АНАЛИЗ КОНЦЕРТНОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРУЮЩИХ ЕГО ФАКТОРОВ: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТНОГО ОТДЕЛА РГК ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ КОНЦЕРТНОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРУЮЩИХ ЕГО ФАКТОРОВ: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТНОГО ОТДЕЛА РГК ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА

Гончарова К.В. 1
1РГК им.Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент Ростовская государственная консерватория обладает значительным потенциалом для создания полноценного творческого продукта и его более широкого выведения на местный рынок. В качестве основного продукта, представленного на сцене, выступают собственные творческие коллективы РГК, а также весь имеющийся потенциал опыта профессиональных творческих и деловых контактов, связей и договоров, по которым осуществляется внешняя деятельность. К творческим коллективам РГК относятся:
  • Студенческий симфонический оркестр;

  • Студенческий оркестр духовых инструментов;

  • Студенческий оркестр народных инструментов;

  • Эстрадно-джазовый оркестр;

  • Академический хор РГК;

  • Народный хор РКГ;

  • Ряд камерных инструментальных составов академической направленности;

  • Камерные составы народных инструментов;

  • Камерные составы эстрадной направленности;

  • Камерные вокальные коллективы.

Также следует учитывать, что наряду с существующими коллективами, концертная жизнь РГК им. С.В.Рахманинова включает в себя сольные выступления как студентов и педагогов РГК, так и творческих партнёров и гостей, в том числе международного значения. Как видно из представленного перечня творческих коллективов, для Ростовской консерватории характерен широкий круг стилевой и жанровой специфики концертных программ и коллективов, составляющий значительный потенциал для стратегии диверсификации. Таким образом, дифференциация и сегментирование целевой аудитории при релизации маркетинговой стратегии продукта будет происходить не только по возрастным, гендерным и финансовым показателям целевой аудитории, но и по собственно музыкально-стилевым и жанровым интересам.

Важной особенностью РГК является наличие, наряду с академическими инструментальными и вокальными составами при консерватории, нескольких народных коллективов. Народное направление деятельности представлено широко и разнообразно: от камерного ансамбля до полномасштабного оркестра русских народных инструментов. Данная особенность во многом связана с культурой местного населения, где присутствуют не только богатые музыкальные традиции народного творчества, но и соответствующая группа целевой аудитории, проявляющая стабильный интерес конкретно к фольклорной музыке. Таким образом, наличие народной сферы может стать значительным конкурентным преимуществом на региональном и внешнем рынке.

Аналогично в качестве конкурентного преимущества можно рассматривать наличие при консерватории камерных коллективов различной направленности, что создаёт широкие возможности для выстраивания практически любых программ. Также следует учитывать наличие в рамках деятельности консерватории творческого продукта теоретико-композиторского факультета в виде авторских исследований и просветительских программ, которые могут быть положены в основу концертов и абонементов, а композиторская деятельность студентов и преподавателей РГК представляет собой уникальный творческий продукт, потенциально способный заинтересовать определённую целевую аудиторию. Также в последние годы работы РГК следует отметить активность кафедры звукорежиссуры, также способной привлечь определённую целевую аудиторию к своим просветительским проектам.

Тем не менее, в сравнении с филармоническими и концертными организациями, следует учитывать, что творческий продукт консерватории как образовательного учреждения имеет целый ряд особенностей. Так, студенческие коллективы в большинстве случаев не являются профессиональными, их существование и деятельность нужны в большей мере для того, чтобы способствовать повышению профессионального уровня молодых музыкантов, обучающихся в РГК. Таким образом, художественный продукт, выводимый на сценическую площадку РГК, далеко не во всех случаях может быть полноценным по своему качеству, что диктуется потребностями учебного процесса, в котором определённую роль играет концертная практика.

Следует также учитывать и другое ограничение, которое является весьма существенным для РГК, а именно – ограниченность пространственных условий для организации и проведения концертов, а также репетиционной работы по подготовке к ним. В том случае, когда в маркетинговой политике организации применяется стратегия продукта, происходит коренная перестройка восприятия самого понятия «продукт». Применительно к организации музыкально-концертной сферы это означает необходимость в понятие «художественного продукта» включать не только исполнительскую деятельность по озвучиванию музыкального материала, но и весь пакет сопутствующих услуг, которые в идеале должны поступить к аудитории в процессе потребления. К таковым относится удобство обслуживания, информирование обо всех новостях, происходящих и предстоящих событиях, музыкально-культурная программа, основанная на новых авторских идеях и исследованиях, проводимых музыковедами. Одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность художественного продукта, являются пространственные условия его потребления, а именно – удобство, объём, акустические свойства и оформление концертного зала.

В настоящее время для РГК существует значительная проблема с наличием необходимого и достаточного количества учебных, технических и концертных помещений. Отсутствует большой зал, вместимость и акустические свойства малого и камерного залов подходят далеко не для всех музыкальных программ, соответствующих потенциальным возможностям сотрудников и студентов консерватории.

