Академическая лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях. Это важный компонент профессионального образования, представляющий собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.
Основная цель академической лекции – трансляция знаний, необходимых для освоения теоретических аспектов дисциплины учебного плана студентами/магистрантами. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции – четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.
Академические лекции, как правило, обращены к молодежи, получающей профессиональное образование. Слушатели академической лекции обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка вуза и по этой причине имеют ограничения на несвоевременный вход и выход из аудитории, занятия посторонними предметами. В случае использования балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения последнее может быть наказуемо в виде своеобразных штрафов – лишения баллов. Баллы могут потерять и студенты/магистранты, пропустившие лекцию. Кроме того, обучающиеся мотивированы предстоящим контролем знаний в той или иной форме, поэтому они решаются оппонировать далеко не всем преподавателям.
Чтение академических лекций администрация кафедр, как правило, предлагает наиболее опытным и квалифицированным преподавателям, желательно имеющим ученые степени и звания, а также преподавателям-практикам. Преподаватель, читающий академическую лекцию, мотивирован на её успешное проведение как внешними стимулами - выполнение учебного поручения, договора на оказание образовательных услуг, контроля со стороны администрации, интернет-контроля знаний обучающихся и др.; так и внутренними стимулами - содержанием и значимостью работы для преподавателя лично, возможностью реализовывать свои природные способности и склонности. В данной ситуации, на наш взгляд, в большинстве случаев внешние стимулы деятельности лектора довлеют над внутренними.
Чтение академических лекций проходит в специально оборудованных для этой цели аудиториях вуза, сам интерьер которых настраивает на погружение в предмет изучения.
Публичная же лекция в отличие от академической представляет изложение научных истин для аудитории, которая теоретически мало или даже совсем не подготовлена к их восприятию, но имеет культурно-познавательные потребности по тематике мероприятия. Лекция может иметь отношение к росту профессиональной квалификации слушателей, но это не обязательно. Людей могут интересовать события в политической жизни, экономические процессы, проблемы оздоровления, приобщения к культуре и знаниям в области фундаментальных наук, взаимоотношения в семье и др.
Цель публичной лекции – это создание условий для самореализации, самоопределения личности слушателя в современной жизни, способствование раскрытию творческого потенциала человека, формированию его ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей актуализацией в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. Исходя из цели публичных лекций, можно признать их социальную востребованность и значимость.
Возрастной состав слушателей может быть любым - от школьников до пенсионеров. Нередко бывает и так, что возраст и жизненный опыт популязатора научных знаний меньше среднего возраста и жизненного опыта слушателей. Для подобной аудитории лектор должен учитывать андрогогические принципы обучения:
уважение плюрализма жизненных позиций слушателей;
опора на жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт слушателей;
контекстность обучения: материал лекции, с одной стороны, преследует жизненно важные для слушателей цели и ориентирован на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учётом профессиональной, социальной, бытовой деятельности целевой аудитории и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов (условий);
актуализация результатов обучения – безотлагательное применение на практике знаний, умений и навыков [1].
Слушатели публичной лекции, как правило, активно оппонируют, задают неожиданные или неудобные для лектора вопросы и имеют право на досрочный уход из аудитории, которая чаще всего не оборудована под лекционную. Аудиторией публичной лекции могут быть актовые залы домов культуры, читальные залы библиотек, открытые площадки, где внимание слушателей в случае непонятного, скучного, неиллюстированного фактами рассказа легко рассеивается. Таким образом, при проведении публичной лекции по сравнению с академической возрастают требования к педагогической квалификации лектора.
Нельзя забывать, что преподавателей вуза можно классифицировать по склонности к научной и педагогической деятельности. Чаще всего вузовских преподавателей условно разделяют на три группы:
с преобладанием педагогической направленности (~ 2/5 от общего числа);
с преобладанием исследовательской направленности (~1/5) ;
с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (~1/3) [2].
На наш взгляд, чтение публичной лекции организаторами мероприятия должно доверяться преподавателям-популяризаторам (группы I и III вышеприведенной типологии), которые в силу своих педагогических талантов способны рассказать о сложных вещах в доступной для неподготовленной аудитории форме (но учитывать, что изложение материала на примитивном уровне не развивает слушателей), гибко сочетать теоретические сведения и материал из повседневной жизни, удержать внимание присутствующих и удовлетворить их познавательные потребности, вдохновить слушателей на дальнейшее расширение собственного кругозора.
Для осуществления этой миссии популязатор должен иметь неравнодушное отношение к предмету рассказа, а также владеть педагогической техникой в виде использования речевых и вербальных средств, опытом педагогического наблюдения, воздействия, установления контакта, тактом, методическим мастерством, способностью к импровизации, чувством юмора, обладать вкусом (одеждой, обувь, прическа), быть оптимистом, передавать аудитории положительные эмоции.
В случае, если чтение публичной лекции, по каким-либо экстраординарным причинам поручено неопытному лектору со стороны более опытных коллег ему должна быть оказана методическая помощь.
