Официальное признание работа по слуховому восприятию у детей с нарушением слуха получила на съезде глухих в Париже в 1900г., когда специальные слуховые упражнения были признаны обязательными для тех учащихся, у которых сохранился значительный остаток слуха.
В 50-60х-г.г. XX века исследованиями американских и английских ученых Хьюдженса (1954), Скотта (1955), Хьюзинга (1958) было вновь подтверждено, что слуховые упражнения должны быть максимально использованы для понимания и воспроизведения речи.
В России проблемы развития слуха также привлекали внимание сурдопедагогов и врачей. Так, еще в первой половине XIX века В.И.Флери считал, что детей с остатками слуха необходимо учить прислушиваться к звукам собственной речи. Это оказывает положительное влияние на их слуховую способность. Н.К.Патканова (1910) считала, что упражнения по развитию слуха приносят огромную пользу не только для развития речи, но и повышают общий уровень развития ребенка с нарушенным слухом.
Внедрение слуховых упражнений в школы потребовало разработки методики работы в этом направлении. Первой была методика, предложенная врачом Санкт-Петербургского училища глухонемых М.В.Богданова-Березовского, основанная на теоретических и практических положениях Бецольда. В дальнейшем работа по развитию слуха была тесно связана с поисками методик активации слуха и средств усиления звука.
В начале XX века получили распространение следующие методики: на основе использования элетрофона, фонографа, прибора-сирены для активации слуха. Этим вопросам были посвящены работы крупнейших ученых, работавших в области речевой коммуникации: Д.Пикетта (1957), Л.Пименова (1962), Н.А.Скрицкого (1968).
М.А.Свищев (1971) указывал на то, что речь имеет решающее значение в психическом и личностном развитии человека, поэтому не должно быть развития слуха ради слуха. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь пониженного слуха с мышлением и речью. Он считал, что нужно приучать ребенка узнавать слова по неполноценным слуховым данным, т.е. следует опираться на догадку. Роль контекста и догадки и в настоящее время широко используется в ходе упражнений по развитию слуха. Также М.А.Свищев указал на необходимость использования звукоусиливающей аппаратуры, которая и в настоящее время используется на всех общеобразовательных уроках и специальных занятиях по развитию слуха.
Большое значение развитию и использованию слуха придавали и придают отечественные сурдопедагоги Ф.Ф.Рау (1958, 1960), В.И.Бельтюков (1960), А.И.Дьячков (1957, 1961), Р.М.Боскис (1963), Л.В.Нейман (1961), Э.И.Леонгард (1971), И.Г.Багрова (1981), Л.П.Назарова (1970), А.Г.Зикеев (1976, 1999), М.И.Никитина (1983), Е.П.Кузьмичева (1983), Т.А.Власова (1983) и др.
В конце XX века в Российском Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики были созданы различные лаборатории по изучению лиц с нарушением слуха: зрительно-тактильного восприятия речи слабослышащими, в которой проводились исследования по выявлению взаимодействия различных анализаторов в формировании речи в норме и патологии; сурдотехническая лаборатория с целью разработки технических устройств для формирования произношения и моделей индивидуальных слуховых аппаратов. Как отмечала Т.А.Власова (1983), в настоящее время в отечественной сурдопедагогике проводится широкое изучение проблем, связанных с выявлением возможностей восприятия речи слабослышащими и слабослышащими детьми разных возрастов. Поставлена задача поиска наиболее эффективных путей использования и развития слухового восприятия, формирование устной речи на основе развивающейся слуховой функции.
Таким образом, слухоречевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем специальной педагоги и психологии.
Литература
Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М. - 1984.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963г.