В педагогической теории каждый год возникает огромное количество новых терминов, понятий, так же как и в других дисциплинах. Какие-то из них заимствованные, какие-то совершенно новые, а какие заново пересмотренные и частично получившие новое значение. Новые термины приходят отовсюду, так как мир не стоит на месте он каждую секунду развивается, то есть этим занимаются буквально, любое образовательное учреждение, внося свой вклад. Все это тесно связано с понятием «Инновация», потому что оно означает с латинского «обновление или изменение», но при этом это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое повышает эффективность действующей системы. Также по результатам опроса руководителей образовательных учреждений по поводу инноваций можно сказать, что это понятие используется в основном лишь в области технологий, но я считаю это не так и рассмотрим этот вопрос в курсовой работе.
Педагогические инновации в свою очередь связаны с новшествами исключительно в образовании. В отличие от нововведений, модернизирующих элементы педагогической системы, инновации трансформируют, то есть изменяют педагогическую систему, педагогические процессы.
Педагогические инновации, а также управление ими в образовательных учреждениях были разобраны и рассмотрены в работах таких авторов как С.Д. Полякова, М.М. Поташникова, Л.С. Подымова и др..
Объект – роль инноваций и педагогических инноваций в образовании.
Предмет – особенности инноваций и педагогических инноваций в образовании.
Цель – раскрыть практическое значение и реализацию педагогических инноваций.
Задачи:
Охарактеризовать понятие «педагогические инновации»;
Выявить причины развития педагогических инноваций;
Рассмотреть значение педагогических инноваций в сфере образования.
Методы исследования – анализ литературных источников, педагогической и методической литературы, анализ практического опыта педагогов.
Есть много источников, которые трактуют историю по-разному. Так, например, в одном из источников говорится, что само понятие innovation появилось в научных исследованиях ХIХ в..
Термин и понятие «инновация», согласно другому источнику, появилось в 30-е гг. ХХ в. в социологии и культурной антропологии. В это время, под инновацией, понимали основания для изменений в культуре. Также все, что выходило за рамки обычного, считалось инновационным.
Уже с конца 70-х это же понятие появляется так же и в педагогике. Сформировалось общественно-педагогическое движение, у которого идеей стало обновление школы. Основателями движения, в то время, стали: Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик, А.М. Кушнир, В.Ф. Шаталов и др.
В 80-е заметнее стали направления инноваций в педагогической науке, такие как:
Внедрение и распространение педагогических систем и их элементов в образовательную практику.
Формирование управленческих технологий и проектной культуры в сфере образования.
В итоге в России появились и учителя-новаторы, и авторские школы.
В 90-е происходит усиление внимания к качественному критерию инновационных преобразований.
Самый первый и, пожалуй, самый старый термин «Новшества», дан Роджерсом Э.М.. Он сделал обширный обзор американских и европейских исследований. Он дал следующее определение: «Новшества - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования».
Есть еще множество ученых дающих определение «Новшества». Например, такие как американцы Бил и Болен. Их понятие «Новшество – как изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей».
Тесно с этими определениями связан термин «инновация». От латинского – это новинка, новшество, изменение и обновление. Также инновация обозначает введение чего-то нового, введение новизны. В каждой энциклопедии, в каждом учебнике, у каждого автора, дается свое определение этого понятия, занимающихся данной проблемой.
Также существует несколько видов инноваций. Это технологические, социальные, продуктовые, организационные, маркетинговые. Первый вид подразумевает получение нового или более эффективного производства уже имеющегося продукта или новые усовершенствованные технологические процессы. Социальные или процессные, это процессы обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления и др.) Продуктовые инновации это создание продуктов с новыми и полезными свойствами. Организационные, в свою очередь, это совершенствование системы менеджмента. А маркетинговые инновации – реализация новых маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне продуктов.
Но по М.В. Кларину у инноваций существует два вида и это модернизация и трансформация. Первое имеет ввиду усовершенствованный процесс, а второе подразумевает порождение новых идей в педагогической практике, которые приводят к существенным изменениям классно-урочной системы.
