СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДИРЕКТОРОВ И РУКОВОДИ-ТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДИРЕКТОРОВ И РУКОВОДИ-ТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

Овчинникова Ю.В. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мировой практике страхование ответственности директоров и руководителей или иначе Directors and Officers Liability Insurance (D&O) уже давно получило своё развитие. В Россию данный вид корпоративного страхования пришёл немного позже, но в свою очередь вызвал широкий диссонанс среди российского страхователя. Идея создания данного вида страхования пришла ещё с США, где с начала 70-х годов, против директоров было направлено множество исков по поводу невыполнения своих должностных обязанностей, неосмотрительности, небрежности в своей деятельности. Вследствие этого побудило многих потенциальных руководителей отказаться от должности или вовсе не принимать её. Так, например, в январе 2000 года был подан первый коллективный иск в США против Lucent Technologies, который после четырёхлетнего разбирательства привёл к выплате компанией 600 миллионов долларов, из которых лишь 148 миллионов долларов были оплачены по полису D&O [3]. Безусловно, даже исходя из данного примера, невозможно не думать о том, как страховые компании озабочены данным моментом и что в некоторой степени, данный вид страхования может быть для них крайне убыточным.

Что касается Российских компаний, здесь полисы D&O заключаются довольно редко и преимущественно на добровольной основе. В российской практике предъявление исков руководству в судебном порядке практически отсутствует, вследствие чего страхование ответственности директоров и руководителей практически не имеет развития. Так же, как и на любом рынке, существует момент конкуренции, в силу которой многие фирмы, стараясь привлечь новых клиентов, делают полисы по заниженным ценам, а страховая сумма при этом просто ошеломительна [5]. Дают ли такие полисы защиту, спорный вопрос. Однако, все же многие компании включают в свой перечень услуг данный страховой продукт, например, Группа «АльфаСтрахование», страховой и перестраховочный брокер АФМ, СК «Независимая страховая группа», СПАО «Ингосстрах», независимая компания страховых брокеров «Balto Link» и многие другие. С каждым годом наблюдается увеличение объёма предоставляемых услуг данного продукта, что говорит о положительной тенденции в развитии D&O.

Невозможно отрицать тот факт, что страхование ответственности директоров является неким знаком качества для компании. Если компания приобрела данный полис, это показывает что какая бы ситуация не произошла при выполнении должностных обязанностей, компания в любом случае сможет привести свою работу к желаемым итогам и никакие заинтересованные лица не пострадают. Ведь каждый руководитель подвержен стрессам и возможностью не справиться с некоторой ситуацией, в этом есть человеческий фактор, который невозможно исключить, но возможно его застраховать.

Появление страхования директоров и руководителей можно связать с эффектом «бабочки». Данное понятие возникло еще в середине прошлого века в естественных науках, и означало такую ситуацию, когда незначительное влияние на систему может иметь непредсказуемые негативные последствия в другой системе. Этот эффект явно проявляется в управленческой сфере. Так одно неосторожное, на первый взгляд малозначительное действие руководителя крупной фирмы может привести к поглощению фирмы, кризису, крупным убыткам и даже потери бизнеса [4].

Зачастую данные действия директоров обусловлены их, предположим, некомпетентностью, либо же напротив, верные действия руководства, могут быть интерпретированы, как намеренно неправильное действие и грубая ошибка, со стороны начальства, однако, это произошло, например, в силу изменившихся обстоятельств.

Впервые в России полис страхования ответственности директоров и руководителей необходим был в 1996 году отечественной компании «Вымпелком», когда она разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже [3]. В совете директоров данной компании были иностранные граждане, которые привыкли работать с «подстраховкой», поэтому они и пытались внедрить этот вид страхования на российский рынок.

На данный момент среди крупных отечественных предприятий, купивших полис D&O, можно выделить: «Вымпелком», «МТС», «Вимм Биль Данн», «ТНК-BP», «Норильский никель», РАО «ЕЭС России». В основном, компании не распространяются о наличие данного полиса у себя, практика предъявления претензий к должностному лицу, а не к компании в России пока находится на низком уровне.

На сегодняшний день сегмент страхования ответственности директоров и руководителей занимает лишь примерно 15 % всего страхового рынка. Следовательно, существует объективная необходимость в развитии D&O, однако этому препятствуют некоторые факторы. Если раньше одним из факторов, можно было назвать отсутствие чёткой нормативно-правовой базы, то на данный момент эта проблема уже решена и представлена в ст. 71 Закона «Об акционерных обществах» и ст. 44 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [1], [2]. Что говорит о стремлении государства развития данного страхового продукта.

Назовём некоторые факторы, которые тормозят развитие данного вида страхования:

  1. низкий уровень судебно-правовой осведомленности общества: отсутствие прецедентов, вследствие чего руководители не видят смысла в приобретении данного полиса;

  2. отсутствие достаточной информированности руководителей о данном продукте;

  3. опыт страховщиков в страховании ответственности директоров пока еще невелик, не сформированы единые информационно-статистические базы данных о заключенных договорах страхования ответственности, на которые бы они смогли опираться при определения тарифа;

  4. нежелание компаний раскрытия полной информации о себе, что необходимо при расчете тарифа.

Развитие страхования ответственности директоров и руководителей напрямую зависит от спроса на данный страховой продукт. Российским страховщикам следовало бы с большей заинтересованностью распространять данные услуги, предоставлять всю необходимую информацию в полном объёме, разрабатывать системы снижения тарифов, вызывать доверие у корпоративных клиентов и ориентироваться на наш рынок, а не зарубежной опыт с их статистикой и иной политикой ведения бизнеса. Приобретение полисов даёт безопасность, как для руководителя, так и для фирмы, так и для страны в целом. Деятельность каждой компании нацелена на получение прибыли, на развитие экономики, на улучшение экономического состояния нашей страны соответственно.

Исходя из всего вышеизложенного, развитие полисов D&O требует широкого распространения в России, так как на данном этапе этот вид страхования развивается в привязке с зарубежным опытом, что не совсем выгодно для российского рынка. Однако, имеются неплохие тенденции в более широком развитии страхового продукта, и есть надежда, что в скором времени, страхование D&O будет обязательным для каждой компании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах" (с изм. от 29.12.2015). 2 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью

3 Асабина С. Н., Дацун Е. Н. Страхование ответственности директоров и руководителей: зарубежный опыт и российская практика // Страховое дело : сетевой журнал, 2010.

4 URL: http://www.ao-journal.ru/journal/lib/ejournal/detail/ArticleID/154 (дата обращения: 10.02.2016).

5 URL: http://www.strahyi.ru/material/strahovanie-otvetstvennosti-rukovoditel (дата обращения:10.02.2016).

Просмотров работы: 668