ПРОТИВОСТОЯНИЕ США И «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОТИВОСТОЯНИЕ США И «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мустапаев И.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Еще в период Второй мировой войны руководство США, активно сотрудничая с академическими кругами, в особенности с так называемыми «фабриками мысли», взяло курс на расширение своего влияния в глобальной медиасфере. В 1946 г. Джон Найт, являвшийся на тот момент президентом Американского общества редакторов газет (АОРГ), выдвинул принцип свободного потока информации [1]. Летом того же года американская делегация, состоящая представителей АОРГ, Associated Press и United Press International, посетила 22 крупных города в 11 союзных и нейтральных странах, пролетев в общей сложности около 40 тыс. миль вокруг земного шара. Более того, американское правительство разработало специальную программу по предоставлению в распоряжение исполнительного директора Associated Press фонда в размере 1 млн долл. в год с целью трансформации AP в глобальную организацию [2].

Необходимо отметить, что данные события имели прямую связь с формированием разветвленной сети международных организаций и наднациональных структур. Так, 14 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 59 (1), в которой провозглашалось, что «свобода информации является одним из основных прав человека, пробным камнем всех других свобод, на которых основана Организация Объединенных Наций» и что данный постулат «подразумевает право беспрепятственно собирать, передавать и публиковать новости повсюду» [3].

Через два года, с 25 марта по 21 апреля 1948 г., в Женеве прошла международная конференция по вопросам свободы информации. Под информацией в данном контексте подразумевался не только спектр периодических изданий, но и широкомасштабные структуры радиовещания и кинопроизводства. Углубляясь в исследуемую тематику, нельзя не упомянуть речь Уильяма Бентона, тогдашнего помощника государственного секретаря США по связям с общественностью. В числе прочего он отметил: «наша задача обеспечить соглашение о создании внутри ООН постоянно действующего механизма, который будет концентрировать внимание всего мира на важнейшем вопросе свободы выражения внутри наций и между нациями» [4]. Следует отметить, что это мероприятие ярко проиллюстрировало международную дифференциацию по идеологическому признаку: итоговый документ был принят тридцатью голосами против одного (Польша голосовала против) при пяти воздержавшихся (Белорусская ССР, Чехословакия, Украинская ССР, СССР и Югославия).

В целом конференцию можно охарактеризовать как успешную реализацию американских геополитических интересов. Не случайно «из 45 существенных предложений делегация США голосовала только против одного и воздержалась от голосования только три раза, поддержав, таким образом, 41 решение конференции» [5]. Показательна в этом отношении выдержка из аналитической статьи британского журнала «Экономист»: «У большинства делегатов создалось впечатление, что американцы хотели обеспечить своим агентствам новостей полную свободу на рынках сбыта информации, что является целью всех их шагов в коммерческой области. Американцы рассматривают свободу информации в первую очередь как продолжение хартии Международной организации по вопросам торговли, а не как особый вопрос, важный сам по себе. Непреклонная оппозиция, с которой они встречали все индийские и китайские усилия защитить слабые национальные агентства новостей, подтверждает это впечатление» [6].

За время, прошедшее после конференции, доктрина свободного потока информации воплотилась на практике. Новые технологические достижения в области коммуникации – компьютеры, спутники связи, телевидение – в сочетании с мощной и постоянно расширяющейся системой корпоративного бизнеса способствовали тому, что Соединенные Штаты заняли лидирующие позиции в глобальном информационном пространстве.

Наглядным проявлением этого служит экспорт американских фильмов [7], американских коммерческих телевизионных программ [8] и распространение по всему миру американских периодических изданий. «Ридерс дайджест», «Тайм», «Ныосуик», «Плейбой» и продукция «Уолт Дисней корпорейшн» доходят до миллионов читателей и зрителей за пределами Соединенных Штатов. Кроме того, многие иностранные издательства поглощены американскими конгломератами. Тем самым американцами сконструирована выдающаяся по степени значимости и популярности модель глобального поглощения различного рода цивилизационных полюсов посредством применения стратегии «мягкой силы». Безусловно, колоссальную роль в данном случае сыграл фактор экономической мощи, который явился детерминантой в установлении тотальной гегемонии США во всех сферах международного взаимодействия. И до недавнего времени американская гегемония в глобальном информационном пространстве не вызывала сомнений.

