Основные сферы бытования оперы в наше время:
1. оперные театры, находящиеся на гос. финансировании (гос. покрывает все финансовые риски)
2. частные оперные проекты (чаще всего организованные самими композиторами)
Основная тенденция – минимализм в постановке. Это вызвано финансовыми возможностями проектов. Минимализм не требует дорогих декораций, костюмов, бутафории, что делает проект более рентабельным.
Проблемы оптимизации и финансовой эффективности мы рассмотрим на примере проекта ««Звукозапись оперы Аид и Персефона» (Горочной В.В.).
В первую очередь нужно сказать о самом проекте:
Проект «Звукозапись и постановка оперы Аид и Персефона» является уникальным для нашего времени. Идеология проекта – возрождение традиций барочной оперы и моцартовского оперного театра.
Миссия оперы «Аид и Персефона» состоит в том, что бы возродить традиции барочно-классической оперы. Окунуть людей в мир древнегреческих мифов и сказаний, вспомнить забытые жанры и возродить музыкальную технику эпохи барокко.
Цели оперы:
Возрождение символического, мифологического мышления.
Популяризация и активное продвижение барочно-классической эстетики в музыкальном творчестве.
Развитие гуманистических ценностей и идеалов.
Возобновить, возможно, отчасти античный театр
Возрождение опер на античные, мифологические темы.
Максимальное приближение звучания оперы к первоисточникам.
Пропаганда авторства
Достижение заявленных целей и осуществление миссии оперы напрямую связано с решением тех задач, которые она ставит перед собой:
• Запись оперы на 2х языках.
• Постановка оперы с помощью студентов, выпускников кафедры сольного пения и кафедры оперной подготовки.
• Продвижение продукта (рекламная компания)
• Найти постановщиков
• Создание декорации/ бутафории
• Окончание написания партитуры
• Вырастить фанатов классицизма
Рассмотрим, как происходит планирование процесса подготовки и звукозаписи оперы, используя диаграмму Ганта.
Благодаря этой диаграмме мы понимаем:
1. Сколько времени занимает тот или иной процесс
2. Нужны ли нам помощники
Главные проблемы:
Далее мы рассмотрим главные проблемы данного проекта с точки зрения оптимизации.
зависимость от скорости написания партитуры
(так как нам нужен качественный материал, торопить композитора нельзя и приходиться подстраиваться под него, что может негативно отражаться на нашем финансовом состоянии).
Приведу пример: рассматриваемая опера состоит из 21 трека, на каждой звукозаписи мы можем записать по 2-3 трека, и естественно в каждом треке участвуют разные солисты. Мы можем записывать треки по порядку, но с точки зрения финансов это не эффективно. Как менеджеры мы всегда стремимся к оптимизации всех процессов (оптимизация).
Оптимизация процесса - это модификация системы для повышения ее эффективности, то есть для получения наилучших результатов при соответствующих условиях. То есть убирать – ненужное, усиливать – нужное. Итогом оптимизации должны быть более высокие результаты, чем до нее.
Таким образом, если бы мы не зависели от композитора, мы бы записывали треки так, что бы в одной звукозаписи участвовал один солист, т.е. за один его приход мы записали все его арии, а не приглашали каждый раз (т.е. платили ему зарплату 1 раз, а не 3). В данном проекте, без оптимизации мы затрачиваем на зп 164 200р., но если оптимизировать этот процесс мы можем сэкономить 15 400р. и потратить на зп 148 800р.
зависимость от графика работы музыкантов, солистов и звукорежиссеров
(поскольку данный проект пока не имеет финансовой подушки или спонсорских средств все музыканты, солисты, а так же звукорежиссер выполняют свою работу бесплатно. Возможность оплатить их труд появиться только после выхода диска, что случиться в марте 2017 года. Естественно все музыканты и солисты имеют основную работу, уезжают на гастроли (особенно солисты), отправляются на различные конкурсы. И мы должны подстраиваться под их график, что опять таки сказывается на нашем проекте. А именно теряется время и наш проект затягивается, долговых обязательств становиться все больше, а прибыль все дальше).
Главными задачами менеджера являются:
оценка рисков данного проекта
проведение развернутого СВОТ анализа
выбор стратегии на основе СВОТ анализа
Рассмотрим, как решались эти задачи, начав с оценки рисков. Мы должны оценить все риски, которые могут возникнуть в процессе создания, выпуска и продвижения диска, это нужно для того, что бы понять какую сумму мы можем получить или потерять.
Проанализировав и оценив риски мы поймем на что можем рассчитывать, и какие у проекта самые слабые и сильные места. С этой целью рассмотрим таблицу оценки рисков (табл).
1. Страновой– проблемы в стране.
• Привлечение мин. культуры.
80 000р. – экономия на зале
50 000р. – экономия на рекламе
30 000р. – экономия на декорациях
Вероятность наступления = 0,3. Риск велик.
2. Меж. государственный – конфликты России с др. странами.
• Выпуск диска на международный рынок
150 000р. – мы получим с продаж на международном рынке.
Вероятность наступления = 0,5. Риск равен вероятности.
3. Производственный.
• 120 000р. - опера будет написана до конца.
Вероятность наступления = 0,9. Риск минимален.
• 150 000р. – исполнители идеально исполнят.
Вероятность наступления = 0,4. Риск велик.
• 150 000р. – диск будет качественно записан.
Вероятность наступления = 0,2. Риск велик.
4. Финансовый риск.
• 10 000р. –сможем выплатить весь гонорар музыкантам.
Вероятность наступления = 0,1. Риск велик.
• 10 000р. – сможем выплатить весь гонорар звукорежиссеру
Вероятность наступления = 0,09. Риск велик.
Вторая задача - проведение развернутого СВОТ анализа. Прежде чем заниматься любым проектом нужно выявить в нем все слабые и сильные места. (см. таблица свот.), затем нужно просчитать потенциал каждого пункта, сколько мы можем потерять средств из-за слабых сторон проекта, и сколько заработать за счет сильных сторон проекта. (Рассчитав все в экселе, можно построить диаграмму).
Затем, выбираем стратегию на основе SWOT анализа.
Для данного проекта наилучшей стратегией будет являться WT(усиление слабых сторон и минимизация угроз). Выбрав эту стратегию мы сделаем акцент на:
Привлечение заемных средств
Привлечение мин. культуры
Краудфандинг (Planeta.ru)
Проанализировав и рассчитав все риски и построили диаграмму.
оптимизация, вышли в ноль, в ппп может выйдем в плюс.
Заключение: главное – согласовать между собой композиторские, исполнительские и экономические приоритеты в условиях технических и финансовых ограничений. А так же, перед тем, как заниматься каким либо проектом нужно оценить все риски, просчитать потенциал проекта, выбрать наиболее эффективную в финансовом плане стратегию и конечно же стараться оптимизировать все процессы.
Список использованной литературы
Казначевская Г.Б: Менеджмент. Ростов-га-Дону: Феникс, 2008 – 256 с.
Крылова А.В. Звук в рекламе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008ю. – 317 с.
Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства// Проблемы музыкальной науки. 2012,. № 1. С. 19-22.
Овчинникова Т.К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре //Aвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2009
Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектор: актуальные проблемы науки и практики // Сборник научных статей / Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012.
7