«ПО ЖИЗНИ, НО НЕ МИМОХОДОМ» (АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА В. А. КРАСНОПЕРОВА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ПО ЖИЗНИ, НО НЕ МИМОХОДОМ» (АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА В. А. КРАСНОПЕРОВА)

Филиппова Д.В. 1
1Ухтинский Государственный Технический Университет. Строительный институт. Факультет Архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

1.

Введение …………………………………………………………...

стр. 3

2.

Глава I. «Станицы лет перебирая… »……………………………..

стр. 5

3.

Глава II. «Мир глазами В. А. Красноперова»………………….....

стр. 6

4.

Глава III. «Искусство приготовления информации» …………….

стр.9

 

1.Портретный очерк………………………………………………

стр.10

 

2. Проблемный очерк…………………………………………......

стр.11

5.

Глава IV. «Сосредоточившись на позитиве» ………………….....

стр. 14

 

1.Юмореска……………………………………………………….

стр.14

 

2.Фельетон………………………………………………………...

стр.15

 

3.Сатирический комментарий…………………………………...

стр.16

 

4.Анекдот…………………………………………………………

стр.18

6.

Заключение……………………………………………………….....

стр.19

7.

Список литературы…………………………………………………

стр.20

8.

Приложение 1……………………………………………………….

стр. 21

9.

Приложение 2……………………………………………………….

стр. 23

Введение

Год 1150-летия славянской письменности – это праздник всей славянской культуры, потому что развитие славянских народов стало возможным благодаря великой миссии святых Кирилла и Мефодия. Сегодня эту дату отмечают во всех странах Европы, вспоминая великих деятелей истории и культуры, начиная с Нестора и Ярослава Мудрого до великого А.Пушкина и Л.Толстого. В нашем современном мире есть немало писателей, которые продолжают традиции и несут культуру в мир. Живя в мегаполисе, литератор имеет гораздо больше возможностей получить общественное признание, высокую оценку творчеству, найти выгодные возможности реализовать свои способности. Однако и у нас в глубинке есть талантли­вый человек, который искренне и бескорыстно отдает свой дар людям. Влади­мир Александрович Красноперов, сосногорский журналист, через очерки слу­жит решению проблем общества, позитивно настраивая нас юморесками, фельето­нами и стихами, щедро делится с нами размышлениями о жизни на страни­цах муниципальной газеты «Заря Тимана».

Со второго номера (4 июля 1980 года) он работал внештатным сотрудни­ком. За это время на страницах газеты появлялись заметки, статьи, очерки. В «Литературной странице», которой руководил В.А.Красноперов, не раз печатались рассказы и стихи. В 2000 г. автор выпустил книгу – автобиографию «Мимоходом по жизни». В 2002 г. собрал в одно целое свои лучшие рассказы под одну обложку. Владимир Александрович назвал этот сборник «Синяков и другие». Через 8 лет вышла книжка «Июльское утро».

Познакомившись с большим количеством публикаций, мы обратили внимание, что тематика их очень разнообразна. Возникло желание проанализировать, какой теме ав­тор отдает предпочтение, какую проблему считает наиболее важной, как удается заинтересо­вать читателей. Так появилась тема исследовательской работы: «По жизни, но не мимоходом» (Анализ творчества В. А. Красноперова).

Цель работы – рассмотреть жанровое, тематическое, языковое разнообразие творчества В.А. Красноперова.

Для достижения цели были поставлены задачи: познакомиться с творчеством В.А.Красноперова; классифицировать статьи по жанрам и темам, проанализировать языковые средства и особенности их использования.

Предметом исследования являются газета «Заря Тимана», сборники «Июльское утро», «Мимоходом по жизни», «Синяков и др.», «Через сердце мое».

Объектом исследования стали статьи, очерки, рассказы, стихи В.А. Красноперова.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что важно изучать, популяризиро­вать творчество В. А. Красноперова, как яркий пример общественной мысли провинции, которая всегда была, есть и будет опорой русской земли!

В работе были использованы следующие методы: работа с научной литерату­рой, интервью, классификация, метод комплексного лингвистического анализа тек­ста, метод сопоставления языковых особенностей разных жанров.

Глава I. «Страницы лет перебирая… »

Так случилось, что судьба свела меня с В. А. Красноперовым, когда готовила информацию к юбилею города. Почти весь материал газеты «Заря Тимана» по этой теме был подписан его именем. Я для себя открыла, что в нашем городе есть такой талантли­вый человек, и мне захотелось узнать о его творчестве.

Владимир Александрович наш земляк, учился в 89 школе, в 1978 году закон­чил филологический факультет КГПИ. С рассказа «Друг мой Рыжик» в газете «Север­ная магистраль» (Ярославль) начал свою литературную деятельность. С тех пор его статьи, рассказы, очерки были опубликованы более чем в 30 газетах и 8 журналах таких как «Ухта», «Красный Север» (Вологда), «Известия», «Труд» (Москва), «Трибуна» (Сыктывкар), «Вестник Заполярья» (Лабытнанги), его рассказы вошли в 18 сборников. (Приложение №1). По подсчетам самого автора, у него более четырех тысяч публикаций.