Однако в последнее время Соединенные Штаты столкнулись с совершенно новой угрозой, которая обозначилась в том числе (а может быть, и преимущественно) в рамках политико-информационного поля конфронтации. Исходит эта угроза от «молодой» международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ/ИГИЛ) и сформулированной ее идеологами «стратегии террора».

Здесь следует отметить, что многие эксперты характеризует данную стратегию как явление исключительно хаотичной принадлежности. На наш взгляд, данное утверждение является ошибочным. Дело в том, что деятельность ИГ имеет непосредственное отношение к таким категориям, как медийное сопровождение и пропаганда.

И.Ю. Сундиев, А.А. Смирнов и В.Н. Костин провели масштабное исследование данной проблематики в статье «Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ» [9]. Далее мы приведем части статьи, поскольку краткой цитатой применительно к данному контексту ограничиться нельзя.

Для реализации информационной политики ИГИЛ была создана развитая медийная инфраструктура. Еще в 2006 г. «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирака» учреждено медийное агентство «Аль-Фуркан» (al-FurqanInstituteforMediaProduction), которое стало основным центром производства широкого спектра медиапродукциии: фильмов, аудио- и видеодисков, брошюр, а также информационных материалов для распространения в сети Интернет. В пресс-релизе «Исламского государства Ирака» данное агентство назвалось «вехой на пути к Джихаду; прославленным СМИ, которое вносит существенный вклад в борьбу с крестоносцами и их пособниками и разоблачает ложь западных СМИ»…

В 2014 г. агентство «Аль-Фуркан» выпустило пропагандистский документальный фильм «Звон мечетей», получивший широкую известность. В нем запечатлены многочисленные сцены жестоких нападений, террористических актов, казней, проводимых членами ИГИЛ, производящими сильное устрашающее воздействие. Одновременно, в фильме демонстрируются рядовые члены и главари ИГИЛ, заявляющие о своей верности «халифату», а также социальные акции ИГИЛ. Среди последних, в частности, демонстрируются кадры покаяния «муртадов» (вероотступников) из числа иракских военных и полицейских, которых боевики ИГИЛ великодушно прощают. Данный фильм отличается очень высоким качеством исполнения, что дало агентству CNN основание сравнить его с продукцией Голливуда.

Сильнейший общественный резонанс в глобальном масштабе вызвала серия видеороликов ИГИЛ с казнями (обезглавливанием) американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа, а также поданного Великобритании Дэвида Хэйнса, в течение августа-сентября 2014 г. Ролики были изготовлены и распространены в Интернете агентством «Аль-Фуркан»... Фото и видео казней были растиражированы большинством мировых информационных агентств и стали одними из наиболее мощных по силе воздействия на массовое сознание террористических посланий после 11 сентября 2001 г. в США.

Шокирующие кадры жестокости и насилия являются основой террористического медиадискурса ИГИЛ. И именно они, по признанию многих экспертов, выступают одним из ключевых факторов «привлекательности» («attractivepower» по Дж. Наю) данной группировки, притягивающих к ней сторонников со всех частей мира. В результате… облегчается работа по массовой вербовке всё новых и новых боевиков, для которых этот запрос становится навязчивой идеей и модой, на которую падка молодежь в любых странах…

В 2013 г. ИГИЛ создал медиа-фонд «Айнад» (Ajnad Media Foundation), который специализируется на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений (нашидов)…

В 2013 г. ИГИЛ учреждено медиа-агентство «Итисаам» (I’tisaam Media Foundation), которое производит и распространяет контент на арабском языке…

В 2014 г. ИГИЛ учредил новый медиа-центр «Аль-Хайят» (AlHayat Media Center), который ориентирован на западную аудиторию и производит материалы на английском, немецком, русском и французском языках. Производимая им медиапродукция (видео-, аудио- и печатные материалы) нацелена на привлечение новых участников в террористическую группировку из западных стран. Количество выходцев из них в рядах ИГИЛ (по оценкам экспертов, речь идет о нескольких тысячах добровольцах) свидетельствует о высокой эффективности такой пропаганды. Кроме того, информационные материалы группировки призывают жителей стран Запада совершать теракты в странах их проживания и приводят необходимые инструкции по их подготовке и осуществлению…

Среди печатной продукции, выпускаемой медиа-центром ИГИЛ «Аль-Хайят», необходимо отметить брошюры «Islamic State Report» и «Islamic State News», а также журнал «Dabiq», которые издаются на нескольких языках, включая английский. Они доступны для скачивания в Интернете.

