов. До сих пор ежегодно Франция встречает огромное число мигрантов, большинство из которых выходцы из стран Магриба [4].
Геополитическая важность Магриба для Франции
Южное Средиземноморье – важный для Парижа регион с точки зрения геополитики. Исторически данный регион считался сферой французского влияния, и сегодня Франция старается сохранить здесь свои позиции в противовес другим державам. Магриб является своеобразными «воротами» на Ближний Восток, а также плацдармом для дальнейшего продвижения в Африку. Развитие связей со странами региона и более тесная их интеграция по европейскому образцу дали бы возможность Парижу установить активное присутствие в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, наладить более тесные контакты с участниками арабо-израильского конфликта, вести переговоры и вносить более конкретные предложения. Более того, Франция заинтересована в успешном решении проблем безопасности в регионе [5].
Малейшая дестабилизация на Африканском континенте, особенно в северной его части, спровоцирует не только мощный поток иммигрантов во Францию, но и рискует вызвать напряженность в североафриканской диаспоре во Франции [6]. Не говоря уж о том, что процессы, происходящие в Южном Средиземноморье, непосредственно влияют на стабильность и безопасность всей Европы. В этой связи сотрудничество между службами безопасности Франции и стран Магриба является важной сферой их взаимоотношений. Активная работа проводится в сфере борьбы против терроризма, организованной преступности, наркоторговли и незаконной миграции.
Франция поддерживает с государствами Магриба активные военные связи. Широкое распространение получила практика совместных маневров. Так, в феврале 2007 г. состоялись учения военно-морских сил Франции и Алжира с целью отработки задач по перехвату «подозрительных судов» [7]. Помимо этого, в апреле 2008 г. Франция совместно с шестью другими членами НАТО и четырьмя североафриканскими государствами – Алжиром, Марокко, Тунисом и Мавританией, провела учения ВМС стран региона под условным названием «Феникс экспресс-08». Эти инициативы проводятся регулярно с 2006 г. и направлены главным образом на борьбу с международным терроризмом [8]. Всё это становится невероятно важным в связи с тем, что арабские страны Средиземноморского региона являются местами размещения и активной деятельности радикальных исламистских группировок, в том числе ДАИШ, очередным очагом распространения которой сегодня стала Ливия [9].
Еще одна причина, по которой Франция активизирует политику в Средиземноморье – стремление Парижа компенсировать усиление Германии на постсоветском и посткоммунистическом пространстве, что раньше, до распада СССР, являлось прерогативой Франции [10].
Экономические интересы Франции в регионе
Государства Магриба традиционно являлись важнейшими экономическими и торговыми партнерами Франции. В целом Африканский континент представляет собой основной рынок сбыта французской продукции и важный объект приложения французского капитала. Для стран Африки французский рынок – основной потребитель природных ресурсов – нефти, газа, урана, а также с/х продукции – хлопка, оливок и оливкового масла, овощей, цитрусовых и т.д. [11]
Значимость Южного Средиземноморья для Франции росла по мере увеличения в структуре энергетического баланса роли нефти и газа, источники которых постоянно открывались в регионе. Из Африки во Францию поступает ¼ часть всех импортируемых ею энергоносителей. Одним из основных поставщиков газа является Алжир, занимающий третье место по объемам поставок газа во Францию после Норвегии и Нидерландов. Важным поставщиком является также Ливия, газ из которой поставляется через ливийско-итальянский газопровод «Зеленый поток». В совокупности средиземноморский газ дает Франции 23,2 % газового импорта, что превосходит российские поставки [12]. Самыми крупными резервами нефти и газа в Северной Африке обладает Ливия. По запасам нефти она занимает пятое место среди стран-членов ОПЕК. До начала французской операции в Ливии страна занимала пятое место среди поставщиков нефти во Францию. При этом ливийская нефть считается достаточно дешевой, т.к. залегает близко к поверхности и себестоимость ее добычи невысока. Несмотря на то, что война в Ливии значительно подорвала поставки нефти в Европу, сейчас нефтедобыча в Ливии и транспортировка нефти почти полностью восстановлены [13].
Постоянный поток мигрантов из стран Африки, в конечном счете, заставил французские власти понять, что лишь реформ миграционной политики будет недостаточно для решения проблемы. Поэтому в интересах Франции способствовать росту экономики североафриканских государств. Этого можно добиться за счет создания рабочих мест, увеличения инвестиций в экономики стран региона, а также стимулирования там интеграционных процессов. Однако всему этому препятствует то, что в экономике стран Северной Африки сохраняется большая доля централизации и экономического протекционизма, рыночные отношения развиваются достаточно медленно, а частный сектор не получает должной финансовой поддержки. Заметно тормозит развитие интеграционных процессов и внутриполитическая нестабильность в странах Магриба. Это существенно снижает их инвестиционную привлекательность [14].
