У некоторых дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, чувство совместности, сопереживание, они не желают с ними играть, выполнять совместные задания и общаться. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками, готовности к совместной деятельности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как один из способов решения социально-педагогических проблем.
Согласно культурно – исторической концепции Л.С.Выготского, именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы.
Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Составляющими компонентами совместной деятельности выступают: общая цель; общий мотив; совместные действия и общий результат.
Основы совместной деятельности складываются в старшем дошкольном возрасте. На этой ступени детства, во взаимоотношениях детей начинает формироваться коммуникативная и социальная компетентность. Одной из потребностей ребенка этого возраста становится общение и стремление к совместным действиям со сверстниками. Дети, взаимодействуя между собой в совместной деятельности, учатся распределять обязанности, согласовывать свои действия, уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.[2]
Но независимо от вида деятельности, дети испытывают трудность в принятии общей цели и часто воспринимают ее как индивидуальную.
Важным фактором формирования совместной деятельности детей в дошкольной организации является создание условий. К условиям дошкольной образовательной организации относятся 1. Организационные условия: пространственные (требования группы) и временные (режим ДОО); 2. Педагогические условия: позиция воспитателя.
В режиме дня дошкольной организации детям выделяется примерно 3 часа на самостоятельную деятельность, включая прогулку. В это время дети играют в совместные игры со сверстниками, либо предпочитают одиночные игры.
Под позицией воспитателя подразумевается его педагогические представления о совместной деятельности дошкольников, педагогические «инструменты» для создания совместной деятельности.
Вначале общения детей, первым посредником их отношений выступает воспитатель, который помогает детям наладить контакты. Одним из условий плодотворного педагогического взаимодействия является наличие положительного эмоционального настроя, доверия, взаимоуважения, обеспечивающих определенное равенство позиций воспитателя и ребенка, их сотрудничество. При организации совместной деятельности взрослого и ребенка важно создание равнозначных позиций, но все же с учетом возраста, возможностей и умений ребенка.
На первом этапе работы необходимо понять и выбрать, как организовать совместную деятельность, в какой форме, чтобы детьми она была понята как совместная. Вначале следует предлагать такие формы совместной деятельности, которые включают в себя несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания. На этапе формирования совместности нужно разделять большие детские группы на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
Далее необходимо обсудить с детьми, разъяснить им, по возможности, общие цели деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия, и они умеют удерживать некоторые задачи.[1]
Таким образом, начальные навыки совместной деятельности закладываются у детей старшего дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы, обозначаются тенденции в развитии основ индивидуального стиля социального поведения ребенка.
Условия для развития совместной деятельности в группе дошкольников должны быть следующие: наличие пространства и свободного времени; доброжелательные отношения среди детей; поддержка взрослого; определение структуры детской совместности; формирование малых групп; самостоятельные формы детской деятельности.
Список используемых источников:
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
Рудовская И. Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни. - В сб.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М., 1968, с. 43-47.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html