Эти основные положения психологической науки, а также общетеоретические требования многолетнего тренировочного процесса и обуславливают принципиальный подход к пониманию проблемы специализации в возрастном аспекте. Наиболее четко она сформулирована ведущими специалистами и отражают главный принцип в работе с детьми - универсализацию. Однако это не означает, что тренер должен подходить к этому главному принципу слепо. Так, в 13-14 лет дети принимают участие в официальных соревнованиях. В связи с этим, необходимо предусматривать разделение функций с учетом их индивидуальных особенностей, что должно найти отражение на занятиях.
Цель исследования - совершенствование показателей физической и технической подготовки девушек волейболисток – связующих 14-15 лет.
Для достижения поставленной цели использовали следующие тесты:
бег 60 м, челночный бег 3х10 м. Тесты на определение уровня технической подготовки:
После передачи в зону 3 из зоны 4 игрок бежит в зону 2, а из зоны 3 игрок выполняет передачу в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивается кругом.
Передача сверху у стены, стоя спиной к ней, снова поворот кругом и передача в стену.
Обработка данных осуществлялась с помощью программы "Statistica".
Исследование проводилось с сентября 2013 по май 2014 год. Исследования проводились на базе МБОУ СОШ №82 г.Кемерово были организованы две группы школьниц - контрольная и экспериментальная. В каждой группе было по 15 человек. Продолжительность занятий составляло 2 часа 3 раза в неделю. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ. Основное отличие контрольной группы от экспериментальной состояло в том, что занятия проводились по разработанной совместно с тренером ДЮСШ программе. В экспериментальной группе занятия проводились по методике, включает различные упражнения по физической и технической подготовке: упражнения для развития быстроты двигательной реакции, упражнения для развития быстроты перемещений.
Данные контрольных испытаний показали, что в экспериментальной и контрольной группах к концу исследования наблюдается улучшение показателей физической и технической подготовленности.
Таблица 1
Средние значения показателей физической и технической подготовки у девушек контрольной и экспериментальной группы
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
Начало исследования М ± m |
Конец исследования М ± m |
Начало исследования М± m |
Конец исследования М±m |
||
Бег 3*10,с |
9,1± 0,02 |
8,8±0,01 |
9,0±0,50 |
8,2±0,45 |
|
Бег 60 мет,с |
9,2±0,25 |
8,7±0,39 |
9,1±0,39 |
8,3±0,30 |
|
Из зоны 3 игрок выполняет передачу в зону 2 стоя спиной, кол-во раз |
2,1±0,51 |
3,8±0,49 |
2,5±0,67 |
3,8±0,49 |
|
Передача сверху у стены, стоя спиной к ней, кол-во раз |
3,2±0,42 |
3,9±0,26 |
3±0,47 |
4,6±0,36 |
Таблица 2
Показатели физической и технической подготовки у девушек контрольной и экспериментальной группы (среднее значение в баллах)
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Начало исследования |
Конец исследования |
Начало исследования |
Конец исследования |
|
Бег 3*10,с |
2,1 |
2,7 |
2,2 |
3,2 |
Бег 60 мет,с |
2,2 |
2,6 |
2,4 |
3,3 |
Из зоны 3 игрок выполняет передачу в зону 2 стоя спиной, кол-во раз |
3,1 |
4,3 |
3,5 |
4,6 |
Передача сверху у стены, стоя спиной к ней, кол-во раз |
3,7 |
4,1 |
4,0 |
5 |
В контрольной группе среднее значение челночного бега у девушек в начале эксперимента составило 9,1±0,02 сек., а в конце исследования получили следующее значение 8,8±0,01 сек. Такие данные говорят о том, что улучшение координационных способностей у обследуемого контингента не достоверно (р>0,05) (табл.1)
Среднее значение показателя челночного бега у волейболисток экспериментальной группы, в начале исследования составило 9,0±0,50сек., в конце эксперимента данное значение было 8,2±0,45сек, что свидетельствует об улучшении координационных способностей, хотя статистически не значимо (р>0,05) (табл.1)
Анализ средних значений бега на короткие дистанции (60 м) у девушек контрольной группы показал, что в начале эксперимента среднее значение составило 9,2±0,25 сек, а к концу 8,7±0,39 сек. В результате мы наблюдаем не достоверный (р>0,05) прирост данного показателя у девочек контрольной группы.
Оценка параметра бега на короткие дистанции (60м) у волейболисток экспериментальной группы продемонстрировала следующее: до начала эксперимента среднее значение параметра составило 9,1±0,39сек, тогда как в конце эксперимента - 8,3±0,30сек, что свидетельствует о достоверном (р0,05) (табл.1).
В экспериментальной группе среднее значение при передачи из зоны 3 в зону 2, стоя спиной у обследуемых до начала эксперимента составило 2,5±0,67 кол-во раз, а к концу исследования - 3,8±0,49 кол-во раз, что свидетельствует об улучшении показателей, хотя такое изменение статистически не значимо (р>0,05) (табл.1)
Среднее значение передачи сверху у стены, стоя спиной к ней в начале эксперимента у девушек контрольной группы составило 3,2±0,42 кол-во раз, а в конце исследования получили следующее значение - 3,9±0,26 кол-во раз. Данный результат свидетельствует о не достоверном приросте данного показателя. (р>0,05)
Анализ среднего значения передачи у стены, стоя спиной к ней у волейболисток экспериментальной группы показал, что в начале эксперимента среднее значение составило 3±0,47 кол-во раз, а к концу 4,6±0,36 кол-во раз, что свидетельствует о достоверном (р