Журнал «Dabiq»является полноценным высококачественным глянцевым журналом объемом от 25 до 50 страниц, выполненным по всем канонам жанра. Название журнала заимствовано от города в северной Сирии, который упоминается в хадисах об Армагеддоне. Изучение выпусков данного журнала показывает, что в нем преимущественно содержатся обширные статьи религиозно-идеологического характера. Также в нем приводятся сводки боевых действий отрядов ИГИЛ, освещаются проводимые ими действия на контролируемых территориях «халифата», излагаются высказывания лидеров и членов группировки, включая погибших в бою…

В результате проведенного исследования авторы статьи приходят к выводу, что «Исламское государство» создало достаточно мощную и разветвленную «медиаимперию», включающую ряд медиа-агентств, «выпускающих высококачественную информационную продукцию всех основных видов на нескольких языках. Ключевым каналом ее распространения выступает сеть Интернет. Пока ИГИЛ еще не налажено постоянное теле- и радиовещание на контролируемых территориях Ирака и Сирии, однако представляется, что это лишь вопрос времени...» [9].

На наш взгляд, этот исчерпывающий обзор деятельности ИГ в медиапространстве дает основания утверждать, что данная террористическая структура, широко используя пропагандистские методы и инструменты, по сути реализует стратегию «мягкой силы» по отношению к противникам. Эти методы и инструменты, в процессе грамотного использования которых конструируется так называемая исламистская медиакратия, во многом заимствованы из американского опыта проведения многосторонней (прежде всего, культурной) экспансионистской политики.

Возникает вопрос: следует ли аспект функциональной, в том числе технологической многогранности ИГ рассматривать в качестве одной из главных угроз США, затрагивая, прежде всего, идеолого-информационный контекст? И да, и нет в равной степени.

Дело в том, что США, в соответствии с терминологией С. Хантингтона, являются стержневым государством в пределах такого доминирующего (в системе международных отношений) образования, как западная цивилизация [10]. И что примечательно, во всяком случае для представителей научно-исследовательского сообщества, прочерчивается некий дуализм, жесткая дифференциация, суть которой заключается в следующей схематической конструкции: с одной стороны, США – национальное государство; с другой – лидер так называемого «свободного мира», или, выражаясь более конкретно, «коллективного Запада».

Высказываются мнения, что Соединенные Штаты в рамках стадийного процесса нормативного закрепления, отстаивания и продвижения собственных интересов в конечном итоге одержат верх над любым потенциальным дестабилизатором сложившейся системы международных отношений. И медийная отрасль является вовсе не исключением, а скорее яркой иллюстрацией обозначенной тенденции. К тому же, следует отметить, что коммунистическая («красная») угроза в период холодной войны рассматривалась адептами американских политтехнологических кругов (представителями «мозговых трестов»), в качестве гораздо более устрашающего и, без преувеличения, фатального фактора (главным образом, по степени значимости), нежели современный исламский радикализм. Чего стоит один только Карибский кризис, в ходе которого едва не разразилась третья мировая война с применением ядерного оружия. И, тем не менее, в 1991 г. либерально-демократическая система ценностей, главную роль в соблюдении, отстаивании и пропаганде базовых принципов которой сыграли США, одержала верх над социалистической моделью поведения в пределах глобального конфронтационного поля [11].

