ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новые условия функционирования российских профессиональных заведений культуры и искусства в создаваемом сегодня едином европейском образовательном пространстве могут обеспечить качественные результаты социального взаимодействия - способность к адаптации в современном мире как с профессиональной, так и «гражданской» точки зрения, осознанию и освоению чужого опыта своей сферы деятельности, самообразованию. Но для достижения этой цели должен быть расширен состав требований к подготовке будущих выпускников сферы культуры и искусства, усовершенствован набор их компетенций, а также в зависимости от сферы образования и профессионального направления углублено их содержание.

Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и др. Система традиций отражает целостность общественного организма.

С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации. Однако «между традициями и новациями почти всегда оказывается догма, доминирующая в унаследованном нами тоталитарном сознании. И путь традиции к инновации, как и обратный путь, нередко лежит через преодоление догмы».

Различные соотношения традиций и новаций дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над новаторством. В современном обществе новаторство является базовой ценностью.

Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого - воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само».

Система традиционного или, в терминах «Римского клуба», «поддерживающего» обучения воспроизводит социокультурный опыт поколений, тогда как система инновационного обучения, «основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию новой культуры мышления и действия». Поэтому, функцией инновационного обучения является не простое, а расширенное воспроизводство социокультурного опыта человечества. Таким образом, инновационное обучение представляет собой институт обновления культуры.

Какие социокультурные условия способствуют появлению инновационного обучения?

Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека.

Важной тенденцией развития современной профессиональной школы профиля культуры и искусства во всем мире можно назвать переход от квалификационного подхода к компетентностному. В современной российской педагогике подчеркивается и необходимость перехода от школы знаний к школе культуры, когда образование становится не только неотъемлемой частью общей культуры, но и ее источником и важнейшим фактором. Следовательно, эффективность профессионального образования обеспечивается в том случае, если создаются условия для развития у личности мотивации на постоянное сознательное освоение ценностей культуры в целом, социально-культурной деятельности в частности.

Компетентностный подход в контексте ФГОС предполагает активное интеллектуальное развитие в системе профессионального образования, которое предоставляет шанс достичь того уровня культуры, образованности, гармоничной душевно-духовной наполненности, которая характеризует человека как интеллигентную личность, причастную к своей собственной национальной культуре, но которая, между тем, способна понять и иностранную культуру.. Каждый студент образовательного учреждения, выпускающего кадры для сферы культуры и искусства, должен стараться стать ближе к культурно-интеллектуальной элите своего общества.

В сегодняшней реальности будущий специалист сферы культуры и искусства в контексте ФГОС должен обладать многими практически не свойственными ранее профессиональными качествами, такими как: а) способность к духовно-нравственному развитию и самовыражению, мотивированность к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; б) умение разрабатывать и презентовать художественно-творческие проекты; в) владение основами психолого-педагогических знаний, г) владение разнообразными художественно-творческими технологиями. д) навыки работы с информационными ресурсами на уровне квалифицированного пользователя.

Трансляция, происходящая в самой структуре культурных ориентаций, связанная со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с жесткими правилами рыночной экономики, диктует новые, более гибкие, свободные от идеологических догм, методологические подходы к образованию.

С позиций современной гуманистической парадигмы среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры понимается как важнейший фактор дальнейшей успешной самореализации в труде, готовности к постоянному самосовершенствованию.

Отечественными и зарубежными учеными разработан ряд педагогических подходов, оптимизирующих профессиональное художественно-творческое образование (модульно-компетентностный., проектно-целевой, программно-целевой, социально-педагогический, полихудожественный и др.); выделены факторы развития его теории и практики (междисциплинарность, сравнительный характер исследований, интеграция и интернационализация научно-педагогического знания, воссоединение обучения с исследованием и повышение его уровня, расширение научных коммуникаций, применение новых информационных и аналитических технологий в исследовательской деятельности и др.) [8,11,15].

В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования профиля культуры и искусства, должен обладать следующими компетенциями в области педагогической деятельности:

ПК 2.1. Способность использовать знания в области психологии и педагогики в педагогической деятельности.

ПК 2.2. Способность использовать знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин в педагогической деятельности.

ПК 2.3. Способность принимать участие в методической работе, использовать базовые методические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики.

ПК 2.4. Способность использовать современные технические средства в образовательном процессе.

ПК 2.5. Способность применять знания принципов организации образовательного процесса.

ПК 2.6. Способность к соблюдению этических и правовых норм в сфере профессиональной деятельности.

ПК 2.7. Готовность принимать участие в культурно-просветительской концертной деятельности.

Вышеназванные радикальные изменения в социокультурной сфере неизбежно ведут к смене требований к образованию, а значит к необходимости удовлетворения новых требований.

В обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.

Список литературы:

1. Гильмеева, Р.Х. Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х. Гильмеева., В.Н. Корчагин., Л.Ю. Мухаметзянова., В.В. Аксёнов., Г.А. Шайхутдинова. – Казань.: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. – 126 с.

Просмотров работы: 847