Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В школах, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность работать с каждым учеником индивидуально и регулярно.
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.
Так же кроме плюсов существуют и проблемы по обеспечению материально-технических условий для реализации основной образовательной программы:
неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС;
недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.
Применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационные компьютерные технологии необходимы современному учителю, чтобы обучать детей навыкам компьютерной грамотности на практике. Это помогает ученикам в работе над текстовым редактором, компьютерной графикой, электронными таблицами и мультимедийными приложениями. У детей появляется возможность использовать компьютер в обучении не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.
Для создания урока по литературному чтению можно использовать презентацию. Программа Microsoft Power Point, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что активно используется при проведении урока и выполнении домашнего задания учащимися. Конечно, для применения в своей работе программных продуктов необходимо достаточное владение ими и в первую очередь учителю, призванной первой подавать пример и вести за собой по пути познания и овладения новыми технологиями обучения школьника.
Одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Он дает учащимся возможность развивать и демонстрировать решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других. Мы убеждены, что задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребенка, воспитать его как носителя культуры своей страны. Практика показывает, что использование ИКТ на уроках литературного чтения дает возможность воздействовать на три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала.
Таким образом, информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение ИКТ позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает успеваемость и качество знаний, помогает и учителю повысить уровень своей компьютерной грамотности. На мой взгляд, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Необходимость использования ИКТ на уроках литературного чтения очевидна. Такие уроки имеют практические, теоретические и познавательные результаты, интересны ученикам.