Период обучения является сложным процессом, требующим огромных затрат физических усилий, эмоциональной устойчивости и психологической уравновешенности. В настоящее время в связи с новыми образовательными стандартами, материально-техническими условиями вузов, рейтинговой системой оценки знаний студентов и высокими требованиями учебных программ, предъявляются всё более высокие требованиями к интеллектуальным и психическим качествам студентов. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению негативных психических состояний и стрессов у студентов. Исследователи всё чаще отмечают, что современные студенты имеют неудовлетворительные показатели физического здоровья и высокий уровень тревоги. Студенты повсеместно подвергаются воздействию стресса, вследствие чего у них понижается память, внимание и логика. Скорость понижения мыслительных способностей зависит от стрессоустойчивости. При этом люди с различными биоритмами имеют разную стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость студентов 3 курса факультета «Общая Медицина» КазНМУ, обучающихся по модульной системе, не была изучена. Поэтому нам представляется актуальным вопрос изучения изменения в памяти, внимания, логики и воздействия биоритма на стрессоустойчивость. Данные были собраны в середине семестра.
Цель: 1.Выявить подверженность студентов к стрессу. 2.Определить влияние стресса на память, внимание и логику студентов. 3.Определить текущие стадии стресса у студентов. 4.Определить круг рекомендаций.
Материалы и методы:
Респондентами являлись студенты 3 курса «ОМ» - 150 человек.
Методика анкетирование студентов включала: «Опросник Спилберга и Ханина», «Изучение биоритмов», тест на проверку памяти, методику «красно-черная таблица», методику сложных аналогий, методику Мюнстерберга.
Основные результаты научного исследования
По полученным данным среди студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова обучающихся по модульной системе на 3 курсе факультета Общая медицина у 16% студентов выявлена низкая тревожность, а следовательно высокая стрессоустойчивость, 36% респондентов показали высокую тревожность и соответственно низкую стрессоустойчивость, 48% - умеренную тревожность (рисунок №1).
Рисунок №1. Измерение стрессоустойчивости у студентов.
Как известно, чем выше стрессоустойчивость, тем длительней период резистентности и медленней наступает период декомпенсации. При этом люди с биоритмами «жаворонка» имеют самую высокую стрессоустойчивость, а «совы» самую низкую, «голуби» находятся между ними. В основном изученные нами респонденты относились к типу «голубь» (81%), и лишь немногие были «жаворонками» (14%) и «совами» (5%) (рисунок № 2).
Рисунок № 2. Распределение респондентов по группам, в зависимости от биоритмов.
По проведенным измерениям внимания: первое задание смогли выполнить 54% студентов (рисунок № 3,а), по результатам второго задания у большинства студентов наблюдалось повышенное (28%) и нормальное (48%) внимание, у 24% внимание было снижено (рисунок № 3,б).
А В
Рисунок № 3. А) Длительное внимание, Б) Кратковременное внимание
При определении логического мышления студентов, оно было сохранено только у 36% студентов (рисунок №4). По результатам теста на проверку памяти у 36% респондентов наблюдается отличная память, у 56% нормальная память, а у 8% плохая (рисунок № 5).
Из-за воздействия стресса у студентов с высокой стрессоустойчивостью наблюдается фаза резистентности, о чем свидетельствует повышенный уровень внимания, логики и памяти. У студентов с низкой стрессоустойчивостью наблюдается стадия истощения, что доказывает снижение у них внимания, памяти и логики. Среди учащихся с умеренной стрессоустойчивостью встречаются люди, как в стадии резистентности, так и в стадии истощения..
Рисунок № 4. Определение логики студентов.
Рисунок № 5. Определение памяти у студентов.
Выводы:
Из полученных данных можно сделать вывод, что 64% опрошенных студентов 3 курса факультета Общая медицина КазНМУ находятся в стадии резистентности, 36% находятся в стадии истощения.
К кругу рекомендаций можно отнести:
Научится планировать свое время – составляй распорядок на день, неделю, веди дневник, записывай те дела, которые обязательно нужно сделать.
Сохранять хорошее настроение и положительные эмоции.
Чередование умственной и физической работы.
Здоровый ночной сон 8-10 часов.
Делать дыхательное упражнения.
Придерживаться принципов здорового образа жизни.
Завести хобби.
Использованная литература:
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.. «Практика», 2012. – 496 с.
Рослякова Е.М., Хасенова К.Х., Бисерова А.Г., Игибаева А.С., Алипбекова А.С.. Изучение адаптационных возможностей у студентов.// Здоровье семьи – ХХI век. Материалы ХVIII Международной научной конференции/ Нетания, Израиль. Пермь 2014 г. C. 139-143.
Сатпаева К.Х., Соколов А.Д., Абишева З.С. Валеология.// Учебно-методическое пособие.-Алматы-Эверо-2012-178с.
http://psycabi.net/testy/579-test-myunsterberga-na-vospriyatie-i-vnimanie-diagnostika-izbiratelnosti-vnimaniya
http://constructorus.ru/samorazvitie/test-na-proverku-pamyati.html
http://sna-kantata.ru/vyi-golub-zhavoronok-ili-sova-testyi/