Взаимодействие Франции со странами Магриба в рамках программы
Евро-Средиземноморского партнерства
Постепенно Франция всё же уступает свои позиции в Средиземноморье Еврокомиссии и всё чаще реализует свои интересы в регионе с помощью институтов ЕС, нежели собственных. В ноябре 1995 г. на конференции в Барселоне был дан старт процессу Евро-Средиземноморского партнерства, предусматривающего создание широкой институциональной базы для более плодотворного сотрудничества с целью установления в регионе зоны мира, безопасности и всеобщего благосостояния. В рамках данной программы по инициативе Франции был создан Западно-Средиземноморский форум формата 5+5 в составе Франции, Португалии, Испании, Италии, Мальты, с одной стороны, и Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, с другой [15]. Этот форум, приостановив свою работу в 2003 г., был снова созван в 2012 г. при активном содействии французского президента Ф. Олланда.
Явным свидетельством того, что Франция в своей политике больше не может выйти за рамки, обусловленные ее участием в европейском строительстве, является попытка Н. Саркози воплотить в жизнь в 2007 г. проект Союза для Средиземноморья, предполагающий перезапуск сотрудничества стран Средиземноморского бассейна, но уже не в рамках ЕС. Проект вызвал жесткий протест канцлера Германии А. Меркель. Поэтому Франции, чтобы спасти проект, пришлось пойти на значительные уступки и пригласить все страны ЕС, Южного и Восточного Средиземноморья принять участие в новой организации. В рамках Союза осуществлялись некоторые долгосрочные проекты, такие как строительство автодорог вдоль побережья, строительство энергетической установки на основе использования солнечной энергии в Марокко, развитие малого и среднего бизнеса, очистка Средиземного моря и т.д. Однако по ряду причин, среди которых и недостаток финансирования, данный проект оказался низкоэффективным [16].
Заключение
Магриб занимает далеко не последнее место во внешнеполитической стратегии современной Франции. Это обусловлено как историческим прошлым и близостью региона, так и геополитическими и экономическими интересами. Франция и страны Магриба до сих пор считают себя связанными традиционными узами. «Средиземноморье – естественное пространство французской дипломатии, – заявил А. Жюппе, вступая в должность премьер-министра Франции в 1995 г. В условиях ограниченности финансовых потоков, которые Франция способна направить на помощь государствам региона, ей удалось привлечь коллег по ЕС к вопросам Евро-Средиземноморского партнерства. Парижу удалось вдохнуть новую жизнь в средиземноморскую политику Евросоюза, без финансовой помощи которого многие французские проекты, направленные на развитие Северной Африки и установление с ней более прочных связей, были бы похоронены.
Таким образом, у французско-магрибских отношений, безусловно, есть перспективы для развития. Однако многое будет зависеть от того, как Франция справится с «конфликтом цивилизаций», который проявляется на сегодняшний день в массовой миграции с Ближнего Востока, а также от стабильности на самом южносредиземноморском пространстве.
Список использованных источников и литературы
Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. – М., 2003. – С. 328.
Hassan II. Le defi. – P., 1976. – P. 189.
Франция и Африка // Африkана.ру. – URL: http://www.africana.ru/biblio/world/France.htm
Трофимова О.Е. Теракты во Франции: конфликт цивилизаций или недостатки ассимиляционной модели? // Официальный сайт ИМЭМО РАН. – 13.01.2015. – URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1460&printmode
Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. – М., 2014. – C. 241.
Белов И. Сложные отношения Франции и Магриба [Электронный ресурс] // Голос со всего мира. – 16.01.2011. – URL: http://ru.rfi.fr/obshchii/20110116-zhurnaly-slozhnye-otnosheniya-frantsii-i-stran-magriba
Подцероб А.Б. Франция – Магриб: два берега одной реки // Институт Ближнего Востока. – 22.07.2007. – URL: http://www.iimes.ru/?p=6029
Федоров В. Учения ВМС Средиземноморских стран «Феникс экспресс-08» // Зарубежное военное обозрение. – М., 2008. – № 7. – С. 64.
США и Франция начинают военную операцию в Африке [Электронный ресурс] // Newsli.ru. – 10.01.2016. – URL: http://www.newsli.ru/news/world/politika/19811
Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. – C. 235.
Азатян В.В. Интеграционные процессы в экономике стран Северной Африки. – М., 2000. – С. 85.
Тимофеев П.П. Политика Франции в области диверсификации импорта газа в 2000-е годы // Экология и энергетика: локальные ответы на глобальные вызовы. – М., 2012. – Вып. 7. – С. 50.
Лаумулин М.Т. «Арабская весна» 2011 года: социально-политические изменения на Арабском Востоке и их международные последствия. – Алматы, 2011. – С. 117.
Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учеб. пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2002. – С. 178.
Cardwell P.J. The Common Foreign and Security Policy of the European Union as a System of Governance: the Euro-Mediterranean Partnership. – Edinburgh, 2008. – P. 187.
Ильин А.В. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза и формирование региональной политической системы // Европа. – Тюмень, 2013. – С. 58.