СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ И СИРОТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ И СИРОТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Высоцкий А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная значимость явлений действительности для каждого человека имеет свои смысловые ракурсы. Многие люди, не вкладывают в это понятие глубокого смысла, а некоторые и вовсе избегают его, равно как проектов и всякого рода организаций с данным префиксом. Отчасти это объяснимо тем, что в нашем сознании укоренилось представление, навязанное сменяющимися политическими режимами о том, что само по себе, что-то социальное не может быть хорошим, что оно направленно на вытягивание времени и средств из простых жителей городов и стран. Мало кто помнит, что само понятие слова «социальный» происходит от латинского слова «socialis» производного от socius - товарищ. То есть, понятие «социальный» означает связь с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе. То есть оно касается, как всего общества, так и каждого человека в частности.

Социальная реклама, социальная поддержка, социальный пакет... Эти и иные явления - неотъемлемая часть нашей жизни. Приходя в этот мир, человек неизбежно наделяется знаками члена социума: свидетельства о рождении, СНИИЛС, выписки, реестры, льготы и многое другое. Родители стремятся встроить своих детей в систему социальных отношений, которые когда то были переданы им их родителями. Так происходит из поколения в поколение, люди всё глубже и глубже осознают свою зависимость от социума и социума от себя. Но родители, ведомые инстинктом и социальным регламентом, стремятся дать своим чадам, всё, что есть у других детей, и даже больше. А если родителей нет....!?!?

Это ключевой проблемный момент в раскрытии нашей темы. Мы живём в обществе, где нас окружают тысячи людей, которые никогда не видели, не знали и не общались со своими родителями. Выросшие в детских домах, с опекунами или вовсе брошенные на произвол судьбы – дети эти, такие же как и мы, не лучше и не хуже, просто им повезло меньше. Для таких людей, с недостатком внимания и заботы, очень важен в жизни такой момент, как творчество. Сколько прекрасных танцоров сидит в душе у детей на инвалидных колясках, сколько прекрасных певцов, летает в мыслях глухонемых детей. Сколько невостребованной любви в сердцах у брошенных и осиротевших людей. Единственное утешение для них - это внимание, простое, самое обычное внимание к их интересам, мечтам и попыткам реализовать себя.

Благодаря развитию социальных некоммерческих проектов для детей сирот и детей с ограниченными возможностями по здоровью, у них появился шанс, стать услышанными, оценёнными. В России очень много проектов, направленных на «помощь» детям и их здоровью. Но все ли они нацелены на реальную помощь детям?! К сожалению....нет. По данным, приведённым на некоторых официальных ресурсах в интернете, за 2014 год в России было закрыто более 50 организаций, позиционировавших себя как социально-благотворительные творческие проекты. Причина этого заключена в том, что за организацией таких проектов стояла простая выгода их владельцев, достигаемая путём использования детских сил и показательных выступлений детей инвалидов. Ужасные цифры лишь ещё одно доказательство, что есть, к сожалению, есть люди, для которых это сфера преступного бизнеса, и что необходим особо строгий контроль за проектами, направленными на детей-сирот и инвалидов, а также, что социальная защита этих категорий населения страны еще несовершенна.

Однако вернемся к теме некоммерческих фондов для детей сирот и детей с ограниченными возможностями по здоровью. В самом названии, говорится о том, что фонд не ориентирован в условиях рыночной экономики на получение дохода или прибыли. То есть его задача больше социальная, нежели требующая взамен материальных благ. Суть деятельности таких организаций заключается в том, чтобы создать условия всем желающим, будь это просто сирота или воспитанник детских домов, попробовать себя в разных интересных проектах и реализовать свои способности в творческом направлении. Некоммерческие творческие фонды, всегда открыты для всех желающих, и не только для участников. Они с удовольствием принимают помощь волонтёров и спонсоров, собственно в большинстве случаев, они и существуют за счёт такой помощи. Исключение составляют фонды, организованные состоятельными людьми, меценатами нового поколения.

Основные цели, преследуемые организаторами таких творческих проектов:

  • личностное развитие детей сирот и инвалидов,

  • их адаптация в социальной среде;

  • организация досуга, будущего поколения,

  • формирование их сознания в направлении позитивных идей и целей.

