«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А. БЛОКА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А. БЛОКА»

Токарева В.Ю. 1, Дзюба Л.М. 2
1ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ, г.Краснодар, Россия
2ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ, г. Краснодар, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Россия, ее историческая судьба, светлые и темные стороны народной души - все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная, со своей историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала надежду на будущее.

В творчестве Александра Блока тема России - одна из самых главных. Все его стихи пронизаны одним чувством, чувством безоглядной любви к родной стране. Девятисотые годы были временем лирики, предчувствий, надежд, тревог. Блок слил свою душу с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Все творчество поэта, все его лирические настроения определил он сам всего двумя словами: «чувство родины». Понять душу народную, понять, где люди, найти ту точку, где возможна встреча стихийной, древней, книжной и высокой стихии. Седьмого июня тысяча девятьсот восьмого года в Шахматове А. Блок начал работу над циклом «На поле Куликовом». Родина в стихотворениях Блока - тема выстраданная, не книжная, не выдуманная. Это его душа, которая перевоплощалась на Руси в «невесту» и «жену»:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Наш путь татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Накануне грозных событий, тяжелых испытаний, главное - быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, - родина, за нее идет «вечный бой»:

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Ведущей темой стихотворения является тема безграничной любви к родине. В произведении показано движение воинов по полю боя:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Использование длинных пятистопных и коротких трех- и двустопных хорейных стихотворений помогает передать противоречие между внешним спокойствием неподвижной Руси:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

…и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего:

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

Постепенно темп скачки и тревоги нарастает. Возникает каскад кратких предложений и восклицательной интонации:

И нет конца! Мелькают версты, круги…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Слово жена в стихотворении употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале Александра Александровича Блока:

О, Русь моя! Жена моя!..

Основной проблемой стихотворения является то, что прошлое связано с настоящим, а настоящее - с прошлым. Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди. Блок описывает состояние лирического героя «накануне» битвы – это настоящий процесс мужания. В первом стихотворении лирический герой восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!..

Для лирического героя, она - самое дорогое, неотделимое. Русь помогает определить ему свое «я», определить свой путь:

Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Какие же лики этого образа? Сначала, картина русской природы, которая описана в первом четверостишии, затем Русь- «жена» и, наконец, родина Святая. В первом стихотворении Святой Русью является «Святое знамя». В стихотворении подчеркивается единство людей и природы. Автор показывает, что даже животные живут той же жизнью, что и люди:

«…Домчимся...»

«…Летит, летит степная кобылица…»

«И нет конца! Мелькают версты, круги… »

«…Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!»

Основным образом стихотворения является природа, сравниваемая с человеком, поэтому по жанру - это лирическое стихотворение.

Оно имеет перекрестную рифмовку. Для написания автор использует лирическую (книжную) лексику. В стихотворении присутствуют различные художественные средства, к примеру, антитеза: «Святое знамя» - «ханской сабли сталь».

Этим показан контраст. Также в стихотворении используется параллелизм: «Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной…»

Тем самым автор смотрит на путь с различных сторон. Инверсия также встречается в этом стихотворении:

«…Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога».

«…В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…»

«…Из сердца кровь струится!»

Этим Блок придает выразительность стихотворению. Данное стихотворение не обошлось и без олицетворения:

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега»

«грустят стога»

«…блестит святое знамя…»

«…покой снится…»

«…Летит, летит степная кобылица…»

«…Мелькают версты, круги…»

«…Идут, идут испуганные тучи…»

С помощью олицетворений поэт воплощает какие-либо силы, явления природы в образе живого существа. Конечно же, в стихотворении присутствуют и эпитеты: «скудная глина», «безбрежная тоска», «испуганные тучи».

Благодаря эпитетам Александр Александрович придает особые оттенки обыденным предметам. В стихотворении также можно увидеть аллитерацию:

«Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...»

Этим автор показывает тишину ночи, пронизанную блеском святого знамени и стали.

Что же можно сказать о настроении стихотворения? Оно полно решимости, готовности к смелым поступкам.

Просмотров работы: 4460