Научные инновации, охватывающие все области человеческих знаний, делятся на большое количество инноваций. Так, социальные инновации содержат в себе педагогические инновации. Речь должна идти о системных изменениях педагогического объекта, то есть о школах, учебных занятиях, методиках и т. п..
Педагогические инновации – это нововведения в педагогической системе. Они улучшают течения и результат учебно-воспитательного процесса.
А.В. Козлов считает, что сущность педагогических инноваций – это специфическая форма передового педагогического опыта, характеризующегося внедрением радикальных новшеств.
Они (педагогические инновации) могут реализовываться с помощью своих средств, ресурсов, также и с помощью привлечения дополнительных инвестиций, то есть различных технологий и оборудования.
Принцип – основное положение или основополагающая истина, которая обязательна для использования.
Основными принципами инновационного обучения являются:
Нахождение выходов из проблемных ситуаций.
Включение в обучение продуктивных компонентов, то есть творчества, возможность появления нового социального типа отношений между учащимся и преподавателем.
Создание условий развития личности.
Нововведение – изменение, развитие способов и результатов деятельности людей.
Нововведения различают: технические, социальные, а также по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений – радикальные и совершенствующие.
1.3 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯВ мире есть огромное количество литературы где нам могут повстречаться термины, такие как, «активные методы обучения», «инновационные методы» и т.д., все они похожи по своему значению.
А. Активные методы обучения – это методы, которые позволяют активизировать учебный процесс, побудить учащегося к творческому участию в нем. Они помогают развить творческое мышление, также заставляют обучающихся вникать в сущность явлений, находить взаимосвязь между ними.
Также, в одном из источников выделяют уровни проявления активности, их три:
Активность воспроизведения – это стремление учащегося запомнить, понять и воспроизвести знания, а также овладеть способами применения по образцу
Активность интерпретации – это также стремление учащегося, но уже постичь смысл того, что изучает, овладеть различными способами применения знаний в измененных условиях.
Активность творческая – это стремление учащегося к теоретическому осмыслению знаний, а также самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Существует классификация инновационных методов обучения, и она осуществляется по признакам:
Характер учебно-познавательной деятельности. Есть неимитационные, а есть имитационные методы.
Главной чертой первого метода есть то, что отсутствует модель изучаемого процесса (проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.).
А характерной чертой второго метода является уже наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Их подразделяют на:
- игровые (учебные игры, деловые игры и т. п.)
- неигровые (Case-study, творческая работа и т. п.).
2) Численность участвующих (индивидуальные, групповые, коллективные)
3) Место проведения (аудиторные, внеаудиторные)
4) Использование ПК (ручные – без ПК, игры на ПК и др.)
5) Тип деятельности участников при решении задач:
- ранжирование по различным признакам предметов и действий;
- выбор тактики действий в управлении общении и конфликтных ситуациях;
- проектирование и конструирование объектов;
- демонстрация и тренинг внимания, выдумки, оригинальности, быстро мышления и др..
1.4 ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙКонечно самая главная причина педагогических инноваций – это кризис в сфере образования. Он проявляется в каждой стране по-разному, имеет большое количество форм.
Ученые, назвавшие систему образования «поддерживающей», а дали ей такое название, потому что она имеет «фиксированные методы и правила, которые предназначены для того, чтобы все справлялись с уже давно известными ситуациями, поставили альтернативу «поддерживающему» - «инновационное» обучение. Оно подготавливает учащихся нести ответственность за будущее и также формирует веру в себя и в свои способности. «Инновационное» подразумевает развитие у обучающихся способностей, для того чтобы они легко справлялись уже с новыми ситуациями.
Другой же причиной развития педагогических инноваций является саморазвитие многих образовательных учреждений. Это является сложным процессом, так как чтобы внедрить новые формы и методики, нужно не только знать, но и понимать новшества, как ими пользоваться и внедрить их в образование.
Также с инновациями связано и большое количество других проблем, например, такие как подготовка тренеров и педагогов работать с этими инновациями, то, как они воспримут эти новшества.