Кроме того, творческие проекты для детей сирот и инвалидов - это прекрасный пример для всех людей увидеть, как можно быть лишённым чего-то с рождения или долгий промежуток жизни, но при этом обрести гораздо больше, чем могут позволить себе многие, а именно, духовную свободу или право выбора.

Организаторы подобного рода некоммерческих социальных проектов ставят перед собой три основные задачи:

  • задействовать как можно больше детей сирот и детей с ограниченными возможностями;

  • максимально точно, подобрать сферу и направление творчества для каждого ребёнка;

  • привлечь новых спонсоров и единомышленников, что бы развивать данное направление и дать возможность большему количеству детей, проявить себя.

Итак, мы обозначили социальную значимость, цели и задачи некоммерческих творческих проектов. Но это всё – взгляд со стороны организаторов. Со стороны же детей-сирот и детей с ограниченными возможностями по здоровью всё выглядит несколько иначе. Сам шанс для таких детей, выйти на сцену, можно прировнять к лотерее. С одной стороны, в глубине души, каждый ребёнок, не важно, инвалид он или просто сирота, мечтает проявить себя. И вот наступает момент, когда есть шанс открыть занавес и осуществить свою мечту. Но тут наступает очень важный в психологическом плане момент, ведь одно и то же действие, может привести к разным последствиям. Если ребёнок выйдет на сцену и у него всё получится, ему гарантированно повышение самооценки, более открытая жизненная позиция и гордость за самого себя. С другой же стороны, если что-то в его выступлении пойдёт не так, то последствия могут быть тяжелыми: он может надолго замкнуться в себе, окружающее станет казаться ещё более угрожающим и не доброжелательным. Не каждый, осознавая это, вообще осмелится выйти на сцену. Но для детей, в первую очередь, важна их собственная оценка, которая способна повлиять на дальнейшую судьбу. Для детей, участвующих в подобных проектах, значим также аспект возможности самостоятельного принятия решений. Поэтому здесь важна позиция не навязывания взглядов на творчество со стороны руководителями, а создание атмосферы свободного выбора. Согласитесь, мало радости доставит ребёнку выступление в роли сказочного зверька или танцующего цветка, если он всегда мечтал быть супер - героем или певцом. Если предложенная ребенку роль навязана ему только в целях реализации проекта, то трудно ожидать, что он раскроется и преодолеет свою замкнутость. Поэтому ещё одной задачей организаторов является угодить в выборе.

Еще один аспект, понимание которого необходимо, заключается в том, что для детей сирот и инвалидов факт участия в проекте является прорывом. Тот ребёнок, который ещё вчера скромно играл в углу, в детском доме и стеснялся заговорить со сверстниками, после выступления на сцене, когда ему аплодировал весь зал, будет ставить перед собой всё новые цели, так как получив такой заряд эмоций, ребёнок инвалид или сирота, совершенно иначе посмотрит на своё положение в обществе. Он станет уважать жизнь, он будет уважать самого себя. Все это поднимает планку моральной ответственности перед устроителями проектов, однако, обратимся к особенностям их организации.

Путь от создания идеи проекта до его воплощения в жизнь занимает примерно от 3 месяцев до года. За это время сотни людей принимают участие в его создании. Это - сценаристы, продюсеры, управленцы, музыканты, хореографы, стилисты, декораторы, актёры, спонсоры и многие другие. Но первоначальным стартовым шагом является само решение продюсера или владельца фонда дать старт такому проекту, который направлен на открытие новых горизонтов для детей сирот и детей с ограниченными возможностями по здоровью, на погружение их в атмосферу максимальных позитивных эмоций. Благодаря таким проектам, мы можем, хоть на мгновение, остановится и понять, какой большой труд, делать детей счастливее и ещё больший труд, заставить нас замечать кого-то кроме себя, в бурном жизненном потоке.

Список использованной литературы:

  1. Крылова А.В. Звук в рекламе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 317 с.

  2. Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства// Проблемы музыкальной науки. 2012,. № 1. С. 19–22.

  3. Пономарев М.А. Некоммерческие организации гражданского общества: сущность, цели, задачи //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 128–132.

  4. VSESMI.RU. – Электронный ресурс: http://www.vsesmi.ru/news/4240968/.

4

Просмотров работы: 1243