ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ

Лемешко А.Н. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ

Лемешко А.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Белгород, Россия

THE ORGANIZATION OF JOINT ACTIVITY OF THE ADULT AND CHILD IN THE COURSE OF TRAINING OF ELEMENTARY MATHEMATICS

Lemeshko A. N.

The Belgorod state national research university (NIU "BelGU")

Belgorod, Russia

Одним из основных принципов, заложенным в ФГОС дошкольного образования (2013), является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Это предполагает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. В связи с этим организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике привлекает внимание несомненной актуальностью.

В дошкольном возрасте в процессе обучения элементарной математике формируются и развиваются математические представления (количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные). Под математическими представлениями мы будем понимать образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами [3].

Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, С.Г. Михалева, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, М.Ю. Стожарова, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербаковой и др. Многие авторы считают, что формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому будет способствовать непосредственно образовательная деятельность (НОД), составляющей которой является организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения, в том числе и элементарной математике.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимают одну из форм работы с детьми дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Совместная деятельность включает в себя: организованную образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач [4].

Проблемой совместной деятельности взрослого и ребенка занимались Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фильдштейн, Д.Б. Эльконин. Такая форма совместной деятельности взрослого и ребенка как непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений будет наиболее эффективно проходить, если она будет организована в форме игровой деятельности. Ведь игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

В настоящее время в качестве основной единицы педагогического процесса выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [2].

Во время совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по формированию математических представлений обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. В процессе непосредственно образовательной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

Форма совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике как совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач, будет эффективно реализована, если будет осуществляется в организованных педагогом видах деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, в специально организованных игротеках, игровых центрах. С этой целью педагог помещает в игротеку игры и материалы, которые соответствуют возрасту детей и изучаемому материалу.

Непосредственная образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах, реализуемая в совместной деятельности взрослого и ребенка старшего дошкольного возраста организуется с использованием проблемно-игровой технологии посредством занимательной математики. Она позволяет актуализировать опыт детей в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности. Организация совместной деятельности детей заключается, в первую очередь, в создании разнообразной игровой среды, обеспечивающей ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

Процесс организации совместной деятельности взрослого и ребенка старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарной математике будет осуществляться более успешно, если совместная деятельность взрослого с детьми будет строиться в непринужденной форме и будет эмоционально-насыщенной.

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми заключается в том, что педагог выбирает партнерскую позицию, тем самым принимаю демократический стиль отношений, способствующий развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что не получится, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. З.А.Михайлова считает, что партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Занятия в форме непринужденной партнёрской деятельности взрослого с детьми вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада. Если педагог правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, то дети включаются в занятия из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.

Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя) в совместной деятельности с ребенком способствует успешному формированию математических представлений у дошкольников.

Одним из основных условий успешной организации совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике является освоение детьми позиции субъекта математической деятельности. Становлению субъектной позиции ребёнка дошкольного возраста способствуют практические упражнения, решение задач на развитие мыслительных операций, дидактические упражнения, в основе которых лежат действия замещения (кодирование, декодирование) и наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, дидактические и компьютерные игры. В результате освоения субъектной позиции в развивающих играх с математическим содержанием, по мнению Л.М. Клариной, у детей совершенствуется логико-математический опыт. Основными показателями этого является освоение детьми сенсорных эталонов, эталонов мер, знаков и символов, речи, а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением обследовать предметы, экспериментированием, классификацией, счётом и измерением, сравнением и сопоставлением.

Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста в процессе освоения математической деятельности проявляется в активном, инициативном отношении к деятельности и в самостоятельном творческом ее осуществлении. Одним из важных условий становления личностных проявлений ребенка, по мнению З.А. Михайловой и Е.А. Носовой, является предоставление ему возможности выбора игр, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов и др.

Процесс взаимодействия педагога и детей может быть организован как процесс содействия. Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу. В данном случае и взрослый, и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей. Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития [5].

В современных условиях немалое значение придается организации взаимодействия педагога и ребенка при построении образовательного процесса. Интеграция различных видов деятельности, по мнению Е.В. Шаталовой, отмена организованных занятий как основной формы работы с детьми, приоритет игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, требуют новой модели образовательной деятельности, ориентированной на общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Одним из вариантов такого похода является проблемно-игровая технология, компонентом которой выступают проблемно-игровые ситуации, которая на сегодняшний день является востребованной. взаимодействие партнеров в процессе разрешения проблемно-игровых ситуаций осуществляется в форме активного диалога, способствующего высказыванию различных точек зрения, доказательности, развитию речи в целом.

Для успешного формирования математических представлений у дошкольников при освоении ими позиции субъекта математической деятельности необходимо создание педагогом ситуации успеха – такого целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Под ситуацией успеха понимается совокупность обстоятельств и действий воспитателя и воспитанника, действуя согласно которым ребенок достигает успеха в решении учебных задач [1].

Чтобы создать ситуацию успеха педагог должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что процесс организации совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математики будет осуществляться более успешно, если будет осуществляться специально организованное обучение в форме НОД, взаимодействие будет строиться в непринужденной форме, эмоционально – насыщенным, дети будут осваивать позицию субъекта математической деятельности и находиться в ситуации успеха.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с..

  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. - 464с.

  3. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец.— СПб.: Детство-пресс, 2008. - 384с.

  4. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 70-75.

  5. Шаталова Е.В., Головченко Р.Х. Взаимодействие детей и взрослых в процессе разрешения проблемно-игровых ситуаций //Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы Всеросс. конф. с междунар. участием (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.). - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. - С.88-90.

Просмотров работы: 2447