ИЗ ИСТОРИИ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗ ИСТОРИИ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Гадимова Ф.К. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассмотрены вопросы возникновения и развития логистики в России. До определенного времени логистика в нашей стране не рассматривалась, и. естественно не была выстроена система подготовки специалистов. В настоящее время произошли значительные изменения в этой сфере. Многие экономические и технические вузы изучают такую учебную дисциплину как логистика, и выпускают специалистов по этому направлению деятельности.

Ключевые слова: логистика, материально-техническое снабжение, логистические проекты.

В настоящее время в обществе возрастает интерес к вопросам логистики, которая до определенного времени практически не развивалась. Нестабильность нашей экономики, повышение стоимости товаров, вступление страны в Таможенный союз и многие другие факторы вынудили наших ученых и экономистов обратить внимание на развитие логистического сектора.

Семантика термина «логистика» относится к Древней Греции. В переводе с греческого языка слово «логистика» означает «искусство рассуждения, вычисления». В Древних Афинах существовало государственное учреждение, проверявшее финансовую отчетность афинских должностных лиц – «логистерия». В Римской империи титул «логиста» носили специальные служители, которые занимались распределением продуктов питания, и логистика означала правила распределения продовольствия.

Согласно французской интерпретации логистика происходит от термина loger – снимать квартиру военными, располагаться на данной территории, то есть она была связана с военным делом. В конце XVII века в штабе французской армии некоторые исследователи отмечают существование специальной должности «старший маршал по логистике», который занимался снабжением, транспортировкой, выбором лагеря и корректировкой марша.

В качестве самостоятельной дисциплины и сферы деятельности логистику упоминает в конце IX – начале X века византийский император Лев VI Мудрый в своем военно-теоретическом трактате «Тактика Льва». Он утверждал, что логистика – это наука о структуре армии, ее снабжении, нормах продолжительности движения, отдыха и подготовке каждого военного похода.

Таким образом, логистика как практическая деятельность получила свое развитие благодаря военному делу.

Основоположником ее в классическом понимании в нашей стране принято считать Антуана Анри (Генриха Вениаминовича) Жомини. Швейцарец по происхождению (1779 – 1869), теоретик военного дела, военный советник императора Николая I был одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828 год). В 1837 году он написал научную работу по логистике – «Precis de l’art de la guerre» (Краткий курс военного искусства»).

Единственной функцией логистики в военном деле являлось обеспечение армии в мирное и военное время необходимыми материально-техническими ресурсами (обмундированием, военным снаряжением, боеприпасами, продуктами питания, медикаментами, лазаретами, полевой кухней) [6, 10 – 13].

От четко отлаженной логистики в годы войн зависело очень многое. Комплекс объективных обстоятельств, в значительной степени определял конфигурацию и движение линии фронта.

Отсутствие железных дорог в таких войнах, как Крымская (1853 – 1856) и Русско-японская (1904 – 1905) были одним из решающих факторов поражения наших армий. В отличие от нас, Англия и Франция могли перевозить грузы к местам ведения боевых действий морским транспортом более дешевым и грузоподъемным. Именно поражение в Крымской войне окончательно решило вопрос масштабного строительства железнодорожной сети в России.

В случае с Русско-японской войной ситуация еще более очевидна. Для нас Дальний Восток в тот момент оставался отдаленной труднодоступной окраиной. Транссибирская магистраль в те годы была еще не достроена, причем на самом критическом участке, соединяющем Владивосток с основной частью страны. Япония задачу сосредоточения и переброски ресурсов в том регионе решала объективно намного проще, т.к. был водный маршрут и так далее.

Особое значение организации логистики был опыт в годы Великой Отечественной Войны. В первые месяцы войны логистика была направлена на срочную эвакуацию производственных предприятий с прифронтовой полосы. Необходимо было сохранить технологическую целостность производства, а также комплектность оборудования, необходимого для обеспечения потребностей фронта и тыла. Все это обуславливало необходимость перевода всей транспортной системы на рельсы военного времени.

Большинство железных дорог были в то время однопутными, что осложняло и замедляло движение. Был уточнен весь наличный парк вагонов и установлено, что эшелоны, осуществившие мобилизационные перевозки на запад, после разгрузки должны были быть немедленно предоставлены для эвакуационных грузов. С этой же целью в прифронтовые районы перебрасывались порожние вагоны и платформы, которых не хватало, а потребность в них постоянно возрастала. Это заставляло осуществлять поиск дополнительных резервов, усиливать контроль над правильностью погрузки и заполнения емкости вагонов [2, с. 171-172].

