«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «РОССИЯ» А. БЛОКА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «РОССИЯ» А. БЛОКА»

Вышинский А.В. 1, Дзюба Л.М. 1
1ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ, г. Краснодар, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «РОССИЯ» А.БЛОКА»

Вышинский А.В., Дзюба Л.М.

ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ

Краснодар, Россия

"THE IDEOLOGICAL AND ARTISTIC ANALYSIS OF THE POEM

"Russia" A. A. Blok "

Vyshinskiy A.V., Dzyuba L.M.

SEI ACT Krasnodar Regional Medical College

Krasnodar, Russia

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле-

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908

Это стихотворение было написано Блоком А.А. в предреволюционный период, оно явилось неким предсказанием, пророческим ведением для общества тысяча девятьсот восьмого года.

Автор «России» является одним из тех, кто принял октябрьскую революцию. А.А. Блок разочаруется в новом режиме, но не станет покидать родные просторы, обменивать их на иные земли других стран. Его поведение можно объяснить верой во всемогущество великой державы. Все это отразится в последующем его литературном творчестве, где он будет неравнодушно рассказывать о своем отношении к ситуации в России. Блок считал, что не изменить войной и реформами в государственном строе и менталитете русского народа ничего – нужно искать другие способы решения проблемы!

Александр Александрович не создавал иллюзий, а прямо отображал трудности и проблемы, их влияние на быт крестьянского народа. Это становилось основой его произведений.

Стихотворение «Россия» он начинает с таких строк:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Блок пытается сказать, что годы идут, а Русь «стоит», «выжидает» что-то мистическое. Ведь, действительно, в начале двадцатого века развитие многих стран уходило далеко-далеко вперед в отличие от России: тут колесницы ездят, в ту пору как мощеные дороги в странах, борющихся за место под солнцем, стиралась резина на колесах машин.

Начало второй строфы подтверждает написанное мною раньше. Блок не забывает упомянуть крестьянский быт, явившийся в начале двадцатого века необыкновенно «прозрачным», то есть был простым в своем «величии», в котором особо выделялось поддержание уровня жизни в многодетных семьях и заработка, но не более…

При чтении третьего катрена чувствуется напор динамики со стороны сюжета действия: мы можем ощутить увеличение интонации, которая перейдет и на четвертую строфу, достигнув пика. Здесь автор пытается передать, что жизнь - это череда событий, в которой нужно постоянно двигаться, добиваться нового. Тем самым Александр Александрович напоминает: Россия ждет чего-то, и это должно произойти совсем скоро. Он не жалеет Родину-матушку... Произойдет чудо, горькое или сладкое, не важно, суть в последующих событиях, которые сменят предыдущие, «затуманят» прошлое! А что поспособствует этому? Ответ один: постоянный поиск лучшего, доброго, позитивного в окружающем нас мире. И это все содержится в четвертой строфе стихотворения.

Все проходит когда-нибудь, уходя потоками «слез» в реку жизненного опыта. Проблемы являются причиной отвлечения от естества, они как бы заграждают путь к нему. Но как гласит «закон о материи»: она существует независимо от нас и нашего сознания, яснее говоря, если мы что-то не замечаем – не значит, что «этого» не существует, она, природа, никуда не исчезла, «стоит», окружив нас собой. Гармония, чистота, просторность… что есть лучше? Это – все ПРИРОДА! Не стоит отстраняться от ее сущности (подробно обратиться к пятой строфе стихотворения).

Натура человеческая такова: она ищет во всем доброту, простодушие и надежду даже в самых печальных и трагичных мгновениях жизни, она верит в наилучшие исходы. Это заметил Блок в шестой строфе своего творения. Он пробует найти спокойствие и разделить его с читателем.

Композиция произведения отражает широкий аспект проблем. Автор строит логическую цепочку между строфами: описание проблемы – первая и вторая, а разделил их, так как в первой расписывает «удаленность» от стран Европы, а во второй рассмотрел ситуацию внутри страны, в ее глубинках), после этого - отношение к проблеме (третья строфа), затем «что если?»: предположение последствий, которые могут повлиять на развитие общества по-разному, своеобразно, далее – «последствие последствий»: что произойдет, что останется, взамен на безысходность? - («история учит» - из пятой строфы), и в заключение – «вера, надежда в лучшее» (необходимо отвлечься на шестую строфу)…

Для усиления смысла Блок А.А. вводит в сюжет своего стихотворения лирического героя, который будет переживать события, описанные мною раннее, при этом оставляя след в душе каждого читателя. Основная роль данного «персонажа» - проникнуться сложностью и трагичностью момента! Описать философичность смятения! Показать любовь к Родине, несмотря на невзгоды!

В процессе чтения меняется и настроение: от переживания вначале плавно перетекает в торжество к концу шестой строфы.

Дочитав произведение до конца, мы можем обособить серьезность конфликта, заставляющего делать выбор между святым - Родиной, в период смуты времен в начале двадцатого века и спокойствием в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Строфы четырехстрочные, за исключением последней. Вы, наверное, подумали: «Зачем автор продлил жизнь строфе да еще и в конце поставил многоточие?» Он символист, а у них ничего лишнего нет в произведениях: все взаимосвязано! Многоточие и длина строфы – символ надежды, а вдруг..вот-вот…прям сейчас , что-нибудь да произойдет величественное?!

В течение действа автор связал крепко-накрепко между собой три таинственных образа, поочередно знакомя нас с ними: образ Родины, которую он олицетворял в образе женщины, человека как члена социума (лирического героя) и природы.

Для этого он вводит разнообразие в лексике, синтаксисе, стилистике стихотворения:

  1. эпитеты: «расхлябанные (колеи)», «разбойную (красу)»…

  2. сравнения: «как слезы первые любви»…

  3. олицетворения: «вязнут спицы», «забота затуманит», «блеснет взор»…

  4. литота: «дорога долгая легка»…

  5. оксюморон: «невозможное возможно»…

  6. многосоюзие: практически в каждой строфе…

  7. инверсия: «не пропадешь, не сгинешь ты», «мне избы серые твои»…

  8. параллелизм: «три стертых треплются шлеи, и вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи», «когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка, когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика»…

Звукопись, размер стихотворения, ритм и рифма усиливают чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты. Благодаря им четче передается суровость дней российских.

Конфликт стихотворения подчеркивается аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три, стертых, треплются - первая строфа, обманет, забота, затуманит, черты - четвертая строфа), «ш» (не пропадешь, не сгинешь, лишь).

А вот если обратиться к последнему шестистишию, можно заметить широкое распространение в словах звонких согласных, что превозносит «веру и надежду» над проблемой произведения.

Блок использует и ассонанс в стихотворении. Повтор «о» (опять, в годы, золотые, твои, ветровые,, невозможное, возможно, дорога, долгая …) придает четкость рифме, «е» и «и» (три, стертых, треплются, шлеи, спицы, расписные…) – гармонию, поэтичность.

Стихотворение «Россия» написано перекрестной рифмовкой с чередованием мужской и женской рифмы, которые придают произведению плавность и завершенность.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, обеспечивающим легкость в чтении, несмотря на сложность конфликта.

Изучая творчество разных писателей, я хочу сказать, что Александр Александрович Блок - один из тех творцов, к работам которого требуется отдельное внимание. Он описывает конфликтную линию сюжета без излишних эмоциональных нагрузок на читателя, то есть доносит до нас идею чистой, девственной …

Просмотров работы: 5863