Актуальность исследования связанна с потребностью перевода всей системы учебного взаимодействия, охватывающую сферы общения, поведения и деятельности учителя и учащихся на принципиально новые позиции, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве, взаимной поддержке и толерантности.
В ходе всестороннего анализа исследуемой проблемы обнаружено противоречие между потребностью общества в высококультурном человеке, ориентированном на межличностное, межгрупповое продуктивное взаимодействие во всех сферах социальной жизни, и существующими научными позициями, не в полной мере раскрывающими возможности его теоретического обоснования.
Одной из наиболее интересных и перспективных ученые считают модель продуктивного обучения, в рамках которой взаимодействие и сотрудничество всех субъектов процесса образования является важнейшим критерием ее эффективного функционирования.
Продуктивность как определенное качество, характеристика любого педагогического процесса, в том числе и процесса учебного взаимодействия, предполагает синтез, единство позитивных внешних и, что очень важно, внутренних изменений, это более «очеловеченная», личностно окрашенная категория. Именно поэтому в исследовании продуктивность рассматривается как личностно-деятельностный показатель характера и результата процесса учебного взаимодействия.
Продуктивное учебное взаимодействие – это система целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся (ученика), основанная на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущая к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований.
Проблему продуктивного взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе современной школы в данном исследовании целесообразно рассмотреть по следующим направлениям:
определение характерных особенностей продуктивного взаимодействия в дидактическом процессе;
уточнение основных типов, видов взаимодействия, их сущности в аспекте современной психолого-педагогической науки;
выявление компонентного состава продуктивного взаимодействия учителя и ученика.
В результате теоретического анализа психолого-педагогических исследований определена структура продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельности, имеющая определенные функции:
преобразовательная
познавательная
ценностно-ориентационная
коммуникативная
Структура состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение), реализуемых на практике при помощи соответствующих принципов (сотрудничество, кооперация, сотворчество, добровольность, свобода, педагогическая поддержка и др.) и через сферы общения, поведения и деятельности.
Исследователи (А.С. Белкин, Е.М. Рыбинский, М.Л. Вайсбурд) выделяют следующие типы взаимодействия, характерные для разных возрастных групп, представленные в таблице 1.
Таблица 1 Типы взаимодействия
№ |
Вид |
Характеристика |
Возраст оптимального взаимодействия |
1 |
Опека |
Максимальная роль взрослых в определении целей и помощи ребенку, низкий уровень осознания |
дошкольный и частично младший школьный возраст |
2 |
Наставничество |
остается решающая роль взрослых, однако возрастает роль детей в оказани помощи взрослы (учителю), происходит постепенное осмысление единства общей цели. |
младший школьный возраст |
3 |
Партнерство |
Характеризуется остаточным доминированием позиции взрослого в осознании целей со стороны ребенка и относительным равенством совместных усилий. |
младший школьный возраст |
4 |
Сотрудничество |
Предполагает относительно руководящую роль взрослых, при достаточном осознании ребенком единства целей, усилий, готовности оказать помощь друг другу |
младший школьный возраст, средний школьный возраст |
5 |
Содружество |
Продуктивная форма сотрудничества учителя и учащихся. |
младший школьный возраст, старший школьный возраст |
6 |
Сотворчество |
Максимальная продуктивная форма сотрудничества (единство интересов, действий) |
младший школьный возраст, старший школьный возраст |
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории, определялись и уточнялись возможные трудности в организации и реализации продуктивного взаимодействия, причины их возникновения, выявлялось отношение учителей к выбранному направлению организации экспериментальной работы, определялся педагогический потенциал для решения поставленных задач.
В программу эксперимента входило изучение состояния педагогической практики по организации продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельности. Результаты показали, что большинство учителей (89%) рассматривают категорию «взаимодействие» как некое образование, характерное только для внеурочной деятельности. В связи с этим целенаправленную организацию продуктивного взаимодействия в учебном процессе данная группа учителей не ставит в виде конкретной образовательной задачи. Относительно небольшая группа учителей (11%) считают, что продуктивное взаимодействие на уроке не только нужно и возможно, но и является одним из важнейших составляющих всего учебно-воспитательного процесса современной школы. Однако отсутствие специальной научной литературы, методических разработок в этой области затрудняет работу учителей. Данная группа педагогов организует процесс учебного взаимодействия скорее интуитивно, без четко разработанной технологической системы.
Исходя из определенных сфер продуктивного взаимодействия и ориентации на достижение значимых личностно-деятельностных преобразования, связанных, в том числе и изменением ценностных ориентации личности, попытались определить те трудности, которые наиболее часто возникают именно в них и предложить возможные варианты их устранения.