Во время нашей встречи Владимир Александрович поделился воспоминаниями о самых интересных сюжетах, историях, которые нашли отражение на страницах газет. Объектом нашего внимания стали 140 публикаций, которые распределили в 3 жанра: лирические зарисовки, публицистические очерки и сатирические рассказы. Количество публикаций распределяются по жанрам неравномерно. Почему? Для себя я определила следующие причины.

Владимир Александрович - человек романтичный, оптимист по жизни, неравнодушный ни к каким проявлениям жизни: «Посмотри, над тобой, как приветливо солнце, как светел, безоблачен, чист его путь. Небо пред ним аккуратно покрашено в ровную нежную синюю краску» (Приложение №2). Эти лирические строки в сборнике «Через сердце мое» не могут оставить равнодушными тех, кто любит жизнь. К сожалению, такие лирические строчки В.А. печатает не часто, оставляет их для души.

По профессии Владимир Александрович журналист, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию, и мы думали, что статьи публицистического стиля являются в его творчестве основными. Но оказалось, что он отдает предпочтение смешным историям в силу своего характера видеть во всем светлые стороны. О нем можно сказать - на злобу дня без злобы, а с улыбкой.

Глава II «Мир глазами В. А. Красноперова»

Мир в глазах В. А. Красноперова выглядит романтично. Думается, наибольшее значение в творчестве каждого писателя занимают произведения лирического характера, потому что в них раскрывается душа автора.

Еще в детстве В.А.Красноперов тяжело переболел и не восстановился, поэтому передвигается с помощью костылей и водит машину с ручным управлением, но он всегда был и остается оптимистом, верящим в удачу: «Мир так прекрасен, ярок… лиры настоящий звук порадует мне душу» [6, с.48]. Поэт не только для себя находит повод радоваться, но и нам, читателям, открывает глаза на, казалось бы, простые, неприметные вещи, от которых становится светло на душе: воспоминание о счастливом детстве и юности, скромная северная природа, хорошие, надежные друзья. Поэтому был придуман собственный жанр «Перышки», название которого автор объяснил обыгрыванием своей фамилии – «Красно…перышкин». Эти миниатюры напомнили нам «Стихотворения в прозе» Н.Тургенева, «Затеси» В.А. Астафьева или «Рассказы в каплях» А.И.Куприна. Так же как и великие русские писатели Владимир Александрович не остается равнодушным ко всему, что происходит вокруг. «В моем журналистском блокноте накопилось несколько историй, рассказанных вами, дорогие читатели. Они, как и перышки по ветру, прилетели ко мне. По одному рассказу трудно написать газетный материал, но несколько читательских телефонных звонков – и вот уже, будто из разных цветных камушков, складывается мозаичная картина».[15, с.2]

В «Перышках» повествование идет от первого лица, что позволяет выразить отношение автора к происходящему, а мысли и чувства звучат в каждом рассказе открыто и искренне. Он не поднимает общественно значимые, актуальные проблемы, а говорит о том, что в душе каждого человека.

Какие же темы волнуют автора?

Конечно, на первом месте это душевное состояние человека. Этой теме подчинены все остальные: красота и скромность природы, добрые и отзывчивые люди, творческие муки. Эти лирические миниатюры сжаты по объему, оригинальны по авторскому замыслу и исполнению, насыщены разнообразием художественных средств.

Инверсия в лирических миниатюрах создает эффект возвышенного лирического пафоса: «Пусть однажды в июне боем ленивым тебя перед утром разбудят часы», «И тем, что ты можешь почувствовать это, ты радостен будешь» [20, с.22].

Скрытые сравнения «разлилось меж домами зеленое море берез», «от свежего ветерка надувшего, парусом занавеску, ты проснулся», «небо покрашено в ровную нежную синюю краску» помогают создать художественный образ, показать нечто таинственное, заставить нас увидеть красоту.

Эпитеты «ажурные паутинки, бесконечно любимый, шустрая трясогузка, легкокрылая бабочка, жизнерадостные краски» и многие другие свидетельствуют о том, что автор умеет заметить каждую мелочь и показать её нам.

Лирические миниатюры перекликаются со стихами. Хотя Владимир Александрович нам рассказал, что к своим стихам относится несерьезно, «что не рожден счастливчиком, умеющим писать настоящие стихи» [19,с.15]. Поэтому их немного напечатано, но и среди тех, которые мы нашли в газетах и сборниках (12 стихотворений), можно отметить, что они, безусловно, замечательные. Например, посвященные 65-летию Победы:

Мама, не плачь. Родная, довольно.

Вытри слезу и платочек поправь.

Я умер. И все. Мне было не больно.

Ты помолись и свечку поставь.

Я похоронен под теми Буграми,

Но с той минуты я рядышком стал.

Приду к тебе мыслями, знаками, снами.

Я рядом с тобою. Лишь жить перестал.

Владимир Александрович дружил с Анатолием Илларионовым, нашим сосногорским поэтом. Они часто встречались, говорили о жизни, делились планами. В.Красноперов посвящает ему стихи, наполненные грустью, потому что от друга давно не было известий.

Город прозрачным светом неоновым

Осветился. Веселием дышит.

А мне грустно: Илларионов

Не звонит мне. И даже не пишет

К сожалению, друга не стало, а лирические строчки до сих пор передают нежность и грусть. И нам показалось, что он где-то рядом.

