ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с актуальностью государственной службы в современном обществе, хотелось бы уточнить особенности данного вида деятельности.

Служба — это вид общественной деятельности людей. Государственная служба может трактоваться как в широком, так и узком смысле. Под государственной службой в широком смысле понимается выполнение работниками своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях). В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных структурах (в государственном аппарате).

Посредством исполнения государственной службы реализуется большинство задач и функций государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами - государственными служащими, то есть, лицами, замещающими в установленном порядке определенную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и иной государственной организации.

Под должностью понимается совокупность обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие суть деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. Лицо, занимающее определенную должность, осуществляет соответствующие должностные функции: управленческие (руководство органом, учреждением и т.п.), правоохранительные (сотрудник полиции и др.), социально-культурные (инспектор и др.), обслуживающие функции (секретарь и др.) и т.п. Государственная служба осуществляется профессионалами в своей деятельности. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и правильного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.

Отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности — от производства материальных благ, предпринимательства, создания духовных ценностей, ведения домашнего хозяйства и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация. Служащие воздействуют на поведение людей. Непосредственно материальных ценностей они, как правило, не создают, но обеспечивают надлежащие условия для их производства [3].

Государственная служба выступает в роли связующего звена между государством и гражданами страны. Центральное место в системе задач государственной службы отводится:

- защите прав и свобод человека и гражданина;

- созданию необходимых условий для развития личности;

- укреплению основ гражданского общества.

Правовые основы государственной службы. Государственная служба регулируется правовым институтом государственной службы, то есть, составляющими его нормами права, определяющими: условия и порядок приема на службу; прохождение службы и аттестацию; меры стимулирования и льготы; ответственность служащих; их государственную защиту; основания прекращения служебных отношений и др.

Институт государственной службы является межотраслевым звеном. Его регулируют нормы конституционного, трудового, административного, гражданского, финансового, налогового и других отраслей права. К специальным актам, регламентирующим государственную службу, относятся: Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной службы. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами, постановлениями и локальными положениями.

Многочисленные нормы права, входящие в состав института государственной службы, образуют самостоятельный институт права, преимущественно регламентирующий службу в органах государственной власти и прежде всего определяющий административно-правовой статус служащих органов исполнительной власти.

Виды государственной службы. В соответствии с принципом федерализма и с учетом административно-территориального устройства государственная служба подразделяется на федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации; службу субъектов федерации, находящуюся в их ведении.

Федеральная служба осуществляется в соответствии с Конституцией, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации на государственных должностях в Администрации Президента, Аппарате Правительства, в аппаратах палат Федерального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту и Правительству, а также на иных должностях в соответствии с законодательством России.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов федерации.

В соответствии с принципом разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной властей, а также служба в иных государственных органах (например, Банк России).

С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах. Для перечисленных и подобных им видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу.

Принципы государственной службы. Принципы - это основополагающие идеи, на которых базируется и осуществляется государственная служба. В соответствии с 79-ФЗ принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы.

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [2].

Итак, государственная служба - это профессиональная деятельность граждан в органах законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях, которая подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную службу, и которая регулируется посредством Конституции, Федеральных Законов и иных нормативно-правовых актов РФ, в основе которой является принцип приоритета прав и свобод человека (гражданина).

Список использованной литературы:

1. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 29.01.2016).

2. Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 29.01.2016).

3. Коренев А.П. Административное право России. – М.: Щит-М, 1999.

Просмотров работы: 5054