1.5 ИННОВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИКогда-то образование в России ориентировалось на формирование знаний, умений и навыков, которые помогали адаптироваться учащемуся в обществе, готовили его к жизни, а сейчас оно старается обеспечить баланс между социальными и индивидуальными потребностями, а также готовят личность к изменениям общества.
Важными субъектами в профессиональном образовании являются ученик и педагог, это, в свою очередь, одна из особенностей инноваций.
Также одной из особенностей инноваций является необходимость охвата наибольшего числа педагогических проблем. Если нет координации, поддержки педагогическим коллективом, то инновации не имеют смысла.
Исследовательская деятельность педагогов, это есть необходимое условие, которое определяет насколько эффективна педагогическая инновация. Эта самая деятельность требует включения и вложения в работу каждого педагога-новатора, так как без этого она может оказаться неприемлемой, а полное взаимодействие коллектива сформирует инновационную культуру их же самих.
1.6 ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯСравнивая инновационные образовательные учреждения с традиционными учреждениями, можно выявить что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация (взаимоотношение между преподавателем и учеником), демократизация (процесс превращения в демократию), индивидуализация (индивидуальные особенности и их учет), дифференциация (ориентация образования на индивидуальные способности занимающегося).
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕОчень большое количество источников, где понятие «инновация» трактуется по-своему. Инновации – это введение чего-то нового, новшество, новизна. Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт.
Педагогические инновации – призваны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, вообще образования в целом.
Главная причина развития педагогических инноваций – это кризис образования.
А. ЕГЭ и ОГЭ
Множество споров и проблем связано в России именно с этими экзаменами. До сих пор проводится огромное количество заседаний, дискуссий по поводу этой проблемы. Когда вводили эти новшества, никто не подразумевал, что все положительные ожидания будут сведены на нет.
Во-первых, теперь золотая медаль об отличном окончании средне-образовательной школы, портфолио и вообще все индивидуальные награды не помогут, учитывается только балл, полученный за эти экзамены, которые подразумевают единые вопросы и задания для всех.
Во-вторых, часть «С» могут решить далеко не все ученики, а только отдельные личности, у которых больше способностей, либо больше средств на занятия с репетиторами, либо больше времени на решение этих заданий, так например профессиональные спортсмены, не могу уделить достаточное количество времени на подготовку к экзамену в целом.
В-третьих, учитель, из-за подготовки к экзамену, и обязательной сдачи его всеми учениками, не может уделить достаточно времени другим занятиям, темам, да и вообще учебно-воспитательной работе в целом. Все время у учеников и их преподавателей уходит на подготовку к единому государственному экзамену. Тем самым, этот экзамен перечеркивает многие цели и задачи поставленные учениками перед собой.
Также с ЕГЭ связана и финансовая проблема, так как выделяемых денежных средств, на организацию единого экзамена, хватило бы на то, чтобы все выпускники учились бесплатно, тем самым делая высшее образование доступным для всех желающих, но правительство такого не допустит никогда. И поэтому, ЕГЭ только усложняют, чтобы количество выпускников уменьшалось, а количество мест в ВУЗе в итоге окажется больше. Из-за снижения количества выпускников будет расти количество людей на заводах, чего и добивается правительство.
Таким образом данная проблема является актуальной и по сей день. Нельзя придавать результатам и вообще в целом ЕГЭ такого внимания, то есть большого, чем они заслужили.
Конечно, ЕГЭ и ОГЭ является педагогической инновацией, но положительно не оправданной.
Б. Профильное обучение.
Во многих средне-образовательных учреждениях стали появляться профильные классы, то есть разделение учеников по их способностям, но где то и учитывается и желание самого ученика. Например, медицинские классы, гуманитарные, математические. То есть обучение в таких школах стараются приблизить максимально к обучению в ВУЗе. Это и есть одна из задач такого обучения, но профильность нужна не для подготовки в Университет, а для самореализации образовательного потенциала учащегося.