У Владимира Александровича есть озорные, юмористические стихи, связанные с его журналистской деятельностью - освещать все, что происходит в городе и стране.

И делает он это с иронией:

Наш герб российский – орел двуглавый,

Да и сами правители аномалиям не чужды:

Одна голова, конечно, славно,

А две, безусловно, лучше.

Он спешит посмеяться над сосногорскими неурядицами, чтобы не пришлось заплакать, когда эти проблемы коснутся каждого из нас. Например, стихотворение «Мираж».

 

Мираж

Преодолев не близкий путь,

Шла из последних сил машина,

Мечтая – лишь бы дотянуть

И подзаправиться бензином.

В душе тревога и отчаяние.

И вдруг – как чудо из чудес:

«Добро пожаловать» - встречает

Нас добрым словом АЗС.

Но был обманчив этот зов,

Обманчив, как мираж в пустыне.

Нас обвели, как простаков:

Бензоколонки все пустые!

Теперь вылазь, толкай авто,

Бензина не было и нет.

Зачем купили мы не то –

Уж лучше бы… велосипед!

 

А еще стихотворения о нашей скромной северной природе и о любви…. Их не много, но они задевают, потому что лирические произведения писателя (даже грустные и юмористические) наполнены оптимизмом, высветлены личным, искренним чувством. Читая их, веришь, что все хорошее, что все мечты обязательно должны сбыться.

Глава III. «Искусство приготовления информации»

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским. Тематически она неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти критерии мы и рассмотрим в творчестве В. А. Красноперова. Первый критерий – жанровое разнообразие.

Публицистические очерки – одна из разновидностей малой формы эпической литературы – рассказа. Очерковая литература затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния общества, проблемы нравоучительные; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественных литературы и публицистики. Публицистический очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. В литературоведении выделяется несколько видов очерков. И в багаже В.А.Красноперова встречаются многие из них. Рассмотрим их поподробнее.

1.Портретный очерк

В портретном очерке показывается личность героя, его внутренний мир, указываются подробности, которые возвышают его над всеми другими людьми. Портретные очерки представлены несколькими типами.

Биографический портретный очерк – это краткое изложение биографии. В копилке В.А.Красноперова таких очерков много, особенно они были популярны в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда автор знакомил нас с судьбами наших земляков. Например, в очерке «Салют ветеранам» автор рассказывает о семье Мезенцевых в годы войны. В статье «Чтут память, как святыню» речь идет о красноармейце Иване Шалашневе, который прошел всю войну и умер после тяжелого ранения 20 июля 45 года, но до сих пор семья чтит память о нем. К теме героического прошлого нашей страны автор обращается очень часто, чтобы мы не забывали имена героев. В очерке «Именем героя» журналист рассказывает о судьбе Николая Оплеснина, чье имя носит одна из улиц города.

Много очерков, посвященных тем, кто живет рядом с нами. Благодаря статьям Красноперова мы узнаем о наших земляках. Интересная особенность - такие очерки появляются накануне профессиональных праздников.

Узнали мы об отважных пожарных Виталии Булкине и Владимире Носове, что они с детства мечтали об этой профессии. Самое сложное в ней - не лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, поднимать тяжести… но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Хочется выделить очерки, написанные об учителях. В одной из миниатюр в сборнике «Июльское утро» автор с благодарностью вспоминает учительницу, поставившую ему «авансом» «пятерку» за сочинение. И теперь ко всем учителям Владимир Александрович относится трепетно и уважительно. Статья «Учитель от Бога» и ««Компьютер на смену мелу и деревянной указке», посвященные Г. Н. Смеловой и В.Н.Дмитриенко, интересны и необходимы, потому что в современном обществе отношение к учителям стало недостаточно уважительное, а В.А.Красноперов рассказал о талантливых людях, их тяжелом педагогическом труде, раскрыл секреты, о которых нам никто больше не расскажет. Ещё одна статья о педагогах вышла 27 сентября в День воспитателя. В ней повествуется о работниках дошкольного образования, отдавших себя детям в детском садике «Снежинка». Мы узнали что, Алена Альбертовна очень активный и жизнерадостный человек, а творческое начало Надежды Владимировны помогает воспитывать юных жителей города [23, с.2].

Все сведения в биографических очерках, подлинны, потому что люди, о которых идет речь, живут среди нас. Вряд ли автор рискнет домысливать качества героя и обстоятельства, в которых он действует. Строгая документальность выражается в точности воспроизведения фактов. Но у журналиста есть право художественного обобщения, без которого не может быть создан полноценный портрет. Его очерки выполняют не столько развлекательную или познавательную функцию, сколько ценностно-ориентирующую: они помогают людям в поисках смысла жизни и секретов успеха и счастья на позитивных примерах поступков героев очерков.

Мы выделили в очерках писателя еще одну особенность. Деталь, которую находит автор, помогает ему передать характерные черты, манеру поведения, описать обстановку, место действия, а, может быть, целую жизнь. Это требует от очеркиста особой наблюдательности. Истинный художник, отмечал Н.Гоголь, добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем».

Так в статье про Галину Николаевну автор рассказывает о гармошке, с которой она подружилась в детстве. А затем уже в учительской жизни этот талант ей пригодился, когда в школе вела уроки пения. Фотоаппарат – деталь в статье о воспитательнице Надежде Владимировне. Он стал источником вдохновения, удовольствия для себя и близких.

