БЛОГ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БЛОГ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Михайленко М.Е. 1, Кроткова И.Н. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

На сегодняшний день компьютерные технологии быстро развиваются, тем самым увеличивая в арсенале учителя иностранного языка средства обучения, которые могут быть успешно использованы в преподавании языков. Это могут быть новые виды социальных сервисов, новые средства создания упражнений, новые средства создания мультимедийных наглядных материалов и др.

Именно поэтому интеграция социальных сетей и технологий Web 2.0 в процесс преподавания или обучения иностранным языкам сегодня — это не дань моде, а насущная необходимость для педагогов, которые стремятся оптимизировать процесс обучения и сделать его более эффективным и мотивированным для учащихся.

ИКТ, мультимедийные продукты, технологии Web 2.0 являются одним из средств достижения высокой мотивации при обучении иностранному языку. Подготовка к применению компьютерных технологий требует от преподавателя не только больших материальных ресурсов, душевных сил и свободного времени, но и знания основ компьютерной технологии. Однако, интегрируя их в учебный процесс, учитель способен эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке [2]:

  • формировать и совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

  • пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Сервисы Web 2.0 — это сетевое программное обеспечение, которое поддерживает групповое взаимодействие [3]. Существующие на сегодняшний момент социальные технологии, позволяют создавать контент любого вида, например блоги или живые журналы (ЖЖ). С их помощью можно общаться, записывать мысли и комментарии (www.blogger.com, www.livejournal.com, www.blogspot.com, ru.facebook.com).

Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета (Web 2.0), так как создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством [6]. Блоги пользуются популярностью среди учителей иностранных языков, что обусловлено новизной технологий и является мотивирующим фактором. Всё больше и больше создается блогов учителей иностранных языков с целью сделать процесс обучения иностранному языку более разнообразным, интерактивным и эффективным. Блог учителя иностранного языка является помощником, советчиком, а также образцовой моделью для создания собственных блогов учащихся. Тем не менее, учитель должен поддерживать интерес учащихся к использованию блога учителя. Сформировать у учащихся привычку использовать блог помогут регулярные обновления записей в блоге, поощрение и стимуляция работы с блогом.

Использование блогов в обучении иностранному языку обладает широким спектром преимуществ и возможностей и может способствовать [4]:

  • мотивации использования иностран­ного языка для общения во внеаудитор­ное время;

  • развитию умений чтения и письма (в том числе обозначенных в современном образовательном стандарте);

  • развитию умений использовать ино­странный язык и сеть Интернет для удовлетворения познавательных интересов учащихся;

  • развитию умений использовать ино­странный язык как средство образования и самообразования;

  • выражению собственного мнения и его аргументации при обсуждении соци­альных вопросов, что далеко не всегда реализуемо при обсуждении в классе;

  • более эффективному обсуждению изучаемой проблемы для последующего написания сочинения или диалогическо­го или монологического высказывания.

Работая над созданием и разработкой блога учителя иностранного языка в рамках исследования по проблеме, мы подробно описали методический потенциал блогов. Они позволяют формировать навыки аудирования, чтения и письма. Выполнение заданий блога может подготовить учащихся к говорению.

Работая над темой исследования, мы выяснили, что одним из основных преимуществ блога является создание уникальных условий для обучения письменной речи на иностранном языке.

Использовать блог возможно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Когда ученики уже знакомы с блогом учителя и знают, по какому адресу он располагается, то они сами, в любое удобное для них время могут совершенствовать свои навыки, выполнять дополнительные задания учителя.

Согласно алгоритму, разработанному по итогам анализа методических исследований Сысоева П.В. и Евстигнеева М.Н. [5] была проведена работа по формированию коммуникативной компетенции с учениками 6-7 класса МОУ СОШ №4 г. Наволоки. В блоге учителя иностранного языка, расположенного по адресу http://maybeapril.wix.com/english4fun, были опубликованы записи, которые соответствовали пожеланиям ученикам. Такой формат работы с иностранным языком был предложен ученикам впервые. Они самостоятельно выбирали сообщения блога, которые они хотели бы прокомментировать. Из беседы с учителем английского языка выяснилось, что ученики подошли к этому заданию очень ответственно и допустили меньше ошибок, чем обычно. Однако стоит отметить, что были ученики, которые отправляли свои комментарии в личное сообщение на Facebook, т.к. боялись оставить комментарий публично. Можно утверждать, что дальнейшее внедрение блога учителя иностранного языка в процессе обучения иностранному языку приведет не только к более эффективному обучению учащихся, но и будет способствовать укреплению уверенности ученика в себе и в своих знаниях.

Данное исследование показывает, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применение блога на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой, однако являющихся существенными с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения личностного развития учащихся.

Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения.

Наше исследование позволяет утверждать, что блог является эффективным средством представления информации учащимся с целью ее последующего использования в качестве дополнительного или основного учебного материала. Кроме того, создаваться блог может силами самих учащихся, что повысит уровень личной вовлеченности впроцесс обучения и будет стимулировать творческий поиск. Таким образом, блог является отличным средством самовыражения не только в рамках урока иностранного языка, но также и в плане самореализации личности.

Блоги и сходные с ним среды могут служить и базами данных - хранилищами коллективного опыта.

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для [6, 1]:

  • вступления учащихся в живую коммуникацию;

  • активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;

  • для творческой активности учащихся;

  • совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

  • мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры.

Интеграция блога в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

  • совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

  • совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

  • пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

  • знакомить учеников с культуроведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм, принципов и методов обучения: наблюдаются тенденции увеличения доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отхода от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов обучения, увеличения объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Список используемой литературы

  1. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе .- №8, 2007.

  2. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени // Иностранные языки в школе. - 2005. – №5, – C. 19-22.

  3. Сысоев В.П., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий.- М.: Глосса Пресс, 2010.

  4. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные техноло­гии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012, № 1 (17). С. 120-133.

  5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка - Иностранные языки в школе. – 2009. – № 3.

  6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся - Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8.

Просмотров работы: 1106