Таблица 2 – Сопоставление действий и операций, из которых складывается деятельность по выполнению эксперимента, с метапредметными результатами, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС
План деятельности по выполнению эксперимента |
Метапредметные результаты обучения физике учащихся (ФГОС) |
|
Ученик должен самостоятельно ставить цели. |
|
Самостоятельно выдвигать гипотезы. |
|
Умение предвидеть результаты своих действий. Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач |
а) какие наблюдения провести; б) какие величины измерить; в) приборы и материалы, необходимые для проведения опыта; г) ход опытов и последовательность и выполнения; д) выбор формы записи результатов эксперимента. |
Планировать пути достижения целей. Выявлять главное. Умение воспринимать, создавать, перерабатывать (перекодировать) и предъявлять информацию (знаки и символы, модели и схемы, др.) в разной форме. |
|
Определять способы действий в рамках условий. |
|
Самостоятельно приобретать знания. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. |
|
Умение воспринимать, создавать, перерабатывать (перекодировать) и предъявлять информацию (знаки и символы, модели и схемы, др.) в разной форме. |
|
Расчет полученных измерений. |
|
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, классифицировать. Строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. Проводить самоконтроль, коррекцию, самооценку (рефлексию). Развитость речи, умения выражать свои мысли, докладывать о результатах своего исследования. Умения выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Формулировать, аргументировать, представлять и отстаивать своё мнение. |
Таким образом, в процессе выполнения действий и операций, из которых складывается лабораторная работа, может происходить формирование метапредметных результатов, а также обобщенных экспериментальных умений. Возникает вопрос: как эти лабораторные работы проводить? Распространенная методика, где учащиеся не составляют сами план её проведения, а переписывают готовый, не могут привести к вышерассмотренному результату. Современная методика должна опираться на III тип ориентировочной основы действия теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной [2]. Нами была разработана и проведена лабораторная работа в 7 классе «Определение выталкивающей силы. Выяснение условий плавания тел». Вводная беседа к лабораторной работе строится на первых пяти пунктов плана. Ученики самостоятельно поставили цель лабораторной работы. На основе направляющих вопросов учителя самостоятельно выдвинули гипотезу: на тело, находящееся в жидкости, действуют сила тяжести со стороны Земли и сила Архимеда со стороны жидкости. Они могут соотноситься по-разному, поэтому по-разному тело ведет себя в жидкости – тело тонет, плавает внутри жидкости и когда всплывает на поверхность. Выяснили, какие величины будем измерять, а какие нам известны. Затем – какие приборы для этого потребуются. Учащиеся составляют ход работы, затем ее выполняют.
Рис. 1 – Анализ деятельности учащихся при проведении лабораторной работы «Определение выталкивающей силы. Выяснение условий плавания тел» 1 – цель; 2 – гипотеза; 3 – условия проведения; 4 – проводимые наблюдения; 5 – измеряемые величины; 6 – использованные приборы; 7 – последовательность выполнения; 8 – форма записи результатов; 9 – отбор приборов и материалов; 10 – сбор установки; 11 – проведение опыта; 12 –математическая обработка; 13 – анализ результатов
Мы видим, что у учащихся хорошо сформированы такие метапредметные результаты как: постановка цели, выявления условий проведения, выявление использованных приборов, сбор установки, проведение опыта и математическая обработка. И менее сформированы такие как: выдвижение гипотезы, проводимые наблюдения, измеряемые величины, последовательность выполнения и анализ результатов. На основе пооперационного анализа деятельности учащихся при выполнении эксперимента мы оценили результаты проведенной лабораторной работы (рис.1). Коэффициент полноты ее выполнения равен 75%, т.е. учащиеся в целом умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике. Т.к. коэффициент завершенности (по В. П. Беспалько [1]) равен 70 %, то можно утверждать, что учащиеся умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике, сформированные умения применят в других работах (т.е. умения являются обобщенными).
Такой способ проведения лабораторной работы способствует формированию и развитию метапредметных результатов. Следующая лабораторная работа была проведена и дана учащимся в готовом виде по теме «Выяснение условий равновесия рычага».
Результаты пооперационного анализа покажем на рисунке в виде гистограммы.
Рис. 2 – Анализ деятельности учащихся 7 класса при проведении лабораторной работы «Выяснение условий равновесия рычага» 1 – цель; 2 – гипотеза; 3 – условия проведения; 4 – проводимые наблюдения; 5 – измеряемые величины; 6 – использованные приборы; 7 – последовательность выполнения; 8 – форма записи результатов; 9 – отбор приборов и материалов; 10 – сбор установки; 11 – проведение опыта; 12 –математическая обработка; 13 – анализ результатов
Можно сделать вывод, что у них не сформированы метапредметные результаты: умение ставить цель, выдвигать гипотезу, воспринимать, создавать и перерабатывать информацию и др. Коэффициент полноты выполнения лабораторной работы равен %27= K В этом случае можно утверждать, что учащиеся не умеют выполнять фронтальные лабораторные работы по физике, обобщенные умения не сформированы. На основе анализа лабораторных работ, которые выполняются по готовым описаниям, коэффициент полноты их выполнения не превышает 30– 40 %.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 228 с.
3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.