Портретно-проблемный очерк раскрывает сложные и противоречивые человеческие взаимоотношения, а также взаимоотношение субъективного человеческого восприятия объективных социальных явлений. Главное место здесь занимает конфликтная или проблемная ситуация. «Любой конфликт побуждает человека к действию, к принятию решений, что и позволяет обрисовать характер героя или его поступок» [3,с.36].Таким является очерк «В списках не значился». Житель нашего района Владимир Платцев участвовал в афганской войне в 1988-1989 годах. Когда он был вывезен с воинскими частями в Союз, заболел и умер. С тех пор прошло 23 года, но в списках афганцев Владимира не было. По какой-то причине сосногорское отделение ветеранов Афганистана его потеряло. Благодаря вмешательству В.Красноперова справедливость восстановили, и имя героя зачислено в списки воинов-интернационалистов. Автор обратил внимание на недоработку общественных органов. [3, с.2].

2. Проблемный очерк.

Основная задача автора - публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр любим В.А.Красноперовым. Он не просто поднимает проблему, а заставляет читателя определиться со своим отношением к ней.

На первый взгляд, эти проблемы незначительны. Ну, подумаешь, обманули с ценником на продукты, а продавщица в свое оправдание говорит: «Сами виноваты. Надо быть внимательным».[15, с.3] Но чаще всего автор поднимает проблемы, которые касаются всех нас. Например, в статье «Предприимчивые эскулапы» под заголовком «защита от произвола». Проблема очень актуальна – получение бесплатных лекарств. Из статьи мы узнали, как можно добиться законного способа оплаты медикаментов.

Необходимо отметить особенность очерков этого жанра. Автор сначала поднимает проблему, заставляет нас о чем-то задуматься, а за тем на примерах из биографии героев очерков комментирует эту проблему.

Для проблемных очерков В.Красноперов нашел свое языковое средство. Проблемы, ежедневно возникающие в жизни каждого, чаще всего социальные. Человек попадает в конфликт с бюрократической или чиновничьей системой. Журналист противопоставляет два объекта с помощью канцелярского штампа и разговорной речи.

Человек, житель города

Бюрократическая система

К 69 годам она накопила болячек…

Ведомственное лечебное учреждение перестроило работу…

К вышибанию денег из карманов населения подключилось государство, такого массового увеличения цен давненько не было.

С обновленным списком новых пошлин можно ознакомиться в ГБДД.

Министерство финансов РФ за счет дополнительного дохода от пошлин планируют за год получить 30 миллиардов рублей.

Михаил не первый год на свете живет, за полтинник мужику перевалило…

Медицинский бизнес крепчает…

Пик кризиса миновал, инфляция сведена к минимуму…

Почти все заголовки статей и рассказов представляют собой яркие, нескучные, интригующие предложения, в которых Владимир Александрович использует множество средств выразительности:

- эпитеты: «Приторное кощунство», «Эта добрая теплая «Снежинка»

- метафоры: «Труба румынам», «Колумбы из Щелково», «Проза жизни», «Муки творчества», «Учитель от бога», «Доцент с тележкой». - ирония: «Перекур», «Был я, помню, белочкой», «Рыбкины желания», «Робинзонада», «Контакт с Альфа», «Да здравствует наша инфляция! Самая лучшая инфляция в мире!»,

- олицетворение: «Книга дойдет до каждого»

- риторические вопросы: «Помнишь май?», «Сегодня - сжигаем, а завтра?»,

«Культуры захотелось?», «А ботинок – посуда?».

Но наиболее популярные - синтаксические средства, точнее – конструкция предложений. Заголовки, служащие цели призвать читателя к размышлению, представлены неопределённо – личными предложениями. Уже в заголовке ставится проблема. Так как действующее лицо неизвестно, то читатель захочет узнать, кто участник событий, кто виноват, о чём или о ком идёт речь, Например: «Культуры захотелось?», «В списках не значился», «Чтут память, как святыню», «Нашел свое место в жизни».

Цель односоставных определённо-личных предложений, в которых лицо не названо, но оно легко понимается, – побудительная. Автор будто призывает к активной деятельности: «Сегодня сжигаем, а завтра?», «А приведите-ка ко мне своих детушек!»

Чтобы статья привлекала внимание, заголовок должен быть интересным. С этой целью Владимир Александрович использует неполное предложение: «Компьютер на смену мелу и деревянной указке», «Вспомнить всё!», «Сами виноваты», «Именем героя», «Большое вранье маленького сайта».

Назывное предложение всегда имеет значение настоящего времени, поэтому выражает событие или положение, которое происходит как бы «на глазах», и используется для передачи новых сведений, способных вызвать не просто интерес читателей, но и желание прочитать до конца. Таких заголовков в творчестве Владимира Александровича больше всего: «Учитель от Бога», «Перекур», «Труба румынам», «Масло масляное», «Скользкая история», «Предприимчивые эскулапы», «Это добрая теплая «Снежинка», «Воскресные занятия».

Таким образом, все особенности, которые использует журналист В.Красноперов, направлены на то, чтобы читатели обратили внимание на поднимаемые проблемы, задумались, а может и попытались что-то сделать.

