ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Геворкян А.И. 1, Переверзева Е.С. 1
1Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время международный терроризм становится все более глобальной, масштабной проблемой XXI века. В результате преступной деятельности наиболее опасных террористических и экстремистских организаций странам наносится огромный экономический, социальный и политический ущерб.

Cобытия последних 10 лет показали, что искоренить терроризм, а так же найти универсальные, приемлемые для всех стран методы минимизации данной угрозы очень сложно. Многие вопросы, касающиеся анти- и контртеррористической политики, до сих пор остаются предметом ожесточенных дебатов. Одним из самых сложных является вопрос о том, как в условиях борьбы с терроризмом, требующей от государств принятия чрезвычайных мер по предотвращению терактов и привлечению к ответственности лиц, подозреваемых в их осуществлении, обеспечить соблюдение фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, а также национальной и экономической безопасности стран.

Международный терроризм является одним из наиболее опасных проявлений преступности, с которым сталкиваются государства на данный момент. В условиях политической нестабильности сложно сказать кого именно может коснуться данная проблема, поэтому политика государств, несомненно, должна включать в себя проведение контртеррористических мероприятий с целью предотвращения экономических, социальных, политических потерь, а так же минимизации жертв террористической деятельности.

Анализируя содержание понятия «терроризм», следует отметить, что в зарубежной социальной - политической литературе их насчитывается около ста1, а в международном праве – около четырехсот2. Это объясняется тем, что терроризм имеет не одинаковое проявление в различных странах, с учетом политической, экономической обстановки, а так же национальных, религиозных и культурных традиций.

Терроризм представляет собой наиболее опасное проявление политического экстремизма в международных масштабах. Можно сказать, что по своей сути терроризм представляет собой обусловленное социальными или политическими мотивами либо идеологически обоснованное систематическое применение насилия либо угрозы насилия в отношении физических лиц, их устрашение, психологическое давление для достижения своих целей.

Сам феномен терроризма является далеко не новым явлением, он уходит корнями далеко в глубь истории, но в процессе эволюции видоизменялись формы его проявления под влиянием экономической, политической, социальной обстановкой того или иного исторического времени. Терроризм сегодня отличается по своим целям, объектам, тактике действия, а так же средствам борьбы.

Одним из направлений деятельности террористических организаций, либо, как следствие покушения на государственную целостность государства является ухудшение экономического положения страны, как общем, так и непосредственно воздействуя на определенные сферы экономической жизни общества. Террористы используют различные способы подрыва экономической безопасности, используя дискриминационные экономические средства атаки. Например, для достижения своих целей террористические и экстремистские организации в рамках конкурентной борьбы между корпорациями могут «играть» на понижении стоимости акций конкурента, их скупке, доведения до банкротства и т. д. Создание экономических барьеров, ухудшение условий жизни и снижение ее уровня — проявления экономического терроризма одних социально-эко­номических групп по отношению к другим. На еще более высоких уровнях экономи­ческий терроризм достаточно часто может стать инструментом воздействия в сложных политико-экономических отношениях. Так, достаточно часто используемые на практике экономическая блокада, введение разного рода эмбарго и запретов на ввоз или вывоз тех или иных товаров представляют собой средства экономического насилия, применяемые для устрашения противников и принуждению к изменению намерений, в том числе и на межгосударственном уровне. «Экономическим терроризмом», к примеру, называли кубинцы блокаду, организованную американцами после прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро. Данный термин так же использовали советские власти в оценке принятой конгрессом США поправки Джексона - Вэника, ограничивающей экспорт в СССР вы­соких технологий.

Особенностями, основными чертами современного международного терроризма являются3:

- количественный рост террористических актов, циничность и жестокость их исполнения; высокий уровень финансирования террористической деятельности;

- использование различными государствами отдельных террористических группировок для расширения сфер геополитического влияния;

- участие международных террористических организаций в распространении своего влияния на другие регионы, активные попытки установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей, полезных ископаемых;

- профессионализм и подготовленность террористов на основе большого опыта их участия в различных конфликтах;

- интернациональный характер террористических группировок;

-активные попытки овладения оружием массового уничтожения для его возможного использования;

- связь терроризма с наемничеством;

- возросшая техническая оснащенность наиболее опасных террористических группировок;

- размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом;

- установление устойчивых связей между террористическими организациями и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом;

- попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности видимость национально-освободительной борьбы;

- появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).

