Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.
Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения новых двигательных действий приобретает для детей с умственной отсталостью, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят.
Цель исследования: изучение показателей моторики кистей рук, двигательных способностей и функционального состояния у детей с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели использовали следующие методы:
-методика оценки мелкой моторики кисти рук проводилась с помощью теста Н. Нижегородцевой и В. Шадрикова (2001);
- методика оценки двигательных способностей: координационные способности, точность движений, скоростные качества, гибкость, скоростно-силовые качества, силовые способности;
- методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и респираторной системы (Блинова Н.Г., Игишева Л.Н., 2000).
Эксперимент проводился на базе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы -интернат № 101», VIII вида г. Кемерово. Обследованы 20 человек (мальчиков) в возрасте от 10 до 11 лет, с сентября 2014 года по май 2015 года. Участники экспериментального исследования имеют в анамнезе умственную отсталость (органическое поражение ЦНС), что типично для состава учащихся школ VIII вида.
У всех учащихся в утреннее время проводилась оценка функционального состояния организма, двигательных способностей и уровня развития мелкой моторики руки в начале эксперимента (сентябрь-октябрь 2014) и в конце эксперимента (май 2015).
Для проведения педагогического эксперимента применялась программа коррекционно- развивающих мероприятий для учащихся VIII, направлена на восполнение нарушений здоровья школьников и формирование у них двигательных умений и навыков.
Программа разработана для обучающихся и воспитанников 6-14 лет и учитывает особенности их развития. Дети с задержкой психического развития характеризуются низкой продуктивностью восприятия, слабым познавательным восприятием, плохой памятью. Поэтому на занятиях больше времени отводится на демонстрацию упражнений и их повторение.
В программе большое внимание уделяется игре как средству коррекции. В процессе коррекционной игры происходит стимуляция физической, психической активности детей, создаются условия для исправления недостатков речи, мышления, моторики, преодоление замкнутости и обособленности; создаются условия для всестороннего развития «особого» ребенка.
Коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата проводится при помощи специальных общеразвивающих физических упражнений, направленные на формирование правильной осанки, устранения плоскостопия, на укрепление мышечного корсета, развитие двигательных качеств. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы используются комплексы упражнений для мелких мышечных групп; для выработки правильного дыхания - дыхательные упражнения с расслаблением мышц; при нарушениях нервной системы- комплексы упражнений на координацию, точность, упражнения на мелкую моторику пальцев рук. Особенностью разработанной программы являются комплексность сочетаемых упражнений в процессе занятия. Упражнения на развитие движения обязательно сочетаются с дыхательными упражнениями и релаксирующими элементами.
Занятия проводятся в кабинете ЛФК или зале. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 мин.
Средние значения показателей динамометрии у обследуемых мальчиков соответствуют низкому уровню развития данного показателя для рассматриваемого возраста. Низкие средние значения мышечной силы кистей обеих рук объясняются малой тренированностью организма в силу имеющегося основного заболевания (табл.1)
Таблица 1.
Средние значения физиометрии и функционирования сердечно-сосудистой системы учащихся в начале и конце эксперимента
Показатели |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
Достоверность, р |
САД, (мм.рт.см) |
99,5±5,50 |
109,3±4,29 |
p |