Однако представляется, что подобная аргументация тождественна исключительно национальной риторике, которая, в свою очередь, зиждется на устаревшем восприятии международных отношений. На современном этапе концепция национальных государств терпит фиаско. Исламский мир мыслит, преимущественно, общинно-клановыми и религиозными категориями. Как следствие, культура выступает в качестве трансцендентной детерминанты. Европейские же страны, изначально отвергнув идею Шарля де Голля о так называемой «Европе отечеств» и впоследствии приняв активнейшее участие в региональных интеграционных процессах, фактически утратили свой государственный суверенитет.

Если затрагивать относительно недавний контекст, то с высокой степенью определенности можно утверждать, что поддержание фискального союза на базе евро в пределах ЕС способствует не столько унифицированной консолидации, сколько ликвидации или, выражаясь грубо, ампутации немецкой, французской, итальянской идентичностей, поскольку финансовая и в особенности валютная составляющие представляют не что иное, как сердце, этакий «хартленд» государства, отличительную особенность его самоидентификации [12].

Соединенные Штаты, в силу опоры на устаревший риторический базис, не осознают колоссальную степень ответственности, которую они несут, выступая в роли цивилизационного лидера, «стержневого государства» в рамках коллективного демократического Запада. Американское руководство, с учетом отдельных административно-технических составляющих, сможет обеспечить защиту своих национальных интересов, в том числе и в медийной отрасли, скажем, от «Исламского государства» и его информационной экспансии. А Европа как неотъемлемая часть западной цивилизации брошена, что называется, на произвол судьбы.

Специфика сложившейся ситуации заключается в следующем. Дело в том, что с начала 1950-х гг. внешнеполитические ведомства США, главным образом Центральное разведывательное управление, осуществили ряд диверсий в информационной сфере, направленных на то, чтобы политические элиты передовых западноевропейских государств действовали в фарватере американских стратегических интересов. Следовательно, речь изначально шла о подчинении, а вовсе не о защите. С этой целью в ФРГ, например, в 1952 г, главой оккупационной администрации Джоном Макклоем была учреждена лоббистская организация «Атлантический мост». Официально объединение преследовало зафиксированные в его уставе «образовательные, научные, культурные и благотворительные цели, а также цель развивать взаимопонимание между народами». В действительности же речь с самого начала шла о создании личной сети руководящих кадров, планировавших оказывать господствующее влияние на формирование общественного мнения.

Эффективность функционирования данного объединения выражается в следующей закономерности: вся немецкая журналистика (в особенности публично-правовые СМИ, с одной стороны, и так называемые независимые или «качественные» печатные издания с другой) лоббирует интересы финансовой и в значительной степени политической элиты ФРГ, настроенной исключительно проамерикански. Подобная тенденция в равной степени относится к таким гигантам, как ЦДФ (2-й германский телеканал), «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», «Цайт», издательский дом «Грунер+Яр», «Штерн», «Зюддоче Цайтунг» и даже «Шпигель», «подмазанность» которого (используя журналистский сленг) до такой степени вызывает тошнотворные ощущения у думающих представителей читательской аудитории, что последними было сформулировано альтернативное название применительно к известнейшему еженедельнику. А именно – Speichel, что в переводе с немецкого означает «слюни» [13]. Показательно, что Кай Дикман, главный редактор «Бильд», самой читаемой в Германии газеты, помимо своей непосредственной профессиональной деятельности, является членом правления «Атлантического моста» [14].

На наш взгляд, это классический пример медиаэкспансии, осуществляемой руководством США через разветвленную сеть лоббистских организаций. Если бы концепция подчинения по отношению к передовым западноевропейским странам дополнялась предоставлением широкого спектра гарантий безопасности (в том числе информационной), то, во всяком случае стратегически, подобная тенденция могла бы соответствовать цивилизационной и «полюсной» дифференциации мира. Однако такие наднациональные (трансатлантические) объединения, как Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, «Атлантический мост» фактически отвернулись (главным образом в финансовом отношении) от объектов собственного манипулятивного давления.