Глава IV. «Сосредоточившись на позитиве»

Из недавнего прошлого известно: «где глохнут критика и самокритика, там создается обстановка безнаказанности и вседозволенности» [7, с.10]. Передовые люди: политики и публицисты, ученые и литераторы всегда обращались к сатирическим жанрам, как к средству борьбы с беззаконием и бесправием.

Сейчас издается множество журналов сатирического характера. Необходимо отметить, что сатирические жанры журналистики отличаются от литературных. В первую очередь, достоверностью описания. В журналистике предметом выступлений являются актуальные общественные события, явления, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимоотношении проблем и конфликтов, и конечно, человеческие пороки. Все эти темы регулярно поднимались В.А.Красноперовым на страницах газеты «Заря Тимана». Проанализировав более 140 статей, рассказов и очерков, мы выяснили, что автор использует многие традиционно выделяемые в литературоведении жанры сатиры. Рассмотрим их.

1.Юмореска

- небольшой по объему художественное произведение, в котором рассказывается о комическом приключении или черте характера человека [8,с.401]. По своим выразительными средствами она близка к жанру юмористического или сатирического рассказа. Однако имеет и свои особенности. Яркий, динамичный сюжет и отсутствие детальной характеристики персонажа - два основных признака юморески. Это жанр боевой, эффективный, требующий от автора пристального, иронического взгляда на жизнь, умение найти остроумные детали, построить интересный комический сюжет, показать современные негативные характеристики. Это и делает в своих юморесках В.Красноперов. Их у автора много, мы подробнее остановимся на рассказах про Синякова. На протяжении 20 лет на страницах газеты, журналов появлялся его персонаж Синяков, с которым происходят нелепые истории, вошедшие в 2002 году в сборник «Синяков и др.».

В одних юморесках герой рассказывает о себе, сообщает подробности о своей среде и биографии, комментирует свои поступки и слова: «Мне ничего не хочется делать… абсолютно ничего не хочется делать… Лежу дальше, жена что-то говорит, но мне даже огрызнуться лень». [19, с.36]

В других - рассказчик - не главный герой, а лишь наблюдатель поступков Синякова. Писателю удаётся как бы раствориться в мире своих героев и читателей-слушателей: «Синяков с трудом подавил зевок и решительно открыл папку с квартальным отсчетом. Большие белые листы были заполнены цифрами, которые ровными рядами выстроились по вертикали и горизонтали… На листе с квартальным отсчетом уже не было свободного места – столбцами выстроились расчеты, сколько и каких птиц пролетело за окном.» [19, с.33].

Языковые особенности юморесок.

Сразу необходимо отметить, что голос автора и рассказчика не совпадает. Авторскую позицию мы наблюдаем в выборе тех или иных средств. А вот рассказчик связан с персонажем идейно (собрат по классу, по убеждениям и психологии), явно сочувствует своему приятелю и «переживает» за него. Поэтому речь от 1-ого лица и от 3-его похожи. Однако есть одно средство, которое объединяет автора с повествователем. Это риторические вопросы. Только повествователь убежден в значимости тех проблем, о которых задается вопрос: «Ну как в таком шуме сосредоточишься?», «Вы что там, с ума посходили?», автор же показывает, какие мелочные проблемы волнуют героев.

- писатель создаёт комичность персонажа с помощью нелепых оборотов, неправильно произнесённых и употреблённых в совершенно не подходящем контексте слов: «спринтера нашел», «монтана рыжая».

- комический эффект часто достигается обыгрыванием просторечных слови выражений: «старушенция, бежит бабуля затаренная», «при Хрущеве магазинную пить бросил», «пузырь перепадет».

- одна из характерных черт в сатире Красноперова - использование его героями штампов: «засветился голубой экран», «во главу угла».

- нередко для создания комичности возникают нелепые ассоциации: «цифры в расчетах ровными рядами выстроились по вертикали и горизонтали – они напомнили о кроссворде», «окно большое как чужая премия», «на каждый квадратный метр инспекторов больше чем ершей».

- для создания комического эффекта используются антитезу «лёгкое сотрясение мозга и сильное нервное напряжение».

2.Фельетон

- сатирический, художественно-публицистический жанр, который обнаруживает комическую суть негативных фактов и явлений действительности.(8,с.289) Существуют определенные правила создания фельетона: фактическая точность и общественная значимость проблемы.

Фельетонов в творчестве Владимира Александровича не очень много, но журналист не мог пройти мимо проблем города, на которые можно было обратить внимание только с помощью меткого слова. Жанр рассказа «Скользкая история» мы определили как фельетон, потому что эта проблема касается нас всех, когда зимой на скользких дорогах и ступеньках падают дети и старики, мужчины и женщины. Автор с горькой иронией поднимает эту проблему: «Когда женщина упала, мужчина подошел, протянул руку и сказал: «Да, здесь часто люди летают!» Однако, как известно, способностью такой природа наделила далеко не всех. Птицам повезло, их наделила. А вот люди без специальных приспособлений в виде парашютов или дельтапланов летать не могут». Кто виноват в этом? Только ли природа и морозы? А те, кто укладывал в магазинах, больницах, бане скользкие плитки? Они не виноваты? Автор приводит в пример Финляндию, где все тротуары подогреваются, чтобы не было гололеда. Значит, в Финляндии о людях думают, а у нас нет? Обидно. [20, с.3]

Языковые особенности фельетонов

- слова в переносном значении или метафоры: «люди летают, растягиваются» (не могут удержаться на ногах на дороге или в больнице), «замороженные зарплаты»

- обилие однородных членов для создания убедительности: «дворники высыпают техническую соль, мелкий гравий, песок», «очки на носу, стрижка аккуратная, ушки торчком» - инверсия-нарушение порядка слов для создания акцента на главной мысли: «утром сегодня думал не встану», «у нас об этом думать забывают», «я гром делаю».