Международные террористические группировки совершенствуют работу по проникновению в общественные организации, государственные структуры, различные сегменты промышленного и финансового мира с целью вербовки агентуры, контроля сфер политической, экономической и социальной жизни общества, а также оказания воздействия на направленность их деятельности. В результате этого создаются особо опасные конспиративные ответвления международной организованной преступности.

Особую актуальность в сложившихся условиях приобретает осмысление феномена современного терроризма и механизмов противодействия ему. В последние несколько лет террористические организации ставят перед собой все больше экономические цели. Некоторые из них фактически превратились в сетевые структуры и способны не только полностью профинансировать свою деятельность, но и накапливать финансовые ресурсы для ее расширения, а также для финансирования научных исследований, направленных на разработку оружия массового уничтожения для террористических целей.

Терроризм ставит целью попросту ликвидировать права человека, демократию и законность, а следовательно, и нанести урон национальной безопасности, и как ее основной составной части – экономической безопасности.

Следует обратить внимание на то, что на международном уровне постоянно ведется борьба с террористическими организациями, совершенствуются методы контртеррористической деятельности, надо сказать, является довольно эффективной. Но не смотря на это, потенциал террористических группировок набирает все большие обороты. Объясняется это тем, что ведется серьезная подготовка террористов, возрастает их «профессиональный» уровень, террористические акты носят разрушительный характер, совершенствуются способы вербовки граждан, следовательно, возрастает количество террористических организаций и их численность, что существенно повышает их активность.

На современном этапе существует множество факторов, способствующих повышению потенциала терроризма. К ним можно отнести большой объем ресурсов, находящихся в распоряжении террористов. Современное техническое оборудование, средства связи, транспорт – все это становится доступным к использованию в террористической деятельности. В том числе, легитимность деятельности террористов, то есть оправданность и поддержка со стороны определенной части населения приводит к тому, что люди сами предоставляют террористам необходимые средства, информацию и так далее. Так же имеют место факты международной поддержки деятельности террористов, которая заключается в подготовке и обучении террористов, снабжение необходимым орудием, боеприпасами, предоставлении разведывательной информации, обеспечение документами, предоставлении лидерам террористических организаций дипломатических привилегий, финансовой поддержке. Именно противодействие финансовой основе терроризма является главной проблемой обеспечения экономической безопасности страны.

Одним из главных способов негативного воздействия на экономику государства является психологическое давление. У людей в результате начала террористических действий появляется впечатление, что они будут продолжаться и впредь. В первую очередь, это влияет на бизнес данного региона, который считается непригодным для инвестиций. Предприниматели для того, чтобы обезопасить себя от возможных убытков включают в стоимость своих товаров дополнительную премию за риск, что ведет к снижению деловой активности и росту цен. Так же, немалые средства уходят для того, чтобы обезопасить объекты торговли, возникают убытки из – за удлинения сроков поставки, из-за простоев на границе и др. Террористы внимательно следят за торговыми потоками, стремясь нанести странам существенный экономический ущерб.

Помимо чисто психологического воздействия, террористы используют и экономические методы, такие как создание условий длительного экономического спада, когда разбогатеть могут лишь малая часть населения и происходит изъятие материальных ценностей у подавляющего большинства населения в пользу других (расторопного меньшинства). Присвоение осуществляется везде и всегда примерно одинаково. Процедура тесно связана с возникновением нового права, на основании которого расторопное меньшинство начинает претендовать на ценности, ему прежде не принадлежавшие. Очевидно, что в такой ситуации происходит полная дезорганизация, общество перестает нормально функционировать, развивается бандитизм и мародерство.