Суммируя полученные данные экспериментальной группы, пришли к выводу, что все основные затруднения можно систематизировать следующим образом:
Таблица 2 – Затруднения во взаимодействии учащихся
Сфера затруднения |
Конкретные трудности, препятствия |
Общие трудности, препятствия |
Общение |
Низкая культура общения; низкий уровеньэмоциональной регуляции,неразвитость эмоциональнойсферы личности; неадекватныекоммуникативные ситуации; уход от деловогообщения. |
Заниженная/завышенная самооценка; постановканереальных целей; Отсутствиеединства акцентуациихарактера; неправильнаяролевая позиция; несовпадениеценностных установок; дезинформацияпартнера; возрастныезатруднения; влияниевнешкольного внешкольного окружения (среды); психологическийфон взаимоотношенийв школе; |
Поведение |
Отсутствие единства встатусе поведения; симпатия/антипатия; нестабильность характеравзаимоотношений; конфликтогенность; низкая культураповедения. |
|
Деятельность |
Различие в индивидуальныхситуациях деятельности; недостаточность учебныхЗУНов; несформированность опытасовместной деятельности; отрыв от жизни и практики; недостаточно четкаяорганизация. |
стимуляциянесогласия; |
Для педагога в учебном взаимодействии так же существуют определенные трудности, которые связаны с самой педагогической деятельностью и с ее содержанием и характером. В исследовании определены «узкие» места учебного взаимодействия с позиции деятельности учителя. С этой целью проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью учителей начальной школы с помощью карты наблюдения. Проведенное изучение позволило все проблемы выстроить в ранговом порядке следующим образом:
педагогические проблемы, связанные со спецификой педагогической деятельности (постановка и решение педагогических задач, недостаточно полное и точное планирование результатов взаимодействия, боязнь класса и педагогической ошибки; сложность сочетания продуктивных форм работы в учебном процессе);
педагогические проблемы, связанные с пониманием социальной среды прошлым опытом (слабый учет прошлых ошибочных действий, неумение корректировать свои действия, недостаточная гибкость в общении, поведении и деятельности по ходу урока);
педагогические проблемы, связанные с неправильным пониманием функционального содержания учебного взаимодействия (слабая ориентация на конкретного ученика как целостную личность, неадекватность собственной деятельности в складывающейся на уроке ситуации взаимодействия; недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе).
Так же на поисково-констатирующем эксперименте, опираясь на основные теоретические положения эксперимента, попытались выяснить отношение и учащихся и учителей к различным формам взаимодействия и в первую очередь к групповой работе. Выбор формы работы, по мнению учителей, в основном зависит от предметного содержания учебного материала и необходимым на него временем (76 %), на влияние уровня сплоченности классного коллектива указали 68 %, а на уровень общего развития и подготовленности учащихся класса 56 %. Несомненно, что крайняя нехватка учебного времени является главным препятствием для эффективной организации как индивидуальной, так и групповой работы, однако следует обратить внимание и на значение сплоченности детского коллектива. Этот параметр свидетельствует о том, что, к сожалению, не каждый класс готов действительно к активному взаимодействию учеников между собой и с учителем.
Осмысление полученных экспериментальных данных на констатирующем этапе экспериментальной работы позволило выделить проблемы продуктивного взаимодействия учащихся в практике начального общего образования:
В системе обучения младших школьников преобладает в основном интуитивно построенное взаимодействие, хотя прослеживается ориентация на его целенаправленную, научную организацию.
Преимущественное значение придается деятельностной сфере, в то время как сфере поведения и общения уделяется меньшее внимание, они незаслуженно относятся к сферам дополняющего плана.
Существует множество препятствий в сферах общения, поведения и деятельности учеников, которые затрудняют продуктивное взаимодействие.
Педагогические проблемы, связанные со спецификой педагогической деятельности.
Педагогические проблемы, связанные с неправильным пониманием функционального содержания ученого взаимодействия.
Мало времени отводится на формирование навыков группового взаимодействия и рефлексии учащихся.
Проблемы межличностных отношений участников взаимодействия.
Проблема требований учащихся к личности учителя во время взаимодействия.
Недостаточно широко применяются разнообразные формы, способы группового взаимодействия, расширяющие возможности его организации непосредственно на уроке.
Существует достаточно большой выбор использования специальных методов организации и реализации продуктивного взаимодействие, использование которых позволяет максимально раскрыть данный процесс.
Проблема значимости и важности для школьника продуктивного учебного взаимодействия.
Организации продуктивного взаимодействия в учебной деятельности уделяется недостаточно внимания.
Это в свою очередь позволяет говорить о том, что существует острая необходимость во внедрении педагогической системы, обеспечивающей эффективность, результативность поставленной задачи - организации продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельности, переход его на более качественно высокий уровень.
Список литературы:
1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М.«Народное образование». – 2000. – 248 с.
2. Милон Потмесил. Цели и формы продуктивного обучения. //Школьные технологии, №4, 1999. С. 84 – 87.
3. Паринова Г.К. Продуктивное педагогическое образование в подготовке современного учителя. //Сборник научных трудов педагогического института СГУ. – Саратов: Изд-во ПИ СГУ, 2001.