Коммерческие условия аренды других концертных площадок города (в частности, большого и малого залов Ростовской государственной филармонии, Ростовского государственного музыкального театра, Дома офицеров, Молодёжного театра и других учреждений, располагающих такими концертными площадками) представляет серьёзные затруднения, связанные с окупаемостью дорогостоящей аренды. К тому же, использование залов других учреждений культуры для масштабных проектов РГК не способствует формированию бренда консерватории. Для большинства посетителей, подчас, не имеет значимости, кто именно является организатором музыкального концерта, однако сам концерт неизменно ассоциируется с местом его проведения.

Таким образом, на сегодняшний день можно составить модель художественного продукта консерватории, составляющего её интерфейсный капитал перед целевой аудиторией посетителей концертных мероприятий РГК. Можно говорить о том, что художественный продукт РГК как целостный маркетинговый блок имеет определённые сильные и слабые стороны. Представим их в виде матрицы SWOT-анализа (см. Таблицу 7):

Таблица 7. SWOT-анализ факторов, влияющих на комплексное качество художественного продукта РГК

   

W

O

  • Широкие возможности диверсификации;

  • Разнообразный состав и репертуар творческих коллективов;

  • Двойная роль студентов РГК как предъявителей и спроса, и предложения.

  • Непостоянный характер создаваемых камерных коллективов;

  • Значительная привязка художественного продукта к потребностям учебной практики;

  • Неразвитость информационной и коммерческой инфраструктуры.

T

  • Совместные программы и иные формы взаимодействия с другими учреждениями культуры и искусства.

  • Отсутствие большого зала;

  • Большая загруженность всего фонда учебных, технических и концертных помещений.

Относительно проведённого SWOT-анализа следует пояснить тот факт, что опыт в реализации совместных программ с другими учреждениями культуры и искусства является весьма ценным и составляет сильную сторону при формировании художественного продукта. Имеется значительный объём межорганизационных связей. Тем не менее, условия взаимодействия с целым рядом других организаций перестаёт носить взаимовыгодный характер, приобретает исключительно характер коммерческого интереса сторонних организаций в аренде концертных помещений со стороны РГК. Также следует учитывать, что многие учреждения культуры в настоящее время обретают свою яркую специфику и заинтересованы в развитии более узкого числа конкретных линий взаимодействия с музыкально-образовательными учреждениями.

Таким образом, целостный художественный продукт, центральным элементом которого выступает концертная деятельность сотрудников и студентов РГК им. С.В.Рахманинова, складывается из целого ряда составляющих. Для каждого посетителя такими составляющими, влияющими на проявление платежеспособного спроса, являются:

  • разнообразие и выбор творческих программ в жанровом и стилевом отношении;

  • качество исполнения музыкальной части концертных мероприятий;

  • качество организации концерта, включая лекционно-просветительскую часть, авторские идеи и концепции построения концертной программы;

  • соответствие эмоционально-образного воздействия концертной программы потребностям и интересам целевой аудитории;

  • приуроченность мероприятий (позволяющая стимулировать дополнительный спрос на их посещение);

  • комфорт и эстетическая составляющая пространства проведения концерта;

  • возможности интерактивного взаимодействия с исполнителями и ведущими концерта, самопроявления и удовлетворения специфического интереса в каких-либо конкретных вопросах музыкального искусства;

  • ощущение причастности к жизни и деятельности РГК в целом и её отдельных коллективов и ярких личностей;

  • удобство получения информации о проводимых концертных мероприятиях, творческих встречах и других событиях РГК;

  • возможности реализации социального группового общения вокруг концертных мероприятий;

  • дополнительное обслуживание потребностей аудитории в процессе потребления концертных услуг.

Таким образом, модель наиболее значимых составляющих концертного продукта помогает, с одной стороны, сформировать осознанный подход к имеющимся возможностям РГК для формирования конкурентных преимуществ и маркетинговой политики, направленной на сглаживание имеющихся недостатков и максимальное использование сильных сторон и возможностей. С другой стороны, таковая модель может выполнять и другую функцию, а именно – создание иерархической системы сегментирования целевой аудитории.

Список использованной литературы:

  1. Варбанова Л. Стратегическое планирование для обучающихся организаций в сфере культуры European Cultural Foundation, 2010

  2. Дуков Е. Концерт окончен? // E-xecutive. 06.10.2010

  3. Дуков Е. Маркетинг в филармонической деятельности. Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 11

  4. Колотурский А. Филармония, концертный зал как система и волонтерская работа со средой // Музыкальное искусство в современном социуме : Сборник научных статей . - Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. – 364 с.

  5. Крылова А.В. Звук в рекламе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ростов-на-Дону, 2008. Сер. Высшее образование, изд. Феникс, 317 с.

  6. Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала: опыт социологического // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой Ростов-на-Дону, 2011. С. 252–262.

  7. Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства // Проблемы музыкальной науки. 2012,. № 1. С. 19–22.

6

Просмотров работы: 937