Возвращаясь к сравнению академической и публичной лекций, отметим, что преподаватель, читающий публичную лекцию, также, как и лектор, занятый чтением академической лекции, мотивирован на её успешное проведение как внешними стимулами - выполнение обязательств перед организаторами мероприятия, возможностью пролонгации сотрудничества с ними (эгоистические мотивы); так и внутренними стимулами, в числе которых можно отметить убежденность в полезности своей деятельности для группы людей, пришедших его послушать полностью по своему выбору, и общества в целом (альтруистические мотивы). В ситуации чтения публичной лекции, на наш взгляд, альтруистические мотивы как отклик на заинтересованное отношение слушателей и организаторов приобретают большую значимость. Здесь уместно вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что «…образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать знания, а другого – сообщать уже приобретённое им» [3].
Кстати, за рубежом требования к квалификации преподавателя высшей школы и его научной деятельности дополнены целым рядом требований к его социальной, гражданской, общественной деятельности, без чего его продвижение по службе становится проблематичным. К отечественным же преподавателям на федеральном уровне пока предъявляются лишь требования, связанные с уровнем образования, квалификации и стажем работы.
Хотелось бы провести сравнение академических и публичных лекций по показателю организации. Академические лекции проводятся по расписанию потоков и групп студентов/магистрантов. Публичная же лекция «нераскрученного» лектора – это мероприятие, включенное в некую программу работы, или в виду острой актуальности тематики идущее «вне расписания». Поэтому организаторы должны осуществить информирование потенциальных слушателей о лекции всеми доступными им методами. Время и место проведения лекции должно быть удобным для целевой аудитории. К примеру, после перерыва по окончании научной конференции – лекция в формате мастер-класса в компьютеризированном зале библиотеки вуза по инновациям в поиске научной информации. О ней потенциальные слушатели – участники конференции - получили информацию из анонса в программе конференции.
Желательно, чтобы само место проведения лекции настраивало слушателей на тему лекции. Так, лекция на тему допингового скандала в мире спорта была бы уместна в закрытом спортивном зале с местами для слушателей и оборудованием для показа слайдов и видео.
Лекция не должна навязываться слушателям – иначе получится ситуация, подобная показанной в кинофильме «Карнавальная ночь», когда аудитория, нежелающая слушать информацию о жизни на Марсе, всеми возможными способами не допускала лектора к выполнению своей миссии. А ведь тема лекции – освоение космоса – в те времена первых успехов космонавтики была достаточно популярной.
Тематика лекций должна быть актуальной, интересной, но вместе с тем такой, в которой потенциальным слушателям достаточно сложно самостоятельно разобраться по причине нехватки специфичных знаний, противоречивости сведений и др. Следует помнить про то, что современные слушатели почти все являются пользователями интернета, поэтому им не интересно тратить свое время на прослушивание несистематизированных «кусочков» материала из сети.
Формат лекции может быть в виде монолога лектора, его беседы с аудиторией, ответов на вопросы, мастер-класса и других форм.
Перед чтением публичной лекции лектору необходимо представить (а, может быть, даже продумать как спровоцировать) возможные вопросы слушателей и подготовиться к ответам. Желательно прочитать лекцию перед коллегами или небольшим числом слушателей, чтобы выявить эти моменты и возможные недочеты.
Современная публичная лекция обязана быть наглядной. Ей необходимо адекватное сопровождение в виде слайдов, видеофрагментов, раздаточного материала и др.
После чтения лекции необходимо провести её анализ по критериям достижения цели работы со слушателями: какова была для них её информационная ценность и воспитательное воздействие?
Подводя итог, можно отметить, что за каждой хорошей лекцией, как академической, так и публичной лежит огромный труд лектора. Проведение же публичной лекции требует учета её специфических особенностей:
Тематика лекции: актуальная, достаточно сложная;
Целевая аудитория: заинтересованная, но плохо подготовленная к восприятию научных истин; в случае чтения лекции перед взрослыми людьми необходим учет андрогогических принципов обучения;
Тщательная подготовка организаторов: подбор и оборудование места проведения лекции, выбор времени её проведения, информирование потенциальных слушателей;
Выбор лектора: компетентность в предмете рассказа, высокая квалификация в области педагогической техники;
Подготовка лектора: подбор и систематизация материала; построение структуры лекции; выбор формата проведения; соблюдение принципа наглядности обучения;
Анализ итогов публичной лекции как социально-значимого мероприятия с целью её дальнейшего совершенствования.
Литература
Ветров Ю. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы / Ю. Ветров, Д. Сомов, С. Печерская // Высшее образование в России. – 2007. - № 8. - С.40-44.
Багдасарьян Н.Г. Кто встанет за кафедру завтра? / Н.Г. Багдасарьян // Высшее образование в России, 2006. - № 5.- С. 113-117.
Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения 1855-1886 / Л.Н. Толстой - М.: Художественная литература, 1983. – С. 34.