РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Диброва А.О. 1
1РГК им.Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приобщение Ростова-на-Дону к оперетте связано с именем антрепренера Григория Ставровича Вальяно, который в 1869 привез из Парижа в столицу Юга России оперетты Жака Оффенбаха. Спустя 23 года (1892 год) антрепренер Георгий Черкасов создал в городе первый оперный театр. Несмотря на то, что театр просуществовал всего два сезона, жанр оперетты прочно прижился в Ростове-на-Дону.

Есть сведения, что Ростовский-на-Дону театр музыкальной комедии существовал уже в 1919 году. Но официальной датой считается 26 января 1931 года. Именно тогда был создан Ростовский-на-Дону театр музыкальной комедии Северо-Кавказского объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ). С 1934 он перешел в ведение Азово-Черноморского краевого управления зрелищных предприятий, а с 1937 по 1954 - в ведение Ростовского отдела по делам Искусств. Театр начал работать на маленькой сцене клуба Электриков и имел в составе коллектива небольшое количество актеров. Через некоторое время к ним присоединилась большая актерская группа из Саратова.

Можно заметить, что первоначально театр находился в структуре Центрального управления государственными цирками (ЦУГЦ – эта государственная структура была преобразована в 1931 году). В 1937 году театр уже не придаток цирка, а вполне самостоятельное объединение профессионалов. Это свидетельствует о том, что театр развивается, а значит, в этом есть необходимость извне.

На образование музыкального театра как относительно независимой структуры повлияли два фактора:

- социальный заказ;

- государственный заказ.

Понимая подсоциальным заказом некую общественную потребность, актуальную для общества в целом или для определённой его части, укажем, что существующие в городе музыкальные и театральные традиции, не могли не оставить своего следа. Несмотря на революционные бури, они явились той почвой, на которой в Ростове потребность в наличии музыкального театра была очевидной и социально оформленной. А, как известно, одной из главных причин появления такого социокультурного института как театр являются именно соответствующие социальные и культурные потребности общества - духовное обогащение и социализация личности, эстетическое наслаждение и прочее. Театр в прямом смысле слова живой организм с людьми здесь и сейчас, в театре житель города – рабочий, служащий – имеет возможность отвлечься от повседневности, посмотреть на себя со стороны, сделать определенные выводы, также театр имеет возможность отражать, в художественной форме анализировать злободневные проблемы общества.

Эта социокультурная ситуация полностью совпала с задачами политики новой власти, понимавшей силу воздействия искусства, особенно театрального, в силу его демократичности. В ноябре 1917 декретом Совета Народных Комиссаров все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по Просвещению, а в 1919 был подписан декрет «Об объединении театрального дела», провозгласивший национализацию театров. То есть театр стал мощным идеологическим элементом государственной политики начала ХХ века, выполняя функцию интеграции – укрепления социалистического строя. Так театру пришлось нести идеологическое бремя. Итак, под воздействием этих факторов, музыкальный театр в Ростове был создан.

Рассмотрим, какой была система управления этим учреждением – внешняя и внутренняя. Внешней управляющей инстанцией была, конечно, государственная власть в лице большевиков. Внутренняя же система включала в себя административно-управленческий персонал и художественное руководство.

Анализ программ спектаклей 1931-1942 года [1] помогает наметить основной кадровый состав театра на начальном этапе деятельности. Так, административно-управленческий персонал был представлен директором театра, заместителем директора, главным администратором. Интересно, что с 1931 года в театре существовало разделение должности директора и заведующего художественной частью. С нашей точки зрения, это является предпосылкой эффективного управления, так как каждый занимается четко очерченным кругом обязанностей. Директор решает вопросы найма и увольнения кадров, утверждения репертуара театра напрямую в ведомство, отчитывается о выполнении плана театра, представляет интересы театра в административных и общественных организациях. Художественный руководитель полностью окунается в творческий процесс и не заботится о решении организационных проблем.

Художественное руководство включает в себя заведующего художественной частью и главного режиссера в одном лице, режиссеров (в том числе режиссера балета и технического режиссера), художника, балетмейстера, хормейстера, зав. музыкальной частью. В подчинении у художественного руководства находятся актеры и артисты балета, хор1, оркестр2 (см. Схема 1)

Схема 1

Организационная структура театра Музыкальной комедии

Представляет интерес творческая стратегия театра на стартовой прямой его истории. В брошюре, посвященной 20-летию Октября, директор театра А. М. Луковский 3отмечает: «Совсем иные, почетные задачи стоят перед театрами музыкальной комедии в наши дни. К нам идут граждане самой свободной, самой счастливой в мире страны, идут отдыхать, закончив свой трудовой день. На нас лежит почетная обязанность сделать этот заслуженный отдых приятным, дать радостное, красочной зрелище» [2]. Первый аспект стратегии – социальный. Второй – идеологический – театр как инструмент воспитания и подъема общекультурного уровня самых широких масс трудящихся.

Таким образом, благодаря творческому потенциалу, активности, любви к своему делу, творческому коллективу удалось выйти на новый уровень - официально заявить о себе как Ростовский-на-Дону театр Музыкальной комедии и успешного продолжить свою деятельность в театрально-музыкальной жизни города.

Список использованной литературы

  1. ГАРО Р-4144 оп. 1 ед. хр. 1 св. 1.

  2. ГАРО Р-4144 оп. 1 ед. хр. 1 св. 1, «Наш театр к XX-летию Октября». – Ростов-на-Дону: Издание театра, 1937.

  3. Крылова А.В. Вокальный цикл Вопросы теории и истории жанра / Москва: РАМ им. Гнесиных, 1988.

  4. Овчинникова Т.К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2009.

  5. Орехова А.Ю. Роль М.Л. Пресмана в проекте «Первая советская опера» в Ростове-на-Дону. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 1 (14). С. 8-12.

1 В начале 30-х годов хор и балет были представлены в основном любителями искусства, то есть эти два коллектива сложились преимущественно из кружков рабочей самодеятельности.

2 Нет возможности утверждать с уверенностью о том, что оркестр входит в структуру театра, так как упоминания об этом творческом коллективе в рамках обсуждений руководством театра его деятельности не наблюдается.

3 А. М. Луковский – первый директор театра Музыкальной комедии, предположительно занимал должность с 1931 по 1941 год.

4

Просмотров работы: 708