Можно сделать вывод, что в настоящее время сложилась целая «экономика террора», целью которой является финансовое обогащение и создание благоприятных материальных условиях для осуществления организациями террористической деятельности. Под ней подразумевается нелегальная, теневая экономика, коррупция, противодействие легальной экономической деятельности. То есть мы говорим о целой системе способов финансовой поддержки терроризма, которая парализует практически все элементы экономики страны.

Исходя из анализа контртеррористических мер, проводимых государствами, можно сделать вывод, что наше понимание объективных угроз террористической деятельность еще не «перестроилось» на новый уровень, в то время как террористические организации с большим опережение изобретают новые методы воздействия на жизненноважные аспекты обеспечения национальной безопасности государства. Порой незаметным становится процесс сосредоточения власти в экономической и политической сферах, принятие антиобщественных решений, что является угрозой системы сдержек и противовесов, призванной обеспечивать контроль институтов власти.

Следовательно, считаем необходимым рассмотреть пути решения данной проблемы с целью предотвращения деятельности террористических организаций и обеспечения экономической безопасности страны.

Для обеспечения эффективной защиты экономических интересов на национальном уровне необходимо наличие соответствующей системы государственных органов, а также надлежащего управления. Ниже перечислены некоторые элементы надлежащего государственного правления:

- законность и верховенство права;

- отсутствие коррупции;

- отсутствие дискриминации;

- объективность процедур в процессе принятия решений;

- объективность в отношении существа дела в процессе принятия решений;

- эффективность;

- независимость аппарата государственной службы;

- право на судебный пересмотр решений независимым и беспристрастным судом;

- доступ к информации.

Таким образом, в основе надлежащего государственного правления лежит подотчетность, и, в конечном итоге, эта подотчетность гарантируется независимой, беспристрастной и располагающей полной информацией судебной властью. На вышеперечисленных принципах основано и надлежащее управление. Само по себе надлежащее государственное правление не может быть обеспечено без надлежащего управления.

В соответствии с передовой демократической практикой суды могут подвергать тщательной проверке действия правительства, в том числе контртеррористическую политику и деятельность осуществляющих ее учреждений и лиц. Лица, принимающие решения в области борьбы с терроризмом, должны следить за тем, чтобы их действия и административная практика соответствовали во всех отношениях международному праву в области защиты национальных интересов.

Глобальная борьба с терроризмом должна вестись на основе уважения прав человека и законности. Для этого необходимо разрабатывать такие национальные контртеррористические стратегии, которые помогали бы предотвращать акты терроризма, преследовать тех, кто несет ответственность за такие преступные деяния, и поощрять и защищать права человека и принцип верховенства права. Они должны предусматривать меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, таких как неуважение закона и нарушения прав человека, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция и социально-экономическая маргинализация; поощрять активное участие и лидерство гражданского общества; осуждать нарушения прав человека, запрещать их в национальном законодательстве, оперативно расследовать их и привлекать к ответственности виновных, а также вести профилактическую работу; и уделять должное внимание правам жертв нарушений прав человека, например, в плане реституции и компенсации.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 06.03.2006 № – 35 ФЗ (ред. от 31. 12. 2014) «О противодействии терроризму» СПС: «КонсультантПлюс», 2015.

2. Соболев В.А. Истоки международного терроризма и возможность противодействия ему на современном этапе // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб, 2001. №2/3. С.163-164;

3. Устинов В.В. Предисловие. Актуальные проблемы борьбы с международным терроризмом // Борьба с международным терроризмом: сб. документов. М., 2005. С.6-7.

1 Building International Political Will and Capacity to Combat terrorism A – G 8 Action Plan. – Evian (1 – 3 July. 2003)

2 Confronting Global Economic and Financial Challenges: Denver Summit Statement (Denver, 21 June 1997)

3 Соболев В.А. Истоки международного терроризма и возможность противодействия ему на современном этапе // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб, 2001. №2/3. С.163-164; Устинов В.В. Предисловие. Актуальные проблемы борьбы смеждународным терроризмом // Борьба с международным терроризмом: сб. документов. М., 2005. С.6-7.

Просмотров работы: 9039