Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но изложение должно быть построено по плану или средством графических изображений, отдельные части изложения связаны друг с другом. Учитель обращает внимание на особенности данного текста, на количество действующих лиц в рассказе, на композицию рассказа. Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит и составление плана. Навыки составления плана требуют умения обобщать в двух-трех словах основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к неозаглавленным текстам или к частям текста, нахождение в тексте отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой (графическим изображением), заглавием к части прочитанного рассказа. Учитель предлагает отобразить прочитанное на бумаге с помощью рисунка без его наводящих вопросов, младшие школьники переходят к пересказу методом графических изображений. Не вызывает сомнения значение работы над планом для умственного развития детей: он учит детей производить анализ и синтез, абстрагировать и обобщать, отделять главное от второстепенного и т.д.
Так постепенно младшие школьники овладевает умением писать изложение готового текста. При этом речь обогащается новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями, развивается образное мышление, младшие школьники учатся строить связную речь, развертывать сюжет рассказа в определенной последовательности, т.е. по плану.
Для того чтобы изложение оказалось действительно полезным для языкового развития младшим школьникам, необходима подготовка к восприятию текста и к его изложению. Полезно накануне изложения организовать в классе чтение рассказа на близкую тему, провести словарную работу, сосредоточить внимание на особенности текста, организовать наблюдение за природой или провести экскурсию в природу и отобразить увиденное в рисунках.
Подготовке к изложению в значительной мере может способствовать и внеклассная работа: внеклассное чтение, прослушивание музыкальных произведений, читательские конференции. Формой подготовки к изложению могут послужить интересные, богато иллюстрированные уроки по окружающему миру. В некоторых случаях вполне допустимо более глубокое осмысление текста.
Тексты для изложений должны быть близкими детям, затрагивать их стремления, опираться на их жизненный опыт. От младших школьников учитель требует, прежде всего, выявление основной мысли прочитанного текста, затем коллективно определяют на какие части делится текст, какова связь между ними.
Чтобы правильно передать содержание текста, необходимо тренировать различные виды памяти, а также учить детей рациональным способам запоминания текста. Существуют несколько способов:
- методика «Пиктограмма» (развитие образной памяти на основе ассоциаций);
- запоминание текста по опорным словам;
- использование эмоций при запоминании (информация запомнится лучше, если предать ей эмоциональную окраску);
- запоминание на основе логического объединения (отдельные слова объединяются в предложения или словосочетания).
Вспомним одну из важных идей теории Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка: то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно. Текст, который учитель предлагает ученику для изложения, - это своеобразная «помощь взрослого» в сложном деле обучения построению высказывания.
Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если, во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только доступен младшим школьникам, но и может повести их за собой, т.е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих младших школьников; а во-вторых, если пересказ будет выполнятся осознанно, по следам проведенного анализа; в-третьих, передача текста методом графических изображений. Из этого замечания следует два методических вывода: 1) текст для пересказа нужно специально выбирать, отдавая себе отчет, на какие именно вопросы содержания, построения предложения, выбора слов учитель считает нужным обратить внимание младших школьников; 2) изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств, легкости изображения прочитанного в рисунках (стоп-кадрах).
Изложения служат хорошим средством подготовки младших школьников к творческим работам, если обеспечивается система работы над ними их разнообразие.
Таким образом, воспроизведение содержания прочитанного в начальных классах следует начинать с не больших по объему и легких по содержанию прозаических произведений – рассказов или статей. Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, младшие школьники остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное. После того, как младшие школьники пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к графическому отображению, а затем, с помощью стоп-кадров, к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в содержании пересказа и изложения. Изложение должно быть построено согласно графическому плану, отдельные части изложения связаны друг с другом. Таким образом, пересказ, составление графического плана прочитанного текста готовят детей к изложению.