- просторечные или разговорные слова, будто почерпнутые из речи малообразонных граждан для создания неофициального характера и снижения грубости в речи: «мордастенький, водярку взял, нахоккеиться, литруху уговорил».

- автор часто использует иронию - изображение отрицательного явления в положительном виде – для того чтобы путем доведения до абсурда высмеять это явление: «Мы живем на таком далеком Севере, что к нам даже Дед Мороз приходит с Юга. Полных пять месяцев мы живем с сезонной бедой, имя которой гололед». Казалось бы, какая обыкновенная ситуация, растянуться на льду. [20, с.3]

3.Сатирический комментарий.

Этот жанр представляет собой публикации, которые объясняют, обсуждают, разъясняют важные события. В настоящее время в журналистике комментарий занимает важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. Сатирический комментарий публикуется по следам актуальных и наиболее нелепых или вредных действий различных политических деятелей, властей, учреждений, действий, способных вызвать определенный общественный резонанс. Цель комментария - высмеивание определенных социальных и человеческих недостатков, пороков, промахов самого разного плана.

Для этого жанра Владимир Александрович придумал свою рубрику «Мимоходом по жизни». По его мнению, именно это название наиболее точно характеризует такой комментарий: «Дело в том, что я пытался пересказать жизнь не в толстом солидном романе, а в небольших и не всегда серьезных заметках, и название подобрал им соответствующее». [6,с.45]. Эта рубрика стала любимой у читателей, потому что мимоходом не всегда замечаешь то, что рядом. Мы проанализировали 46 рассказов. Одни «мимоходики» вызвали смех: «Репка», «Рыбкины желания», «Доцент с тележкой», другие заставили задуматься: «А сало русское едим?», а от третьих стало на душе не по себе, например, «Доктор Мом». Это название детского лекарства можно соотнести с древнегреческим богом Момом, который был богом глупости и «заведовал злым смехом, злословием». Как говорит автор: «не хотелось бы попасть на прием к такому доктору». [9, с.2] В другой заметке «Только для пассажиров с пятачками» автор привел в пример, как добились чистоты на вокзале станции Нибель. На стене повесили объявление « Курить, сорить, плевать РАЗРЕШАЕТСЯ только свиньям». [6, с.17]

Есть «мимоходики» - комментарии к нелепостям названий. «Громкостью называют уменьшение грома». [6, с.6] Более 10 комментариев напомнили нам пародии на известные литературные произведения: «Робинзонада», «Репка», «Джин» («Старик Хоттабыч»), «Рыбкины желания» («Сказка о золотой рыбке»), пародии на инструкции пользования различными вещами: «Эти забавные геракуты». Автор мимоходом всё замечает и нам рассказывает.

Языковые особенности сатирических комментариев

- риторическиевопросы для выделения поднимаемой проблемы: «интересно, как милиционеры становятся академиками?», «это летом, а что говорить про зиму?», «неужели не можем обойтись без заграницы?» - перифраз - замена одного выражения с помощью других для подчеркивания своего отношения к данному явлению: «бумажная купюрка, пилигрим рассказал, Гордиенко чертит пальцем маршрут экспедиции».

- оценочных эпитетов немного, наверное, жалко автору тратить красивые прилагательные на неказистые предметы: «таежная глухомань», «простенький цветочек», «нешуточное дело».

4.Анекдот

- самая распространенная форма остроумия (короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданные повороты и столь же необычную концовку), без которого трудно себе представить современное межличностное общение, особенно в узком кругу близких людей. Анекдот стал непременным атрибутом многих газет, журналов, радио- и телепередач. Не остался равнодушным к нему и В. Красноперов. Его анекдоты не раз печатались в газетах и журналах. «Крокодил», «Перекрёсток», «Заря Тимана».

Владимир Александрович в интервью нам пояснил, что редко придумывает анекдоты сам, что его анекдоты взялись из жизни, из подслушанных, подсмотренных историй, например, герой в магазине не захотел купить банное мыло, потому что в баню не ходит.

Основная функция, которую выполняет анекдот в прессе, - развлекательная, Именно возможности «разрядиться» в ходе чтения анекдотов, забыть о повседневных трудностях, и привлекают к анекдоту читателя. Анекдот в прессе преследует еще и такие важные цели, как знакомство читателей с существующими стандартами комического, воспитание чувства юмора. Например, случай, который произошел в обыкновенной столовой «И на меня возьмите…» – это настоящий анекдот. Или анекдот про химчистку, которая добивалась повышения производительности покраской перил, дверей и скамеек.

Сама нелепая речь героя-рассказчика является поводом усмехнуться, задуматься над ситуацией. Автор пишет языком простым и ясным, понятным любому слою читателей.

