ПРОБЕЛЫ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЕЛЫ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Прохорова С.И. 1, Кабанова О.В. 1
1Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова и фразы: государственная служба, государственная гражданская служба, военная служба, иные виды государственной службы.

Аннотация: В статье рассматриваются основные положения, связанные с определением видов государственной службы, в связи с изменениями в Федеральном законе от 27 мая 2003г. №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2016 года, приводится анализ нормативных установок, связанных с закреплением видов государственной службы, а также выявляется пробел в законе, связанный с отсутствием разъяснения новой формулировки статьи закона.

Совершенствование системы отношений между личностью и государством в современном обществе предопределяет закономерные изменения и развитие самого государства. Сегодня международные стандарты, применяемые к большинству развитых государств, требуют от них максимального обеспечения прав и свобод каждого гражданина, увеличивая ответственность государства перед населением. Это ведет к усложнению системы функций государства и, как следствие, необходимости увеличения штата государственных служащих, обеспечивающих деятельность государственных органов, учреждений и иных звеньев государственного механизма. Отношения по организации и построению системы государственной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".

Статья 1 данного закона устанавливает понятие государственной службы. В соответствии с ней, государственной службой Российской Федерации является профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.1 Помимо этого, указанный Федеральный закон закрепляет систему государственной службы в Российской Федерации. До недавнего времени государственная служба в России включала в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу, однако, в связи с изменениями, внесенными в законодательство РФ, с 1 января 2016 года правоохранительная служба более не предусматривается Законом как отдельный вид государственной службы. Вместо этого в положения статьи 2 Закона было введено словосочетание “государственная служба иных видов”.

На протяжении длительного периода времени теоретиками и практиками высказывалось недовольство относительно того, что правоохранительная служба, предусматривавшаяся Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации" в более ранней редакции, лишена должного внимания законодателя. Так, особенности прохождения двух других видов государственной службы – государственной гражданской и военной – регулировались отдельными нормативными правовыми актами, соответственно, Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"2 и Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"3. Прохождение правоохранительной службы отдельным законодательным актом не регламентировалось. В связи с упомянутыми выше изменениями, внесенными в статью 2 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации" вместо правоохранительной службы, как одного из видов государственной службы, была закреплена формулировка “государственная служба иных видов”. Данная формулировка является обобщающей, однако в данном случае целесообразно вести речь о законодательном пробеле, так как расшифровки, что именно имеется ввиду под понятием “иные виды государственной службы” данная статья не содержит.

Анализируя другие статьи закона, можно также отметить недостаточное внимание законодателя к нормативному раскрытию приведенной правовой дефиниции. Рассматривая государственную гражданскую и военную службы, можно отметить, что указанным видам посвящены соответственно статьи 5 и 6 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации". В частности, статья 5 Закона закрепляет, что государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Помимо этого статья устанавливает, что понимается под федеральной государственной гражданской службой и государственной гражданской службой субъекта федерации.4 Статья 6 по аналогии вводит определение военной службы. Под ней понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания5. Текст закона в предыдущей редакции предусматривал в статье 7 понятие правоохранительной службы. Теперь же данная статья признана утратившей силу, а пришедшая на смену формулировка “государственная служба иных видов” осталась без разъяснения.

По смыслу к данной сфере могут быть отнесены элементы механизма государства, обеспечивающие безопасность, законность и правопорядок, реализующие функцию борьбы с преступностью, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, однако законодательная трактовка, как уже было сказано, в тексте Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации", а также иных нормативных правовых актов не представлена.

Резюмируя всё вышесказанное, необходимо отметить, что налицо явный законодательный пробел в виде отсутствия нормативного закрепления и разъяснения положения закона относительно иных видов государственной службы. В связи с этим предлагается ввести норму-дефиницию, закрепляющую данные “иные виды”, а также раскрывающие их смысл во избежание неправильных трактовок и последующих правоприменительных ошибок.

1Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О системе государственной службы Российской Федерации". Статья 1. www.consultant.ru

2 Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации". www.consultant.ru

3 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О воинской обязанности и военной службе". www.consultant.ru

4 Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О системе государственной службы Российской Федерации". Статья 5. www.consultant.ru

5 Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О системе государственной службы Российской Федерации". Статья 6. www.consultant.ru

Просмотров работы: 1434