ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ БЫТОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ БЫТОВАНИЯ

Головкова В.А. 1
1РГК им.Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Театр представляет собой сложное и многосоставное явление современной действительности, будучи одновременно одним из синтетических зрелищных видов искусства, формой профессионального и полупрофессионального коллективного творчества, а так же, досугового времяпровождения населения, а также объектом целого комплекса экономических отношений и процессов. Выделяя экономическую сторону театра как комплексного явления жизни, можно говорить о следующих основных направлениях, существенных для эффективного управления деятельностью театра:
  •  
    • совокупность внутренних финансовых и информационных потоков, соответствующих основным сторонам жизни театра (творческой, материально-технической, гастрольной, билетно-кассовой и т.д.);

    • вопросы экономического взаимодействия с другими экономическими, а также административными и общественными субъектами (органами муниципального, регионального и федерального управления, общественными организациями, грантодателями и спонсорами, внешними организациями по распространению билетов, изготовлению оборудования и декораций, внешними рекламными агентствами и т.д.);

    • вопросы маркетинга, мониторинга спроса, стратегического развития системы внешнего позиционирования, формирования и развития бренда театра.

Как показывает практика, в современной России наиболее важной из данных составляющих представляется последняя из вышеназванных. Данное положение основывается на том, что именно вопросы стратегического позиционирования выступают как первичные по отношению к дальнейшему формированию системы внешних связей с другими субъектами. При этом система управления финансовыми и информационными потоками, внутренней структурой и деятельностью театра на данный момент уже является относительно сформированной и показавшей свою эффективность. Более того, она не имеет принципиальных отличий между разными театрами, так как напрямую происходит из самой природы театрального искусства, органично сформировалась в ходе протяжённой эволюции театра, как в зарубежной, так и в российской практике.

Пройдя длительный путь становления от культово-обрядных форм ролевого взаимодействия через развитие светского театрального искусства к современным сложным и комплексным действам и творческим коллективам многопрофильного характера, от небольших трупп, располагающих незначительными объёмами имущества и не имевших в своём распоряжении постоянного здания, театр претерпел эволюцию в сторону наращивания имущественных комплексов через становление механизмов финансового обеспечения (государственного, общественного, фандрайзингового). От удовлетворения спонтанных форм проявления интереса к игровым постановкам театр эволюционировал и продолжает эволюционировать в сторону сознательного и целенаправленного применения маркетинговых инструментов мониторинга и воздействия на существующий спрос.

В России театр возник из народных обрядов. В своих представлениях народ изображал свой труд в виде танца, песни, игры. В дальнейшем происходит постепенная профессионализация театрального искусства, несмотря на то, что сами формы театра продолжали оставаться синкретическими, не будучи отделены от форм циркового представления, музыкального концерта и т.д. Несмотря на осуждение со стороны церкви, светское театральное искусство неуклонно развивалось, совершенствуя жанры и формы сценического преподнесения зрителю.

Значительные изменения в организации театрального дела и институировании театра происходят с проникновением европейской культуры (и, соответственно, театральной традиции) в российскую культуру. Именно с этим процессом можно связать появление первых профессиональных театральных трупп и становление театров как самостоятельных постоянно действующих организационных структур. В конце XVII в. в России появились первые крепостные театры, ставшие частью времяпровождения российской аристократии. В конце XVIII – в начале XIX в. их насчитывалось уже свыше 1701 (одним из наиболее ярких примеров может считаться крепостной театр графа Н.П.Шереметьева2).

К XX веку в России появилось множество театров, с репертуаром различной жанровой направленности, в связи с чем уже можно говорить о формировании рынка и конкуренции между театральными организациями. При этом наиболее существенными источниками формирования конкурентных преимуществ являлись, как правило, репертуар и профессиональное мастерство труппы. Также нередко в качестве конкурентного преимущества, действенного в глазах публики, могло выступать участие отдельных актёров, обладавших ярким художественным талантом, либо интересных публике по иным причинам ситуативного характера. Уже с начала ХХ века можно проследить важную тенденцию: развитие конкуренции и российского рынка театральных услуг в значительной степени зависит от территориальных, географических факторов деятельности передвижных театральных трупп и наличия постоянно действующих театральных учреждений в различных городах России. В отличие от многих других сфер музыкально-экономической деятельности, театральное искусство в значительной степени связано с конкретной территориальной дислокацией, что имеет под собой следующие основания:

  •  
    • малоподвижные и значительные по объёму, сложности и стоимости имущественные комплексы постоянно действующих театров, создающие как технические условия театральных постановок, так и основу для зреличности и масштабности представлений, благодаря чему они приобретают больший интерес со стороны публики;

    • формирование бренда театральной труппы находится в тесной связи с формированием бренда конкретного здания театра, в который включаются и характеристики места расположения, и история конкретного театра, и архитектурные достоинства театрального сооружения, воспринимаемые публикой как важная черта посещения театрального действа с целью получения целостного эстетического наслаждения;

    • собственно исторические факторы возникновения постоянно действующих театров в конкретных городах (в особенности данный параметр относится к наиболее старым российским театрам, насчитывающим вековую историю и учреждённым благодаря решению и деятельности видных исторических личностей);

    • региональные особенности культурной жизни, включая местные традиции посещения театра.

Каждый театр, таким образом, представляет собой целостное и уникальное явление, сформировавшееся в результате конкретных исторических событий, деятельности ярких личностей, существующее в конкретной региональной социокультурной среде и художественной атмосфере. При этом следует учитывать, что до начала ХХ века конкурентные факторы формирования рынка театральных услуг сглаживались за счёт разделения спроса по территориальному принципу (основную часть спроса каждого из театров составляло население, проживающее в непосредственной близости, в самом городе дислокации театра и окружающих территориях). С активизацией транспортного сообщения и массовых грузоперевозок, а также с развитием минималистических тенденций в оформлении сцены и костюмированного фонда, и далее – с появлением технологий светового шоу, способного заменить массивные декорации, мобильность театральных трупп значительно повышается.

Немалую роль в становлении конкуренции между театрами играет популярность театральных конкурсов и фестивалей, способствующая появлению и взаимодействию на одной сцене нескольких театральных трупп, представляющих свои региональные театральные учреждения. Значительно усложняет современный рынок неоднопорядковость и полижанровость современного театрального искусства, имеющего множество проявлений от монодраммы до массовых действ, от традиционных классических постановок с богатым декоративным и костюмированным фондом до минималистических форм внешнего антуража, от «чистых» по своему стилю и жанровым характеристикам произведений театрального репертуара до эклектичных и синтетических проявлений современной театральной культуры и форм бытования театра. Одним из усложняющих факторов продолжает оставаться территориальный.

Исторически театральное дело в России развивалось от столичных театров в сторону более широкого территориального распространения театрального искусства. Если раньше мы наблюдали театры только в крупных городах, то в дальнейшем развиваются провинциальные театры, которые на сегодняшний день становятся способными конкурировать с театрами крупных городов и в некоторых случаях завоёвывать большую популярность у публики. Несмотря на то, что словосочетание «провинциальный театр» является часто применимым по отношению к региональным учреждениям театрального искусства, сама категория провинциальности не имеет однозначного определения в современной исследовательской традиции, а также в массовом сознании.

Региональный принцип территориального расположения объектов экономики и объектов культуры нередко выражается в смежных по значению понятиях. Так, одним из актуальных направлений современных экономических исследований является раскрытие категории периферийности субъектов экономической деятельности3. В наиболее общем смысле под периферийностью понимается не только непосредственная пространственная удалённость от экономического центра, но также комплекс качественных характеристик экономического субъекта, непосредственно проистекающий из данной особенности расположения. Прежде всего, к числу таких характеристик можно отнести некоторую противопоставленность центру по социально-экономическим целям и приоритетам, более низкие по сравнению с центром темпы социально-экономического, технологического, информационного развития и обеспеченности как основными, так и дополнительными ресурсами и технологиями, несоответствие (либо неоплное соответствие) основным тенденциям и трендам развития центра, относительно слабая проходимость информационных каналов и низкая степень связности экономического пространства. Все это делает периферию ощутимо отделённой от центра4.