В заключении необходимо отметить, что в интервью Владимир Александрович рассказал, что берет истории из жизни и представляет их так, чтобы менять не литературных персонажей, а нас, читателей, и при помощи смеха заставить отказаться от тех или иных недостатков.

Заключение

Познакомившись с Влади­миром Александровичем Красноперовым, проанализировав его рассказы, очерки, статьи, я открыла для себя талантливого человека.

Преследуя цель – рассмотреть жанровое, тематическое, языковое разнообразие творчества В.А. Красноперова, мы пришли к выводам.

- Автор старается донести до читателя всё, что он видит вокруг, за что переживает и желает исправить. Средство для этого он выбирает специфическое - свой голос со страниц газеты «Заря Тимана».

- Публицистический стиль представлен очерками, посвященными нашим землякам, материалами, поднимающими значимые проблемы для нашего города. Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определяет широту и разнообразие жанров: биографический очерк, портретный очерк, проблемный очерк, интервью, комментарий, заметка и многие другие.

- Самым любимым жанром является сатира, это можно объяснить её оперативностью, злободневностью, тем, что в основе лежит конкретное событие, но сатира В.Красноперова - это или комментарий с сожалением и горечью о тех проблемах, которые есть в обществе, или юморески, которые, хотя и содержат в себе вымысел, но очень похожи на реальность, поэтому, прочитав ее, каждый захочет в себе победить малюсенький порок, тогда и больших будет гораздо меньше.

Автор не ограничивается целью посмеяться. Осмеяние чужих недостатков – это путь исправления своих. Его сатирический взгляд призывает бороться не с людьми – носителями отрицательных качеств, а с этими качествами.

- Художественные средства создания комического, а именно ирония, метафоры, просторечия, штампы, риторические вопросы, инверсия и др. - являются продуктивным средством. Активное синтаксическое средство – заголовок. К этому он прибавляет нередко приём - описывать не столько самое явление, сколько впечатление от него. Журналист пишет языком простым и ясным, понятным любому читателю.

. - Сам Владимир Александрович большой оптимист, он щедро делится верой в справедливость. И лирические миниатюры полное этому подтверждение. Их не много. Но они наполнены искренним чувством, что читая их, веришь, что все хорошее обязательно должно сбыться.

Сосногорский писатель и журналист продолжает лучшие традиции русской литературы – отдавать любовь людям, стремиться сделать окружающий мир добрее, лучше, позитивней, ко всему относиться с юмором.

Список литературы

  1. Виленский М. Е. Как написать фельетон.- М., 1982.

  2. Ельберг Я. Е. Вопросы теории сатиры.- М., 1957.

  3. Колосов, Г. В. Поэтика очерка: учебно-методическое пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка» / Г. В. Колосов. - М.: 1977, 109 с.

  4. Нестер С. М. Поэтика памфлета .- К., 1973.

  5. Самченко П. А. Оружием смеха .- К., 1986.

  6. Справочник по провописанию и литературной вправке//Д. Э. Розенталь 180. стр.

  7. Щербина А. А. Жанры сатиры и юмора.- К., 1977. Стр. 244.

  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ составитель В.И Новиков М.: Педагогика 1988, 416стр.

Список публикаций В.А. Красноперова

  1. Великая победа 65 именем героя// Заря Тимана №48-49 6 мая 2010 г. Стр. 2.

  2. Владимир Носов – водитель первоклассный// Заря Тимана №46-47 29 апреля 2010 г. Стр. 2.

  3. В списках не значился //Заря Тимана №

  4. Вспомнить все! Как сообща помогают человеку найти… СВОЕ ПРОШЛОЕ//Заря Тимана №30 23 марта 2010 г. Стр.3.

  5. Да здравствует наша инфляция! Самая лучшая инфляция в мире!// Заря Тимана № 12 4 февраля 2010 г. Стр. 3.

  6. Июльское утро. Рассказы, юморески, стихи. – Республика Коми 2010 г. С.48

  7. Книга дойдет до каждого// Заря Тимана №5 11 февраля 2010 г. Стр. 3.

  8. Мимоходом по жизни. – Сосногорск 2000 г.,Стр.42

  9. Мимоходом по жизни// Заря Тимана №43 22 апреля 2010 г. Стр. 2.

  10. Мимоходом по жизни// Заря Тимана №8 26 января 2010 г. Стр. 3.

  11. Перекур// Заря Тимана №6 21 января 2010 г. Стр. 3.

  12. Подумать надо// Заря Тимана №65 17 июня 2010 г. Стр. 3.

  13. Предприимчивые эскулапы// Заря Тимана №36 6 апреля 2010 г. Стр. 3.

  14. Салют ветранам// Заря Тимана №54 20 мая 2010 г. Стр. 2.

  15. Сами виноваты...// Заря Тимана № 56 25 мая 2010 г. Стр. 2.

  16. Сбылась мечта детства// Заря Тимана №46-47 29 апреля 2010 г. Стр. 2.

  17. Сдерживая транспортный натиск// Заря Тимана №146 1 декабря 2009 г. Стр.2

  18. Сегодня – сжигаем, а завтра?// Заря Тимана №20 25 февраля 2010 г. Стр. 2.

  19. Синяков и др. Юмористические рассказы. – Сыктывкар 2002 г.

  20. Скользкая история// Заря Тимана №17 16 февраля 2010 г. Стр 2.

