Каждое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скорость и координацию. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль, особенно у детей.
Многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Проведя анализ научно - методической литературы по проблематике исследования показали, что вопросом развития гибкости детей 1-3 классов уделяется достаточное внимание. Анализ и обобщение научно-теоретических положений показало большую важность направленного воспитания гибкости в младшем школьном возрасте. Обобщение опыта работы специалистов по физической культуре, в области исследуемой проблемы, позволил выявить, что вопросы воспитания гибкости в условиях школы не получают достойного внимания
Нами было проведено анкетирование педагогов физической культуры, с целью изучения их отношения к методике развития гибкости у младших школьников.
Проведя анализ результатов анкетирования, мы выяснили, что требуется серьезная работа не только с учителями физической культуры для применения способов и методов развития гибкости, но и собственно с учащимися. Необходима разработка новых комплексов и методик для развития гибкости учащихся, повышение уровня мотивации и интереса к занятиям. Но прежде всего, требуется серьезная работа по обновлению и закупке учебного оборудования и инвентаря в школах, который бы соответствовал всем нормам и требованиям.
На основании анализа нами был разработана методика упражнений для развития гибкости и совершенствования физической подготовленности учащихся.
Данная методика предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 2 комплекса упражнений на каждую учебную четверть. Время, отводимое для выполнения одного комплекса на занятии, составляло не более 12-15 минут.
Таблица 1.
Комплекс упражнений
№ недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
№ занятия |
||||||||
1 |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
3 |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
1 комплекс |
2 комплекс |
2 комплекс |
Комплекс №1
1. И.п. - основная стойка ноги врозь, руки перед грудью, кисти прямые. Сгибание и разгибание кистей.
2. И.п. - основная стойка ноги врозь, в левой руке набивной мяч. Левую руку поднять вверх, согнуть ее за головой, правую руку опустить вниз и согнуть за спиной. Переместить набивной мяч из левой руки в правую. Затем поменять руки.
3. И.п. - основная стойка лицом к шведской стенке: на 1-3 пружинящие наклоны туловища вперед, на 4 - и.п. (руки прямые, спина прогнута).
4. И.п. - основная стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-3 пружинящие наклоны туловища к правой ноге, левой, вперед, на 4 - и.п. (при наклонах стараться достать пола ладонями, ноги в коленях не сгибать).
5. И.п. - основная стойка с, ноги на ширине плеч. На 1-2 - пружинящие наклоны туловища вперед, на 3 - руки за спину, прогнуться назад как можно больше, на 4 - и. п
6. И. п. - основная стойка ноги врозь, руки по швам. Нa 1-4 - наклоны вперед круговое движение туловищем вправо, на 5-8 - влево, (при наклоне туловища назад руки вверх).
7. И.п. - основная стойка правым боком к шведской стенки. Махи левой ногой вперед, назад, в сторону. Тоже самое другим боком.
8. И.п. - основная стойка лицом к шведской стенки, положить левую ногу на шведскую стену, руки вниз. На 1-3 - пружинящие наклоны туловища к левой ноге, на 4 - и. п., на 5-8 - к другой ноге.
9. И.п. - основная стойка правым боком к шведской стенки, левая нога на шведской стенки, руки на поясе. На 1-3 - пружинящие наклоны туловища к правой ноге (достать кистями пола), на 4 - и.п., на 5-8 - к другой ноге.
10. И.п. - широкая стойка ноги врозь опираясь руками о пол. Пружинящие движения в шпагате с опорой руками о пол.
Комплекс №2
1. И.п. – основная стойка ноги врозь, руки перед грудью . На 1-2 - круговое движение назад правым плечом, на 3-4 - левым, на 5 - поднять плечи, голову вытянуть, на 6 - опустить плечи, на 7 - и.п.
2. И.п. – основная стойка ноги врозь, кисти в замок перед грудью. Круговые движения кистями
3. И.п. – основная стойка, ноги на ширине плеч. На 1-2 пружинящие наклоны туловища вперед, на 3 - руки назад, прогнуться назад, на 4 - и. п.
4. И. п. – основная стойка ноги врозь, руки перед грудью. Нa 1-4 наклоны вперед круговое движение туловищем вправо, на 5-8 - влево, (при наклоне туловища назад, руки вверх)
5. И.п. - сед ноги врозь, руки сзади. На 1 - оторвать таз от пола (опираясь на кисти и стопы) - прогнуться, на 2 - мах левой ногой, на 3 - приставить ногу, на 4 - и. п., на 5-8 - другой ногой.
6. И.п. - сед на пятках с наклоном туловища вперед. На 1-4 выпрямляясь (через стойку на коленях) поднять руки вверх и прогнуться назад как можно больше, на 5-8 - и. п.
7. И.п. - упор лежа на согнутых руках (ноги слегка разведены). На 1-2 - медленно выпрямляя руки поднимать с поворотом вправо сначала голову, затем грудь (таз от пола не отрывать), прогнуться в спине как можно больше, на 3-6 - удерживать это положение, стараясь увидеть левую ногу, на 7-8 - и.п., на 9-16 - то же, но в другую сторону. После упражнения сделать несколько наклонов вперед.
8. И.п. - лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи. Прогнуться в спине как можно больше. Задержаться в этом положения 2-3 с, а затем вернуться в и.п.
9. И.п. - стойка ноги врозь на коленях, руки внизу, стопы оттянуты. На 1-3 - пружинящие приседания (стараться достать ягодицами пола).
10. И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-2 - глубокое приседание (колени разведены в стороны, спина прямая, пятки от пола не отрывать), на 3-4 - и. п.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что разработанный нами комплексы упражнений могут являться базой для развития гибкости и будут реализованы в образовательном процессе школы.