В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями, рост числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп и другие. В России, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры.
Значительный потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в нем духовно-нравственными ценностями, наиболее актуальными среди которых являются ценностное отношение к Родине, природе, семье, матери и материнству, учению, труду, культурному наследию своего и других народов. Общие для традиционных культур разных народов духовно-нравственные ценности своеобразно проявляются в самобытных, уникальных для каждой из таких культур объектах материального и нематериального культурного наследия: в памятниках народного зодчества, в произведениях народного декоративно-прикладного творчества, в народной музыке, танцах, устном народном творчестве и др.
Приобщение к традиционной народной культуре подростков в наши дни является одной из наиболее актуальных проблем современности. При наличии значительного числа социально-культурных проектов и инициатив для подростков, именно приобщение к народной культуре становится тем вектором развития воспитания, потенциал которого огромен, и не использован еще в полной мере.
Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной детским формам самовыражения и коммуникации - специфической системе «детского языка» [1].
Традиционная народная культура имеет конкретно исторический характер, это определяет «вариативность, ее содержаниям и возможности органичной утраты, отдельных элементов, постепенно заменяющихся» на новые элементы. Но важнейшие константы народной культуры сохраняются из поколения в поколение, не теряя своей аутентичности.
Часто народная культура, представляется как совокупность, отдельных направлений, видов, жанров и объектов искусства. Существуют локальные прочтения народной культуры, как только лишь объектов и действий художественного народного творчества или фольклора [3]. Однако подобная сужающая позиция отсекает все многообразие проявлений народной обрядовой культуры, формирующих сам дух народа и пронизывающих его жизнь во всех направлениях.
Народная культура основывается на совместной культурной практике и элемент народной культуры коллективен по происхождению. В процессе непосредственной совместной культурной практики происходит обобщение, отбор наиболее интересного незначимого материала, накопление его, сохранение и воспроизведение [2]. Народная культура сама отсеивает лишнее и сохраняет аутентичное по мере участия в совместной культурной практике все новых и новых поколений.
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы XX столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуре очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций к интересам и потребностям молодежи.
Учреждения культуры имеются объективные предпосылки актуализации традиционной народной культуры средствами социально-культурной деятельности среди подростков.
В Российской Федерации сложилась и действует уникальная система методической поддержки в сфере традиционной народной культуры и любительского искусства, которая представлена Домами (Центрами) народного творчества, действующими во всех регионах России. На федеральном уровне координация их деятельности, организационное и методическое руководство процессом сохранения нематериального культурного наследия возложены на Государственный Российский Дом народного творчества. На уровне регионов координационная, методическая и организационная функции в сфере традиционной народной культуры, как правило, отводятся Домам (Центрам) народного творчества, что способствует координации действий, кооперированию и более рациональному использованию имеющихся ресурсов для проведения в регионах крупномасштабных акций.
Деятельность по выявлению, изучению, сохранению, развитию традиций народной культуры, реализация её потенциала осуществляется в настоящее время и Домами культуры.
Дома культуры в настоящее время стали активно развивать направление приобщения детей к традиционной культуре. Однако не все пути реализации этой задачи используются в достаточной мере, что дает возможность дополнительных разработок и поиска методик.
Таким образом, приобщение подростков к традиционной народной культуре средствами социально-культурной деятельности является актуальной проблемой современности, так как в исторических формах народной культуры заложен потенциал культурно-исторического, эстетического и патриотического воспитания. Традиционная народная культура демонстрирует преемственность форм, отношения к власти, государству и обществу, а не только к самому народу и его обычаям и традициям. Всё это говорит о непреходящей значимости элементов народной культуры как воспитательного средства молодежи.
Библиографический список:
1. Захарченко М.В. Народная традиционная культура в системе образования/ Философия педагогики. - http://www.portal-slovo.ru.
Каргин, А. С: Народная художественная культура: учебное пособие/ А. С.Каргин. - М: Гос. республ. центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
Костина, А. В. Массовая культура и культура народная: диалог или конфронтация / А. В.Костина// Первый Конгресс фольклористов: сборник доклад. - М., 2005. - Т. I. – С. 272-299.