ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Журавлев И.А. 1, Колесник Е.Г. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Влияние государства на развитие экономики через инвестиции

Инвестиционная политика государства – часть социально-экономической политики государства, представляющая собой систему мер государственного регулирования экономики, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

К основным законодательным актам, регулирующим инвестиционную деятельность, относятся:

  • ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999г.

  • ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов» от 5.03.1999г.

Участие государства в инвестиционном процессе проявляется, как партнерство между предпринимателем и государством при реализации инвестиционных проектов. Для привлечения инвесторов создаются льготные условия кредитования, особые условия уплаты налогов, выделение государственных земельных участков и др.

Во многом от регулирования на государственном уровне зависит процентная ставка по предоставляемым кредитным ресурсам, которые в последние годы стали занимать значительную долю в объеме инвестиций, осваиваемых в экономике страны.

Приоритетными инструментами политики государства по улучшению российских инвестиционных возможностей на глобальных рынках в краткосрочной перспективе является развитие инвестиционно-проводящей системы и создание системы продвижения инвестиционных проектов.

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранных инвесторов также очень важно. Так, к 2010 году объем иностранных инвестиций в РФ составил 65 млрд долл. и в последующих 2011 и 2012 годах держался на уровне 55 млрд долл. Снижение инвестиционных рисков и, следовательно, улучшение кредитного рейтинга России, публикуемого ведущими международными рейтинговыми агентствами, обеспечивают снижение стоимости заимствований на мировом рынке капитала как для государства, так и для российских корпораций.

В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ основан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов.

Развитие бизнеса за счет государственного инвестирования

Малое предпринимательство является ключевым фактором развития каждого отдельно взятого региона Российской Федерации.

В большей степени экономика России нуждается в развитии малых предприятий в таких сферах, как: обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, коммунальные услуги.

Среди основных проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства, выделяют:

  1. недостаточная степень поддержки малого предпринимательства;

  2. большое количество административных барьеров, мешающих малым предприятиям входить на действующие рынки;

  3. сложность в финансировании проектов организации и развитии малых предприятий;

  4. подготовка кадров не соответствует требованиям рынка труда;

  5. слабо развитая инфраструктура.

Согласно исследованию, Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности. В ближайшей перспективе, на государственном уровне, необходимо принятие комплексных стратегических мер по стимулированию деятельности малых предприятий. Они могут быть представлены в виде стратегии развития малого предпринимательства.

Цель - удовлетворить потребности, как населения, так и предприятий в продукции и услугах малых предприятий путем увеличения объемов производства и реализации инновационных методов развития экономической системы страны.

Рассмотрим основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

  1. Создание новых малых предприятий и реорганизация существующих.

  2. Обеспечение населения и предприятий достаточным количеством продукции и услуг, создаваемыми малыми предприятиями.

  3. Повышение уровня эффективности малых предприятий за счет оптимизации организационных структур.

Инвестиционная привлекательность в аграрном секторе экономики

Политика «импортозамещения» требует все больших и больших инвестиций в экономику страны, в частности в аграрный сектор.

По оценке Минсельхоза РФ, только 10% свинины, овощей и фруктов поступали в Россию из «запрещенных» стран. По остальным категориям товаров эта доля еще ниже. В целом же доля импортных продуктов на российском рынке сегодня составляет около 30% (в торговых сетях «премиум класса» этот показатель превышает 50%).

Самая высокая доля импорта приходится на фрукты – в апреле объем поставок оценивался экспертами из Высшей школы экономики в размере 70%, овощи – 30-40% (эти цифры имеют сезонную динамику).

Что касается ввозимого мяса, то, несмотря на то, что Россия за последние годы снизила свою зависимость от него, доля импорта по-прежнему остается очень высокой и оценивается специалистами Института конъюнктуры аграрного рынка в 24%.

Объем импорта молока на российских прилавках составляют порядка 25%, а в сегменте сыров – 50%.

Несмотря на приток инвестиций, экономическое и техническое развитие сельского хозяйства, с каждым годом количество малых сельскохозяйственных предприятий уменьшается, в 2014 году по сравнению с 2012 годом в РФ произошло снижение на 1537 предприятий или на 3 % от общего их количества. Такая ситуация возникла из-за нестабильности в аграрном секторе и недостатка регулирования нормативно – правовой базы, а также из-за сложного финансово-политического положения страны.

Сегодня основным источником стабилизации малых сельскохозяйственных предприятий является план антикризисных мер на 2015 год, в котором первоочередными мероприятиями по обеспечению устойчивого развития экономики являются содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек, а также предоставление дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.

Проектное финансирование

Проектное финансирование - метод финансирования инвестиционных проектов, характеризуется особым способом обеспечения возвратности вложений (в основе которых лежат денежные доходы), а также распределением всех рисков, связанных с проектом, между участниками его реализации.

На сегодняшний день проектное финансирование, как принцип финансирования и реализации инвестиционных проектов обладает большим потенциалом перед другими формами привлечения земных средств.

Если говорить о развитии ПФ в современной России, то можно отметить, что с каждым годом данный вид финансирования приобретает свою популярность. На начало 2015 года в рамках ПФ в рамках уже исполнено 3 проекта на 37 миллиардов рублей. Два из них – в области сельского хозяйства, один – в области телекоммуникаций. А также планируется рассмотреть еще 30 проектов на 80 миллиардов рублей. Правительство РФ реализуют программу поддержки инвестиционных проектов и осуществляют условия финансирования наиболее привлекательными для инвесторов и банков.

По осуществленным изменениям в программе ПФ, Правительство снизило ставку кредитов с 16% до 10,5%, что положительно сказалось на осуществлении финансирования инвестиционных проектов.

Несмотря на положительные изменения развития ПФ в России, ряд проблем остаются неизменны:

  • большое количество категории рисков;

  • плохое финансирование банками, в частности, из – за отсутствия залога;

  • нестабильность экономики.

В качестве примера проектного финансирования можно привести проекты, реализуемые с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В Ленинградской области это «Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" в морском торговом порту Усть-Луга». Всего по плану было вложено 8 502 млн рублей, из них 1 952,8 вложил инвестиционный фонд, а 6 549,1 другие инвесторы.

Объем инвестиционных сделок, их динамика.

В 2014-м годовой объем инвестиционных сделок российского рынка недвижимости составил 3,5 млрд долл., снизившись на 57 % по отношению к 2013 году (по данным аналитической компании Jones Lang LaSalle).

Диаграмма 1 - Динамика инвестиций в недвижимость России, млрд долл.

 

Таким образом, рынок продемонстрировал, насколько сильно он зависим от макроэкономической конъюнктуры, обусловленной низкой ценой на нефть и более высокой стоимостью заемного финансирования.

По предварительным оценкам аналитиков JLL, в 2015 году объем инвестиций в недвижимость России не превысит 3 млрд долл., что станет минимальным результатом за 10 лет.

В 2014 году доля иностранных инвестиций составила 24 % от общего объема транзакций по сравнению с 45 % в 2013 году. По предварительным оценкам аналитиков JLL, локальные игроки продолжат доминировать на рынке и в этом году, в то время как доля иностранных инвестиций не превысит 20 %.

Просмотров работы: 2056