Армия, располагающая в войне более концентрированными ресурсами, а также возможностями их оперативной и маневренной транспортировки, объективно имела возможность нанести противнику мощный удар и заставить его отступать в силу более несовершенной логистики.

Таким образом, логистические проекты в годы Великой Отечественной войны помогли нашей армии создавать достаточно вооружения, продовольствия, и всего необходимого для армии и флота. Способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных и производительных сил, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия послужила одним из важных факторов, которые привели к победе советских воинов в этой войне. Опыт организации военной логистики в нашей стране поистине уникален.

«Логистика» как термин в общем популярном виде появился в нашей стране в 1989 году. В монографиях и учебных пособиях область логистики представлена такими основными направлениями как: закупочная деятельность, транспортное хозяйство, складское хозяйство, управление запасами, движение продукции в производстве, упаковка, сбытовая деятельность и другое. Все эти направления относятся к понятийному аппарату материально-технического снабжения, их мы изучаем в учебном процессе, а также применяем в практической производственно-хозяйственной деятельности.

В постсоветское время в России стали разрабатывать и внедрять федеральные программы и проекты по развитию логистической инфраструктуры, а также готовить кадры по этой специализации. В условиях формирования рыночной экономики и создания рыночных отношений вопросы логистики приобрели особую актуальность, и, чтобы понять их значение и специфику на современном этапе, мы обращаемся к ее истории.

В учебных профильных заведениях стали открываться кафедры и факультеты, готовившие специалистов в области материально-технического снабжения. В 1944 году в Институте Народного Хозяйства, ныне РЭУ им. Г.В. Плеханова, была организована кафедра «Материально-техническое снабжение». Первый выпуск состоялся в 1948 году, и на базе этой кафедры был создан факультет с этим же названием, который просуществовал до 1990 года.

Факультет выпускал специалистов в течение 42 лет, в дипломе указывалось: «Экономист по материально-техническому снабжению». Выпускники факультета распределялись в Госснаб СССР, различные министерства и ведомства, в территориальные органы материально-технического снабжения, в научно-исследовательские институты при Госснабе СССР и Госплане СССР. Значительная часть выпускников использовала полученные знания на промышленных предприятиях народного хозяйства, транспортных, строительных и торговых организациях, а также в сферах социально-бытовой инфраструктуры.

В 1990 году в Министерстве Высшего образования это направление подготовки специалистов решили закрыть, так как в то время бытовало мнение, что в России формируются рыночные отношения. Кафедра материально-технического снабжения перестала выпускать специалистов в этой области, но продолжала работать и вести учебный процесс. В течение 15 лет специалистов в области материально-технического снабжения в Российской Федерации не готовили.

В службах снабжения предприятий и организаций продолжали работать опытные кадры. В основном, это – выпускники МИНХ и других вузов прошлых лет, которые обучали молодых сотрудников всем премудростям организации и планирования производства, управления запасами материальных ресурсов, а также различным элементам системы материально-технического снабжения.

В 1994 году в РЭА была организована кафедра «Логистика», в 1995 году эту кафедру объединили с кафедрой «Торговое дело», а в 1998 году кафедра «Логистика» вновь стала самостоятельной.

В связи с «перестройкой» был разработан ряд новых дисциплин, адаптированных к рыночным отношениям – «Основы логистики», «Закупочная деятельность на предприятиях», «Организация и функционирование товарных бирж», «Лизинг».

В 2000 году Приказом Министерства Высшего Образования (№1213 от 25.04.2000 года) в перечень некоторых экономических вузов была включена специальность «Логистика» (062200). На первом этапе эта подготовка проводилась в порядке эксперимента на базе нескольких ВУЗов Российской Федерации: Государственного университета Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Государственного университета управления, Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Ростовской государственной экономической академии. В 2005 году в РЭА им. Г.В. Плеханова состоялся первый выпуск специалистов-логистов [5, с. 6 – 9].

1 сентября 2014 года в связи с присоединением кафедры логистики к кафедре сравнительной экономики и предпринимательства была образована кафедра «Предпринимательство и логистика». В настоящее время на этой кафедре существует три уровня подготовки студентов: бакалавриат по специальности «Логистика и управление цепями поставок» и «Управление малым бизнесом». Магистратура по профилю подготовки «Интегрированная логистика», «Международный бизнес» и «Маркетинг и предпринимательство в глобальной экономике», а также обучение в аспирантуре и докторантуре по направлению «Экономика и управление народным хозяйством (логистика)».