Если обратиться опять-таки к опыту Германии, можно констатировать, что немецкие СМИ постепенно утрачивают свою значимость. Так, в июле 2014 г. один специализированный журнал описал почти невообразимое снижение продаж печатных изданий во втором квартале года: «Объем продаж газет… через киоски уменьшился на десятки процентов. При этом “Вельт” и “Хандельсблатт” потеряли пятую, а “Тагесцайтунг” – даже четвертую часть своих покупателей! Параллельно с этим процессом, в германском медийном пространстве примерно с начала нового тысячелетия идет самая массовая волна увольнений за всю историю наших СМИ. Даже Федеральное агентство по труду еще в 2012 г. вынуждено было признаться в своем бессилии, указав на то, что все большему числу медийных концернов грозит банкротство и что на улицу выбрасываются массы “качественных” журналистов» [15]. Согласно прогнозам, к 2022 г. потеряет работу каждый седьмой журналист [16].

При анализе вышеобозначенной фактической составляющей возникает вполне логичный и обоснованный вопрос: могут ли такие СМИ осуществлять противодействие медиаэкспансии со стороны того же «Исламского государства»? Очевидно, что не могут, несмотря на их ортодоксальный «проамериканизм». И технология конструктивного взаимодействия в рамках трансатлантического вектора развития не работает. Это связано с тем, что на всем протяжении своей исторической стези Новый Свет мыслил исключительно национальными категориями. Вьетнамская кампания, военные интервенции в Афганистан, Ирак, Ливию базировались преимущественно на риторике, выражающей основополагающие принципы теории американизма. Однако в современных условиях становится очевидным тот факт, что не существует такого явления, как универсализм ценностей, в особенности американских. Следовательно, в ближайшей перспективе руководству США необходимо выработать новую модель поведения на международной арене, дабы оправдать как свое глобальное лидерство, так и лидерство внутри западной цивилизации.

Список использованных источников и литературы

1. John S. Knight. World Freedom of Information, Speech presented in Philadelphia, April 16, 1946 // Vital Speeches. – 1946. – Vol. 12. – P. 472-477.

2. Ibid. P. 476.

3. First Session of the General Conference of the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization, Paris, November 19 – December 10, 1946: Report of the United States delegation, with selected documents. – Washington, 1947. – P. 17.

4. William Benton (Chairman, United States delegation to the freedom of information Conference), Address delivered before the Anglo-American press Club, Paris, April 7, 1948. – P. 518-520.

5. John B. Whitton. The United Nations Conference on Fre­edom of Information and the Movement against International Propa­ganda // American Journal of International Law. – 1949. – № 43 (January). – P. 76.

6. Economist. – May 1948. – P. 701.

7. Guback T. The International Film Industry. – Bloomington, 1969.

8. Kaarle Nordenstreng and Tapio Varis. Television traffic – a one-way street? // Report and Paper on Mass Communication, № 70. – Paris: UNESCO, 1974.

9. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Костин В.Н. Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ // Сайт С.П. Курдюмова. – 02.11.2014. – URL: http://spkurdyumov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagandy-mediaimperiya-igil/

10. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.

11. Fukuyama F. State-Building: Governance and World Order in the 21st Century. – Cornell University Press, 2004.

12. Швенке Олаф. Евро как фактор культуры: новая валюта и старый мир// Цайт-шрифт фюр Культураустауш. – 1998. – № 4. – C. 102-106.

13. Josef-Otto Freudenreich. Streiken im Keller // Kontext. – 26.02.2014. – URL: http://www.kontextwochenzeitung.de/medien/152/streiken-im-keller-2051.html

14. Atlantik-Brücke. Jahresbericht Juni 2009 bis Juni 2010 // Atlantik-bruecke.org. – URL: http://www.atlantik-bruecke.org/w/files/dokumente/jb-0910-final.pdf

15. Medienkrise:Größte Entlassungswelle seit 1949 // Spiegel Online. – 01.12.2012. – URL: http://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/medienkrise-nie-zuvor-gab-es-so-viele-entlassungen-in-der-presse-a-870402.HTML

16. Bedarf. K. Diese Jobs sind vom Aussterben bedroht // Wirtschafts Woche. – 16.07.2014. – URL: http://www.wiwo.de/erfolg/beruf/kein-bedarf-diese-jobs-sind-vom-aussterben-bedroht/10208452.html

 

13

 

Просмотров работы: 1121