Актуальной проблемой профильного обучения есть, то что происходит несоответствие между целью и результатом. Задача поставленная Министерством образования, что нужно учитывать интересы и способности обучающихся, решается не профилизацией обучения, а индивидуализацией. Но управлять школой с индивидуальным развитием намного труднее, чем школой с профильным обучением.
Также минус этого обучения состоит в том, что в связи с введением в отечественном образовании ЕГЭ, то есть единых тестов для всех, отдельные профильные классы, будут совершенно слабы в другом направлении. Например, гуманитарные классы, будут иметь очень низкие баллы по математическим предметам, почти никакой возможности поступить на технические профессии. Если брать школы, в которых нет разделения на профильные классы, то там уделяется всем предметам одинаковое значение, следовательно, общая сумма баллов ЕГЭ у них, вероятно, будет выше, чем у профильных классов.
Но все же, педагоги рассматривают данную проблему, то есть профильное обучение, как положительную инновацию.
2.2 ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕТакже к инновациям в образовании относится интерактивное обучение.
Само понятие подразумевает от английского взаимный (inter) и действовать (act). Термин интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. В цели данного обучения входит создание комфортного обучения, так, чтобы ученик почувствовал свою успешность, свою интеллектуальность, что делает, в свою очередь, сам процесс обучения продуктивным.
Различают несколько моделей обучения:
Активная – учащийся является субъектом обучения (то есть его самостоятельная работа, а также творческие задания)
Пассивная – учащийся выступает объектом обучения (то есть обучение происходит уже не самостоятельно, а он слушает и смотрит)
Интерактивная – такая модель обучения использует ролевые игры, совместное решение проблем, создание жизненных ситуаций. (взаимодействие)
Многие из исследователей эффективность взаимодействия процесса определяют следующим образом:
- когда человек что-то прочитал, он запомнит 10%;
- после того, как человек что-то услышал, он запомнит 20%;
- в то время, когда человек что-то увидел, он запомнит 30%;
- после того, как человек что-то увидел и услышал, он запомнит 50%;
- в итоге, когда человек сделал что-то сам, он запомнит 90%.
Оптимальность обучения зависит от того сколько обучающийся проявлял активности и была ли вообще возможность её проявить.
Несколько особенностей интерактивных занятий:
- Продуктивный и творческий характер деятельности.
- Самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
- Необычное условие работы.
- Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
В современном ВУЗе необходимо внедрение интерактивного обучения, это одно из важнейших направлений в совершенствовании подготовки студентов.
Также ряд специалистов объясняет это понятие, интерактивное обучение, как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов сети Интернета. А уже более широкое объяснение этого понятия подразумевает способность взаимодействовать с компьютером или с человеком, то есть находиться в режиме диалога.
Особенности организации интерактивного обучения:
- Учебный процесс организуется тогда, когда включены все учащиеся в процесс познания.
- Совместная деятельность подразумевает вклад каждого учащегося, в ходе работы происходит обмен знаниями, идеями и т.п..
- Организация индивидуальных, парных и групповых работ, с включением в неё ролевых игр, работы с документами и т.д..
- Принципы взаимодействия и активности обучаемых, опора на групповой опыт, с обязательной обратной связью.
- Создание среды образовательного общения, где важна открытость и взаимодействие учащихся, а также равенство их аргументов.
- Изменение роли преподавателя: ведет учащихся к самостоятельному поиску, его активность уступает активности обучающихся, создает условия для их инициативы. Он выполняет роль помощника в работе.
Основные виды интерактивных образовательных технологий:
Работа в малых группах – совместная деятельность учащихся под руководством лидера в команде, направленная на решение общей задачи, путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.
Проектная технология – индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, в результате которой составляется проект.
Анализ конкретных ситуаций (Case Study) – анализ проблемных ситуаций, имевших место в профессиональной деятельности будущего спортивного педагога, и поиск вариантов лучших решений.
Кейс – описание реальной ситуации. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию.
Примеры кейс-заданий в каратэ:
Ситуация – проблема: при различных ударах занимающиеся не пользуются скручиванием бёдер. Наносимый удар не получается быстрым и сильным, на столько, на сколько он может быть нанесен.