Иным понятием, характеризующим тот же факт пространственной удалённости от центра, является категория местной, региональной организации. Данное понятие так же может включать в себя экономический аспект, однако в большей мере является понятием социальным и социально-административным, так как непосредственно связано с привязкой учреждения к конкретной административно-территориальной единице его расположения. В то же время, на сегодняшний день существует концепция «регион-социум», в соответствии с которой понятие региона идентифицируется не с административными границами, а с населением конкретной территории, обладающим собственными социально-экономическими и социокультурными характеристиками, историей, системой ценностей и традиций, особым региональным интересом в современном мире. Таким образом, в отличие от категории периферийности, категория регионального характера объекта может быть использована при формировании бренда организации, так как апеллирует к местным социокультурным характеристикам, традициям и ценностям местного населения. Однако в таком смысле данная категория применима для формирования внутреннего бренда в большей мере, чем внешнего. Региональный характер может стать основанием для формирования конкурентных преимуществ на внешнем рынке лишь в тесной связи с брендом самого региона, обладающего ярко выраженной спецификой, известной и представляющей интерес для других регионов.

В отличие от экономического понятия периферийности и административно-социального понятия региональности, понятие провинциальности является, прежде всего, социокультурной категорией, прочно закрепившейся в массовом сознании как обладающее яркой образной и эмоциональной окраской. При этом сам вектор этой эмоциональной окраски значительно меняется в зависимости от того, в каком контексте употребляется данное понятие. В одних случаях провинциальность как социокультурная характеристика в массовом сознании по своему содержательному наполнению сближается с социально-экономическим понятием периферийности и вызывает ассоциативную связь с низким уровнем культуры и технологии, низкой проходимостью информационных каналов, незнанием и отставанием от современных трендов, заявленных центром. В то же время, в других случаях провинциальность как социокультурная характеристика понимается, наоборот, в ярко выраженном положительном значении, что обусловлено спецификой самой русской культуры и истории, в которой жизнь провинции сыграла неизмеримую роль в становлении национального культурного достояния. Именно российская провинция стала местом зарождения немалого числа подлинных талантов, ярких образцов художественного вторчества, а также пространством уникальной художественной атмосферы, погружение в которую стало поводом для создания великих произведений русской культуры. При этом некоторое «информационное отставание» и наличие собственных отличительных свойств, непонятных и странных в глазах представителей культурного центра, воспринимается скорее как «милая черта», проявление искренности и непосредственности художественного переживания, чего так недостаёт в условиях современного общества, пересыщенного поверхностной игрой смыслов. Также нередко понятие провинциальности может вызывать в массовом сознании ассоциацию с данью «старой доброй старине», оттенком «ретро», вызывающим эстетический отклик у значительной части населения.

Таким образом, историческое формирование театрального дела в России, происходившее в сложных взаимодействиях между центром и периферией, вызвало к жизни такое уникальное явление русской культуры как провинциальный театр. Будучи одновременно региональным учреждением и периферийным экономическим объектом, провинциальный театр входит в сложную систему отношений с современной экономической, административной, социальной и социокультурной действительностью. Неоднозначность категории «провинциальности», вызывающей двоякую ассоциативную связь в массовом сознании, с одной стороны, таит в себе скрытую угрозу неверной коннотации данного понятия, с другой стороны, при должных условиях создаёт широкие возможности для использования данной категории при целенаправленном формировании бренда.

Список использованной литературы

  1. Дмитриевский В.Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. – М.: Искусство, 2000

  2. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. – Спб, 2000

  3. Крылова А.В. Звук в рекламе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 317 с.

  4. Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства// Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1. С. 19–22.

  5. Овчинникова Т.К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре //Aвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2009

  6. Орехова А.Ю. Роль М.Л. Пресмана в проекте «Первая советская опера» в Ростове-на-Дону. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 1 (14). С. 8–12.

1 История русского театра. Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/culture/

2 Сапожникова Т. Крепостной театр графа Шереметева в усадьбе Останкино. Электронный ресурс: http://art.1september.ru/article.php?ID=200900909

3 Вольчик В.В, Институциональные изменения в перифериных регионах: роль социального капитала // Теория и практика модернизации хозяйственных укладов и экономических институтов периферийных ргионов / под ред. А.Г. Дружинина и Ю.С. Колесникова. Ростов-на-Дону, 2013.

4 Дружинин А.Г. Периферзация территориально-хозяйственных систем: тренды и проблемные ситуации для Юга России // Теория и практика модернизации хозяйственных укладов и экономических институтов периферийных ргионов / под ред. А.Г. Дружинина и Ю.С. Колесникова. Ростов-на-Дону, 2013.

7

Просмотров работы: 697