И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Россия, ее историческая судьба, светлые и темные стороны народной души - все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная, со своей историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала надежду на будущее.
В творчестве Александра Блока тема России - одна из самых главных. Все его стихи пронизаны одним чувством, чувством безоглядной любви к родной стране. Девятисотые годы были временем лирики, предчувствий, надежд, тревог. Блок слил свою душу с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Все творчество поэта, все его лирические настроения определил он сам всего двумя словами: «чувство родины». Понять душу народную, понять, где люди, найти ту точку, где возможна встреча стихийной, древней, книжной и высокой стихии. Седьмого июня тысяча девятьсот восьмого года в Шахматове А. Блок начал работу над циклом «На поле Куликовом». Родина в стихотворениях Блока - тема выстраданная, не книжная, не выдуманная. Это его душа, которая перевоплощалась на Руси в «невесту» и «жену»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
Наш путь татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Накануне грозных событий, тяжелых испытаний, главное - быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, - родина, за нее идет «вечный бой»:
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, круги…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Ведущей темой стихотворения является тема безграничной любви к родине. В произведении показано движение воинов по полю боя:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Использование длинных пятистопных и коротких трех- и двустопных хорейных стихотворений помогает передать противоречие между внешним спокойствием неподвижной Руси:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
…и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего:
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Постепенно темп скачки и тревоги нарастает. Возникает каскад кратких предложений и восклицательной интонации:
И нет конца! Мелькают версты, круги…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Слово жена в стихотворении употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале Александра Александровича Блока:
О, Русь моя! Жена моя!..
Основной проблемой стихотворения является то, что прошлое связано с настоящим, а настоящее - с прошлым. Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди. Блок описывает состояние лирического героя «накануне» битвы – это настоящий процесс мужания. В первом стихотворении лирический герой восклицает:
О, Русь моя! Жена моя!..
Для лирического героя, она - самое дорогое, неотделимое. Русь помогает определить ему свое «я», определить свой путь:
Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Какие же лики этого образа? Сначала, картина русской природы, которая описана в первом четверостишии, затем Русь- «жена» и, наконец, родина Святая. В первом стихотворении Святой Русью является «Святое знамя». В стихотворении подчеркивается единство людей и природы. Автор показывает, что даже животные живут той же жизнью, что и люди:
«…Домчимся...»
«…Летит, летит степная кобылица…»
«И нет конца! Мелькают версты, круги… »
«…Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!»
Основным образом стихотворения является природа, сравниваемая с человеком, поэтому по жанру - это лирическое стихотворение.
Оно имеет перекрестную рифмовку. Для написания автор использует лирическую (книжную) лексику. В стихотворении присутствуют различные художественные средства, к примеру, антитеза: «Святое знамя» - «ханской сабли сталь».
Этим показан контраст. Также в стихотворении используется параллелизм: «Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной…»
Тем самым автор смотрит на путь с различных сторон. Инверсия также встречается в этом стихотворении:
«…Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога».
«…В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…»
«…Из сердца кровь струится!»
Этим Блок придает выразительность стихотворению. Данное стихотворение не обошлось и без олицетворения:
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега»
«грустят стога»
«…блестит святое знамя…»
«…покой снится…»
«…Летит, летит степная кобылица…»
«…Мелькают версты, круги…»
«…Идут, идут испуганные тучи…»
С помощью олицетворений поэт воплощает какие-либо силы, явления природы в образе живого существа. Конечно же, в стихотворении присутствуют и эпитеты: «скудная глина», «безбрежная тоска», «испуганные тучи».
Благодаря эпитетам Александр Александрович придает особые оттенки обыденным предметам. В стихотворении также можно увидеть аллитерацию:
«Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...»
Этим автор показывает тишину ночи, пронизанную блеском святого знамени и стали.
Что же можно сказать о настроении стихотворения? Оно полно решимости, готовности к смелым поступкам.