Задание: разработать упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях, для решения данной проблемы. Например, упражнения с мячом с небольшим прыжком, скручивания.
Ситуация – проблема: при различных ударах руками, у занимающихся торчат локти в стороны, при ударах ногами, нога уходит слишком сильно в сторону, не достигая своей цели.
Задание: разработать упражнения для решения данной проблемы. Например, нанесение ударов у стены.
2.3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМодернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отображает интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Основные направления осуществления инноваций в образовательной системе связаны со спросом на технологические инновации, использование которых направлено на совершенствование обучения в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, поэтому разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована на создание новых информационных технологий обучения (ИТО).[14]
Современные технологии обучения, базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают невероятными возможностями. Однако полное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения.
В настоящее время множество специалистов находятся в поиске новых методов и форм обучения. Исследование, которое провел В.М. Богданов, проанализирована технология КАДИС (система Комплексов Автоматизированных Дидактических Средств). Она успешно применяется в ряде учебных заведений Российской Федерации для поддержки обучения в различных областях знаний. Рассматривая опыт применения ИТО, В.М. Богданов предлагает комплексный подход к поддержке учебного процесса на всех этапах освоения знаний, умений и навыков (ЗУН) - от первого знакомства с учебным материалом до решения нетиповых задач. Учебные комплексы, созданные на основе этой технологии, направлены на самостоятельное освоение студентами теоретического и методико-практического разделов учебной дисциплины «Физическая культура». Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, авторы отмечают явное превосходство электронных учебников перед традиционными печатными материалами и по результатам анкетного опроса и бесед со студентами сделали выводы, что методика обучения, которая основана на новых информационных технологиях, способствует повышению интереса к изучению теоретических и методических аспектов физической культуры.[12]
В своей работе В.Ю.Волков изучает проблемы оптимизации учебного процесса на основе использования ИТО. В результате проведенных им исследований, выявлено, что использование компьютерных учебных пособий в процессе подготовки студентов-спортсменов, разработка новых, оптимальных методик построения занятий повышает эффективность учебного процесса, оказывает содействие развитию когнитивных качеств учащихся и обуславливает возможность разработки инновационных направлений в привлечении информационных средств в область физической культуры и спорта. Также существует комбинированная дискретная методика обучения использование которой предусматривает работу с компьютерным учебным пособием, тестирование, выполнение практических задач с учетом спортивной специфики студентов. Многие авторы предлагают использование учебно-методических комплексов по спортивно-педагогическим дисциплинам, которые разработаны на основе компьютерных средств. Так же в литературе есть свидетельство о компьютерных программах, разработанных для использования в процессе учебно-тренировочных занятий.
Физкультурно-спортивная деятельность - это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровое и гармоническое развитие личности и её эффективную самореализацию в обществе. Основой развития физкультурно-спортивной деятельности являются принципы, характерные для всех систем образования: доступность, индивидуальный подход, деятельностный подход, культурологический подход, природосообразность, непрерывность, гуманизация и демократизация образования. В системе дополнительного образования физкультурно-спортивная деятельность подростков выступает комплексным средством их гармоничного развития, способствуя приобретению дополнительных знаний, умений, формированию отношений к предметной среде, к людям, к себе, накоплению опыта здорового образа жизни.[10]
Развитие физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учреждении обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, государственным заказом, запросам семьи и самого подростка.[11]
Теоретический анализ позволил обосновать особенности физической культуры как характеристики личности школьника (ценностно-смысловое отношение к занятиям физической культурой; самостоятельность в выборе занятий; удовлетворенность самореализацией) и возможности её становления средствами физической культуры - как образовательной области. Обновление её содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества результатов, создание оптимальных условий для индивидуального развития, самоопределения личности.
2.4. ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫКомпьютерные технологии широко применяются в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике. [3]
Метод проектов позволяет создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к настоящим, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, которые составляют коммуникативную и информационную компетентности.