  21. Через сердце мое. Стихи сосногорских поэтов. - Сыктывкар 1995. Стр.26

  22. Чтут память, как святыню// Заря Тимана № 33 30 марта 2010 г. Стр. 2.

  23. Это добрая теплая «Снежинка// Заря Тимана №132 27 сентября, 2012г. Стр.2

Приложение №1Список газет, в которых печатались статьи В.А.Красноперова.

Название

Год

Место издания

1

«Ухта»

1975

Ухта

2

«Северная магистраль»

1975

Ярославль

3

«Молодёжь Севера»

1976

Сыктывкар

4

«Югыд туй»

1976

Сыктывкар

5

«Советский патриот»

1977

Москва

6

«Красное знамя»

1978

Сыктывкар

7

«Заря Тимана»

1980

Сосногорск

8

«Гудок»

1980

Москва

9

«Известия»

1981

Москва

10

«Труд»

1981

Москва

11

«Книжное обозрение»

1981

Москва

12

«Социалистическая индустрия»

1981

Москва

13

«Огни Камы»

1982

Чайковский

14

«Советская культура»

1982

Москва

15

«Красный Север»

1984

Вологда

16

«Заря»

1988

Троицко-Печорск

17

«Ленинец»

1990

Печора

18

«Время»

1991

Ухта

19

«Республика»

1992

Сыктывкар

20

«Слово и Дело»

1996

Ухта

21

«НЭП+С»

1997

Ухта

22

«Трибуна»

1998

Сыктывкар

23

«Российская газета»

1998

Москва

24

«Коми му»

2000

Сыктывкар

25

«Перекрёсток»

2001

Ухта

26

«Молодёжная street»

2001

Ухта

27

«Здравствуй»

2001

Пермь

28

«Вперёд»

2003

Айкино

29

«Надежда»

2003

Москва

30

«Вестник Заполярья»

2003

Лабытнанги

31

«Голос радзiмы»

2006

Минск

32

«Нежнеодесская газета»

2008

Нижний Одес

33

«Литературная газета»

2009

Москва

Список журналов, в которых печатались статьи В.А.Красноперова.

Название

Год

Место издания

1

«Войвыв кодзув»

1979

Сыктывкар

2

«Уральский следопыт»

1983

Свердловск

3

«Чушканзi»

1984

Сыктывкар

4

«Чаян»

1990

Казань

5

«Рабочее-крестьянский корреспондент»

1990

Москва

6

«Общественное питание»

1990

Москва

7

«Крокодил»

1993

Москва

8

«Журналист»

2008

Москва

Сборники книг

Название

Год

Место издания

1

«Ордер на квартиру»

1988

Москва

2

«Сорняки»

1993

Сыктывкар

3

«Через сердце моё»

1995

Сыктывкар

4

«Твои лесничие, Россия»

1998

Москва

5

«Поединок с собой, поединок с судьбой»

2000

Сыктывкар

6

«Книга Памяти»

2000

Сыктывкар

7

«Путь к Победе»

2000

Ярославль

8

«Мимоходом по жизни»

2000

Ухта

9

«От радости до боли»

2000

Ухта

10

«Синяков и др.»

2002

Сыктывкар

11

«Мимоходом по жизни»

2002

Ухта

12

«Освятите мне, батюшка…»

2005

Ухта

13

«Давным-давно окончен бой»

2005

Сыктывкар

14

«Дым Отечества»

2007

Сыктывкар

15

«Рассвет над Винлой»

2007

Ухта

16

«Хранители «Зелёного золота»»

2008

Сыктывкар

17

«Июльское утро»

2010

Ухта

18

«Перекаты»

2010

Киров

Приложение №2

Лирическая миниатюра

ПЕРЕД УТРОМ

Владимир Краснопёров

Пусть однажды в июне боем ленивым тебя перед утром разбудят часы. И ты вспомнишь, что в буднях, в суете своей жизни, ты забыл, что настало время белых ночей.

Не тревожа домашних, дверь тихонько закроешь, и тебя встретит город, задремавший на солнце. И тебя встретит город, бесконечно знакомый, бесконечно любимый, потому что он – твой.

Не спеша ты бредёшь по пустым тротуарам, тишину напугав своими шагами. Посмотри, над тобой, как приветливо солнце, как светел, безоблачен, чист его путь. Небо пред ним аккуратно покрашено в ровную нежную синюю краску.

Ты будешь брести по безлюдному городу, веруя в то, что Жизнь начинается, оставив заботы, тревоги, волненья в том прошлом далёком за боем часов. Асфальт потеснив, разлилось меж домами зелёное море берёз и черёмух. Не плещет оно изумрудными листьями – в безветрии замерло, занято делом: оно источает в воздух июньский запахи свежие, сочные, спелые.

Не торопись, потрогай руками тополя листья, постой под сиренью. Почувствуешь ты – голова закружилась, впитавшая дух наступившего лета.

И тем, что ты можешь почувствовать это, ты радостен будешь. Ты скажешь берёзам: «Доброе утро!» и улицам скажешь, и строгим кварталам, и кошке пушистой, рыжей чистюле.

Ещё непременно ты скажешь «спасибо», спасибо часам, которые боем подняли с постели тебя перед утром.

19

Просмотров работы: 1056