Как правило, в педагогике, самостоятельная работа определяется, как направленная учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, и осуществляется, как под воздействием администрации ВУЗа, так и личными побуждениями учащихся. [2]
Самостоятельная работа в широком смысле, является составной частью учебного процесса, как мера элементов творчества инициативности в процессе усвоения теории на лекциях и семинарах. В узком же смысле, самостоятельная работа, является деятельностью по овладению знаниями за пределами учебных занятий, иными словами, самостоятельная работа - это такая деятельность, в ходе которой студенты осуществляют активную и напряженную работу по овладению того или иного научного предмета, как под и руководством преподавателя, так и самостоятельно. [3]
Наблюдения показывают, что личный пример, подаваемый преподавателем, в физкультурно-оздоровительных и спортивных секциях приводит к формированию положительных эмоций и мотивации к самостоятельной деятельности студентов.
Причинами стимулирования у студентов положительных мотивов к самостоятельной работе являются: осознание студентами ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретических и практических знаний, профессиональную направленность учебной деятельности, выбор адекватных задач, создающих информационные познавательные противоречия в учебной деятельности и поддержание любознательности в учебной группе.
Как правило, исследования указывают на важность физического воспитания, опираясь на принцип оздоровительной направленности, т.е. правильное формирование организма, укрепление здоровья и развитие физических качеств.
Так же, по мнению исследователей, физическое воспитание является важным элементом в формировании личности, ее физической культурой, физического самовоспитанию и самосовершенствования. [4]
Приобщение студентов к физической культуре является важным составляющим в формировании здорового образа жизни, и самостоятельные занятия физическими упражнениями являются дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой.
Основные составляющие физической культуры личности студента:
1) знания и интеллектуальные способности, характеризующие эрудицию студента и его способности к творческой деятельности
2) мотивация к положительному отношению к физической культуре, установок на здоровый образ жизни физическое совершенствование
3) формирование социально-духовных ценностей
4) приобщение к физкультурно-спортивной деятельности, для сохранения и укрепления здоровья, использование средств физической культуры, для достижения жизненных и профессиональных успехов.
Как правило, в основном учебном отделении занимается подавляющее большинство студентов, но поступающие на первый курс, в целом, имеет недостаточный уровень физической подготовленности. Вместе с тем существует мнение преподавателей, что для решения комплекса задач физического воспитания в вузе объема учебного времени, отведенного программой, недостаточно. Преподаватели объясняют это тем, что в условиях двух занятий в неделю нельзя обеспечить планомерное совершенствование физической подготовленности студентов. Поэтому для успешного усвоения учебного материала необходимы самостоятельные занятия.[5]
По данной теме был проведен социологический опрос среди студентов НХТИ, 16 из которых юноши, и 14 девушек, и включал в себя следующие вопросы:
1.Укажите Ваш пол:а) женский; б) мужской. 2.На каком курсе Вы проходите обучение: 3.Уделяете ли Вы время самостоятельным физическим нагрузкам а) да;б) нет.4.Как Вы проводите свое свободное время? а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры; б) иду гулять с друзьями; в) занимаюсь спортом; г) у меня нет свободного времени. 5.Вы соблюдаете правильный режим питания? а) да; б) нет; в) как получается. 6.Как часто Вы делаете утреннюю зарядку? а) каждый день; б) раз в два дня; в) никогда.7.Занимались ли Вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию (Если да, то каким?) а) да; б) нет.8.Когда Вы в последний раз занимались спортом? а) вчера; б) неделю назад; в) месяц назад;г) не помню.9.Хотели бы Вы начать заниматься каким-нибудь видом спорта? а) да, конечно; б) скорее всего, нет; в) зачем мне это нужно? г) затрудняюсь ответить.10.Как Вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.) а) да; б) нет. 11.Можете ли Вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д. а) могу, регулярно посещаю; б) могу, но не вижу в этом смысла; в) не могу, т.к. нет времени; г) не могу, т.к. не хватает денежных средств.12.Часто ли Вы задумываетесь о правильности своего образа жизни? а) часто; б) очень редко; в) вообще об этом не думаю.13.Ваше личное отношение к здоровому образу жизни: а) это здорово;б) можно обойтись и без него; в) иногда следует соблюдать; г) не могу ответить.14.Для поднятия жизненного тонуса необходимо (выбрать все возможные варианты): а) соблюдение режима дня; б) занятие спортом; в) регулярные прогулки на природе г) употребление алкоголя д) использование наркотиков; е) одухотворенная литература.
И по результатам анкетирования, регулярно спортом занимаются 30%, 20% респондентов предпочитают свободное время уделять физическим упражнениям, 70% прошенных хотели бы начать заниматься спортом, но не имеют либо времени, либо денежных средств, 80% студентов когда-нибудь посещали спортивные секции. Также выяснилось, что юноши занимаются спортом больше девушек, а курс не влияет на заинтересованность студентов в спорте.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что для повышения уровня здоровья, адаптации студентов к обучению в вузе необходима целенаправленная работа по их подготовке к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Литература.
1. Серазетдинов О. З. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация. Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. № 5 (68). С. 83–87.
2. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пос. М.: Гардарики, 2007. 218 с. 3. Маляренко Т. Н. Валеологические аспекты вузовского образования // Валеология. 1996. № 2. С. 18–27.
4. Дзюбалов А. К. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физической деятельности: автореф. дис. … канд. пед.наук.М.,1991.21с. 5. Павлюк Н. Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. …канд. пед. наук. Шуя, 2006 . 22 с.