Этот вид деятельности включает следующие этапы:
разработка проектного замысла (анализа ситуаций, анализ проблемы, планирование, целеполагание);
реализация проектного замысла;
оценка результатов проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В терминологии «проект» так же часто связывается с понятием «проблема». [3]
Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовании. Перед учителем ставятся иные – дидактические или воспитательные цели. На основе такого перенесения познавательной деятельности в искусственные условия образовательного процесса формируется учебная деятельность. То же можно сказать об исследовательской, творческой, игровой, проектной деятельности. Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог обеспечивает деятельность школьников:
консультирует;
мотивирует;
помогает;
наблюдает.
Ученик при выполнении проекта:
выбирает (принимает решения);
выстраивает систему взаимоотношений как с учителем, так и с одноклассниками (если командный проект);
оценивает и анализирует продукт своей деятельности (самооценка)
Межпредметная интеграция на уроках и внеклассных мероприятий пробудила интерес учащихся к творческой и научно-исследовательской работе.[9]
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).
На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.[4]
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.[8]
Этапы освоения компьютерной грамотности.
В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».
У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе – аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.
В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике, коньковый ход в лыжной подготовке и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения.[8]
Как же хорошо должен быть физически и методически готов учитель к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника, чтобы впоследствии его не надо было переучивать! Порой, пока начинающий учитель приобретет навыки, необходимые для работы в той или иной школе с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря и других особенностей школы, проходит несколько месяцев, а школьники тем временем приобретают не совсем правильные представления о двигательных действиях. Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕПримерами педагогических инноваций в России служит ЕГЭ и профильное обучение. Первый пример положительно не оправданный, а что касается профильного обучения, то специалисты считают его положительной инновацией.
Также каждый современный ВУЗ, да любое образовательное учреждение должны внедрить интерактивное обучение, так как это одно из важнейших направлений в совершенствовании подготовки студентов, школьников. Такое обучение лучше подготавливает учащихся к современной жизни в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюбая наука, любая сфера жизни человека подвержена многочисленным изменениям, внедрениям чего-то нового, а также развитию.
Причиной постоянного развития общества, образования стали инновации, педагогические инновации.
Внедрение их встречается с рядом трудностей. Инновации следует внедрять осторожно, прежде проработав все до малейших деталей, иначе они могут привести к очередному кризису.
Важно знать и понимать что педагогические инновации – это неотъемлемый элемент развития, который необходим для совершенствования образования в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнгеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителей / К. Ангеловски – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. №4. – 2004. – С. 11-20.
Вартазарян К.А. Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования / К.А. Вартазарян – СПб., 2008. – С. 73-78.
Кванина В.В. Инновации: определимся с понятиями / В.В. Кванина // Администратор образования. – 2007. - №1. – С. 75-83.
Зборовский Г.Е. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев // Образование и наука. – 2000. - №3. – С. 18-28.
Самохин В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования / В.Ф. Самохин // Инновации в образовании. – 2006. - №6. – С.4-9.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций / Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург, 2014. – С. 169-178.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. №7. - С. 37-42.
Жукова О.Л. Педагогика: Технология и теория обучения : учеб. пособие / О.Л. Жукова, Л.В. Быкова. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. - 140 с.
Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: ОИРРО, 1994. - 338 с.
Строкова Т.А. Педагогическая инноватика / Т.А. Строкова. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 212 с.
Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т.М. Ковалева. – М., 2003. – 154 с.
Карпова Г.Ф. Инновации, интеллект, образование / Г.Ф. Карпова. – М., 1998. – 231 с.
Кларин М.Н. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.Н. Кларин. – М., 1997. – 331 с.
Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М., 2008. – 187 с.
Ляудис В.Я. Наука и инновации / В.Я. Ляудис. – М., 1995. – 357 с.
Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании / Н.Х. Розов. – М., 2007. – 257 с.
Советова О.С. Инновации: теория и практика / О.С. Советова. – СПб., 1997. – 167 с.
Сорокина Н. И. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения / Н.И. Сорокина // Высшее образование в России. – 2001. №1. – 223 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация
http://gigabaza.ru/doc/27275.html
http://festival21.org/stati-i-publikacii/aktualnost-innovacii/
25