С 2013 года в стенах нашего университета (РЭУ им. Г.В. Плеханова) проходит Международный студенческий межвузовский турнир по логистике Logistics Open Tournament. В качестве организатора мероприятия выступает кафедра «Предпринимательства и логистики» при участии кафедры логистики Государственного университета управления (ГУУ). В турнире соревнуются команды студентов 3 – 4 курсов специальности «Логистика» ведущих вузов Москвы: РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, Университета путей сообщения (МИИТ) и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Оценивают выступления студентов теоретики и практики в сфере логистики. В составе приглашенных членов жюри присутствуют представители иностранных вузов-партнеров РЭУ, компаний ООО «Нестле Россия», ООО «Юнгхайнрих подъемно-погрузочная техника», ООО «Ашан-логистика», ООО «Ителла», Major Cargo Service, «3M», журнал «Логистика» и другие.

Преподаватели кафедры «Предпринимательство и логистика» систематически проводят для студентов выпускных курсов выездные практические занятия, позволяющие студентам ознакомиться с работой реальных производственных предприятий, увидеть технологический процесс производства, работу отдела логистики и посетить склад готовой продукции

Одним из недавних мероприятий, организованных кафедрой «Предпринимательства и логистики», было посещение студентами четвертого курса направления «Логистика» крупнейшей в России «Международной выставки CeMAT Russia», прошедшей 25 сентября 2015 года в Крокусе Экспо. На выставке студентам были продемонстрированы технологические решения и оборудование для организации складской логистики. Кроме экскурсии будущие выпускники познакомились с корпоративной культурой российских и зарубежных компаний, узнали о возможностях прохождения стажировок для начинающих специалистов и о том, что компании предлагают в профессиональном и карьерном развитии.

По окончании нашего университета большинство выпускников кафедры начинают карьеру в сервисных компаниях, оказывающих логистические услуги по транспортировке, управлению складами и запасами, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, по упаковке и маркировке, страхованию, таможенной очистке, информационному обеспечению груза. Стартовыми позициями являются работник склада, таможенный декларант, импорт-агент, экспорт-агент и другие. Некоторые студенты приходят на работу в эти компании уже на 4 курсе обучения. Получив опыт работы, многие выпускники продолжают работать в логистических подразделениях (отделах, департаментах, управлениях) государственных и коммерческих предприятий в сфере производства, строительства, транспорта, образования, науки и инноватики, культуры и медицины, а также в органах государственного и муниципального управления.

В современной России значительно возрастает интерес к логистике со стороны фирм и правительственных институтов, поэтому эта учебная дисциплина стала занимать все больше места в учебных программах вузов. Несмотря на то, что число специализированных изданий по логистике, ежегодных международных научных конференций и семинаров стало возрастать, для подавляющей части образованного населения логистика все же остается чем-то загадочным.

Применение логистики призвано сделать города максимально пригодными и удобными для жизни людей, работы городских жилищно-коммунальных служб и служб экстренного реагирования.

Отечественная экономика претерпевает сейчас достаточно непростой период, в условиях которого представляется необходимым нахождение путей выхода из затянувшегося кризиса. И один из таких путей – построение и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем, которые имеют первостепенное значение для интеграции России в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня в России разрабатывается и внедряется ряд федеральных программ и проектов, таких как «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал», Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и другие. Развитая логистическая инфраструктура обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является ключевым инструментом достижения социально-экономических и внешнеполитических целей, повышения качества жизни населения.

В статье мы рассмотрели генезис логистики, историю ее развития, роль логистических стратегий в годы войн. Показали ее эволюцию, изучение и подготовку кадров по этой дисциплине в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова.

Литература

1. Афанасенко И.Д, Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.

2. Батюк Л.И., Гадимова Ф.К. Логистика в годы Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. – Москва, 2015. № 10-1. С 171-173.

3. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948.

4. Дегтярев К. География и логистика в Великой Отечественной войне. // Русское географическое общество, информационный портал. – 2011. – №5.

5. Степанов В.И. К 105-летию Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. // Логистика. – 2012. – №3, с. 6 – 9.

6. Степанов В.И. Логистика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013.

Просмотров работы: 1866