ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Краснова Н.Л. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Краснова Н. Л.

студентка 4 курса

психолого-педагогического факультета

Чебоксары Россия,

ESPECIALLY THE MEMORY OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Krasnova N. L.

the 4th year student of psycho-pedagogical faculty

Cheboksary, Russia

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена.

Детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены.

Традиционно хорошая память связывается с памятью на слова, а младшие школьники при запоминании словесной информации больше склонны к механическому запечатлению материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, близкое к тексту воспроизведение информации – результат добросовестного выполнения ребенком домашней работы, школьник старается заучивать материал наизусть. Стоит также упомянуть, что учащиеся младших классов еще не владеют развернутой речью, поэтому и прибегают к дословному воспроизведению.

Произвольное внимание ребенка – это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагоги для развития памяти младших школьников проводят специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.

Мы проводили экспериментальную работу на базе «СОШ №19» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 23 учащихся – учащиеся 2 «Б» класса, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Средний возраст обследуемых составляет 9 лет. Степень успешности занятий учащихся различна, но отстающих детей нет. Диагностика проводилась в первой учебной четверти.

Первая методика «Диагностика опосредованной памяти». Данная методика позволяет выявить уровень развития опосредованной памяти. Исследование проводилось индивидуально. Ребенку последовательно одно за другим зачитывали следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть отобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

При первичной диагностике памяти по методике «Диагностика опосредованной памяти» были выявлены следующие результаты: 2 учащихся (8,7%) имеют высокий уровень памяти, 11 (47,8%) – хороший, 8 (34,8%) – средний, 2 (8,7%)–низкий.

Вторая методика «Заучивание 10 слов». Методика заучивания десяти слов дает возможность изучить процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Испытуемому зачитывались следующие слова:Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

По методике «Заучивание 10 слов» были выявлены следующие результаты: 5 (21,7%) учащихся имеют высокий уровень, 13(56,6%) – средний, 5(21,7%) – низкий.

После анализа результатов первичной диагностики была отобрана группа учащихся с наиболее низкими показателями развития памяти, а также составлена коррекционно-развивающая программа. Программа включила в себя пять занятий.

Нами был разработан и проведен практикум для родителей с выдачей рекомендаций по развитию процессов памяти младших школьников. К рекомендациям относятся несколько упражнений, но занимаясь с ребенком, родителям необходимо обязательно соблюдать несколько условий. Во-первых, родитель должен проконтролировать, что упражнения были ребенком поняты и, самое главное, что они будут ребенку интересны. Во-вторых, не нужно превращать их в дополнительный урок. Многие вещи вполне можно делать, например, во время прогулки, поездок в транспорте, в очереди к врачу.

Все игры и упражнения, которые мы предлагаем для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даёт возможность выполнять их с детьми в домашних условиях правильно.

Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один. Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Родителям необходимо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Работа учителя в классе и родителей дома приведет к успешному развитию процессов памяти школьника, стимулированию его саморазвития.

Память – сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по развитию памяти, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. В связи с этим, готовясь к урокам, педагогу надо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Учителю необходимо добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду: независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно.

Очень важно и в тестировании, и в коррекции памяти ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запомнить тот или иной материал.

Таким образом, с раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям: механическая память постепенно дополняется и замешается логической; непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств; непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная), кроме того независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания.

Список литературы:

  1. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология. Схемы. / Б. Б. Айсмонтас. – Москва : Владос-Пресс, 2003. – 288 с.

  2. Как развивать хорошую память и запоминать цифры / И. Ю. Матюгин, Е. Л. Жемаева, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова. – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 704 с.

  3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. / В. Г. Крысько. – Минск : Зарвест, 2000. – 384 с.

  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. С. 88-125.

  5. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов по спец. 050707 Педагогика и методика нач. образования / Чуваш. гос. пед. ун-т ; сост. Т. В. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2010. – 141 с.

  6. Современная экспериментальная психология [Электронный ресурс] : в 2 т. Т. 2 / под ред. В. А. Барабанщикова. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – 493 с.

5

Просмотров работы: 9514