Л.С. Выготский писал, что под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.
Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения. Деятельность читателя в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объёма, движения. Но если помочь читателю включить эмоции, воображение, то будет услышан звук, увиден цвет, почувствовано движение
Одним из видов творчества является «стихотворство». Корней Иванович Чуковский писал: «в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Если мы возьмём учебник «Литература» под редакцией Н.Д. Тамарченко и Стрельцовой для первого класса, то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок, а также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.
Но кроме этого авторы предлагают ребятам попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:
Антошка – картошка,Соломенная ножка
Сам с ноготок,Голова с локоток
Прокоп – укропМедный лобСам с аршинГолова с кувшин
Лешка – лепёшкаГолова с лукошкоШапка колышкомНоги брёвнышком
Даётся задание:
«Попробуй нарисовать иллюстрации к этим дразнилкам»
Или: «Нарисуй диафильм к этой небылице:
Шла лисица по мостуНесла вязанку хворостуВытопила баньку,Выкупала ВанькуПосадила в уголокДала сладкий пирожок».
Или при изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.
Что значит дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство? Произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Такая работа начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с уроков обучения грамоте, на которых используется много стихотворного материала, например, Азбука в картинках «Про всё на свете», «Забавная азбука» С.Я Маршака и т.д.
Затем можно организовать стихотворные диалоги разной степени трудности.
Двум ученикам даются две одинаковые карточки и после двух – трёх минут подготовки предлагается прочесть диалог учителю и всему классу.
Например, «историю о храброй собаке»
1.Собака, что лаешь?
2.Волков пугаю.
1. Собака, что хвост поджала?
2. Волков боюсь.
После нескольких таких занятий дети уже могут сочинить, например, такое:
На берёзе теремок,Не висит на нём замокВсё открыто для жильцовДля товарищей скворцов
При изучении народных или литературных сказок открываются широкие возможности для развития творчества. Вначале детям предлагаются разные игровые ситуации по созданию сказок, которые предлагает нам Джанни Родари:
Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным .далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую
Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить.
Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха.
Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.
Когда дети будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.
Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве
Ярко это проявляется в диалогах. Диалог может быть устный и письменный. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме.
Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним.
Эта работа трудна. И пусть вначале не у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних другие тоже включаются в работу. Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным «автором» или читателем, но поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.
Когда в работе учитель использует задания творческого характера, учащимся нравятся уроки чтения, они начинают больше читать. Нет проблемы дословного пересказа текста, так как в работе чаще используются такие пересказы как:
Пересказ от имени героя
Пересказ по иллюстрации
От лица рассказчика
Продолжение сюжета
Кроме того уроки становятся более разнообразными, это и минутки поэзии, где ребята пробуют себя в сочинительстве четверостиший, словесное рисование какого-либо эпизода.
Разные виды чтения:
Чтение по ролям
Чтение пересказ
Чтение того что вымышлено, а что правдиво
Прочитать с помощью жестов, когда один читает , а другой изображает
Нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.
Таким образом, достигаются следующие результаты: темп чтения увеличивается, ошибки при чтении становятся значительно реже, чтение становится более выразительным и самое главное появляется желание читать, что для развития учащихся очень важно.