ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИЗ АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИЗ АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сегодняшних геополитических условиях Арктическая зона играет важную роль. Арктические улусы (районы) - это административная территория, которая находится севернее Полярного круга, и отличается от других территорий своим суровым климатом и географическим положением. В Арктических улусах проживают следующие малочисленные народы: эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы. Малочисленные народы переживают сложное время в связи с изменением привычного традиционного образа и уклада жизни, утратой верований, обычаев, традиций, культуры, родного языка. В периоды экономических кризисов основная проблема малочисленных народов — это постепенная утрата свои трудовых навыков, национальной культуры, обычаев. По всему комплексу жизненных условий северные территории и их население отстают от центральных и южных регионов, что является следствием официальной политики, которая превратила районы Арктики лишь в сырьевой придаток государства. В результате традиционные отрасли хозяйства — охотничий промысел, оленеводство и рыболовство — оказались в критическом состоянии. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники Арктических улусов испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Несформированность психологической готовности школьников юношеского возраста ведет к неадекватному выбору будущей профессии. К тому же, молодежь в настоящее время является наиболее не защищенной группой населения нашей страны, наиболее подтвержденной безработице. В последнее время можно наблюдать тревожную тенденцию, что из Арктических улусов уезжают высококвалифицированные специалисты культуры, здравоохранения, просвещения, связи, торговли, что, конечно, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Арктических улусов и на благосостоянии коренного населения.

Для дальнейшего развития и возрождения малочисленных народов, проживающих на территории Арктических улусов, необходимо добиваться их социального и культурного развития, защиты экологической среды обитания, права на собственность, социальной защиты многодетных семей, обеспечения бесплатными лекарствами или установления льгот для лечения детей.

2012 год был объявлен в России годом Арктики (директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин). «Сегодня весь мир повернулся в сторону Арктики, понимая, что стратегия развития планеты в будущем связана только с Арктикой», - подчеркивает Е.А. Борисов, Президент Республики Саха. Интересным фактом является то, что 19 марта был объявлен Днём Арктики по всему миру. Улучшается положение северян, сохранению их вековых традиций, национального своеобразия, повышению благосостояния населения арктических территорий республики, организовываются культурно-просветительские, общественные мероприятия по повышению социального статуса Арктических улусов.

Сегодня арктическая школа переживает сложный этап эволюции. Кардинальные изменения социальных и экономических условий жизни коренного населения северного улуса порождают множество проблем, которые не могут быть решены без участия школы. Процесс формирования жизненных перспектив молодежи в заполярном крае проходит в условиях обостренной социальной неопределенности, необходимости постоянного решения задач самовыживания. Учащиеся общеобразовательных школ в местах компактного проживания народов Арктических улусов не получают определенного знания по государственному стандарту и в результате не имеют возможности получить высшее и среднее профессиональное образование. Выпускник школы имеет ограниченные возможности трудоустроиться на селе. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка – важное направление работы.

Обеспечение занятости коренного населения мало способствует и сложившаяся образовательная система. Главным тормозом в настоящее время становится насаждение платного обучения и отсутствие заинтересованности, отраслевых предприятий и ведомств в подготовке кадров из числа коренного населения республики. Основной причиной высокого уровня безработицы в Арктических улусах является узость сферы приложения труда, из-за чего высока нагрузка на одну заявленную вакансию.

Психологическая готовность к выбору профессии - это многосложный процесс, включающий физиологические, психофизиологические, психологические, социальные аспекты. Выбор профессии в старшем школьном возрасте становится, пожалуй, самым важным, неотложным и трудным делом. Перед старшеклассниками стоит нелегкий выбор будущей профессии при выборе дальнейшего специального профессионального обучения после школы. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. В возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться.

Проблема профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Чистякова, С.Н. Чистяковой. Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

Целью нашейработы является изучение психологической готовности к выбору профессии старшеклассников, проживающих в Арктических улусах. Актуальность проблемы, таким образом, обусловлена необходимостью оказать старшеклассникам действенную помощь в выборе будущей профессии в свете новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации.

Все вышеизложенное является обоснованием проблемы исследования, которая заключается в изучении психологической готовности к выбору профессии старшеклассников из Арктических улусов. Нами проведены исследовательская работа по изучению психологической готовности к выбору профессии и сравнительный анализ психологической готовности к выбору профессии старшеклассников г. Якутска со старшеклассниками Арктических улусов. Для диагностики мотивации выбора профессии мы использовали методику. Для диагностики готовности к выбору профессии мы применили опросник «Готовность к выбору профессии» в адаптации А.П. Чернявской, а так же, опросник «Готовность учащихся к выбору профессии» В.Б.Успенского. В исследовании приняли участие 120 ученика 11-х классов МБОУ средней общеобразовательной школы Верхоянского улуса и города Якутска. Среди них 60 девушек и 60 юношей.

По показателям терминальных ценностей по методике М. Рокича обнаружено, что наиболее выраженной ценностной ориентацией является здоровье. Данный показатель говорит о том, что большинство старшеклассников при выборе профессии ориентируются на те варианты, которые ценятся в обществе. Это свидетельствует об их стремлении к развитию личности (41,18%), здоровью (51,72%), которые являются наиболее составляющей основой отношений к себе самой. Результаты исследования различий ценностных ориентаций показывают, что относительно терминальных ценностей отмечается одинаково высокий уровень значимости познания, жизненная мудрость для учащихся городских школ, а учащихся Арктических улусов придают высокую значимость здоровью. Сопоставив полученные данные, следует отметить, что «воспитанность» и «независимость» девушек Арктических улусов выше. Интересным фактом является то, что у тех же девушек Арктического улуса «непримиримость» ниже.

Таблица 1.Показатели инструментальных ценностей старшеклассников Арктического улуса и г. Якутска

Ценность

Арктический улус

Город

Итого

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

Воспитанность

51,72

50,00

61,29

50,00

56,67

50,00

Независимость

34,48

29,41

19,35

30,77

26,67

30,00

Непримиримость

13,79

20,59

19,35

19,23

16,67

20,00

Итого

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Выявлено, что учащиеся из Арктических улусов что девушки (51,72%) , что юноши (50%) предпочитают ценность - "воспитанность", 34,48% у девушек и 29,41% у юношей доминирует ценность "независимость" (см.рис.2.3).

В отношении инструментальных ценностей обнаружены следующие различия: «непримиримость», «независимость» и «воспитанность» в большей степени значимы для старшеклассников Арктических улусов.

У старшеклассников Арктических и г. Якутска отмечается более высокий уровень значимости «воспитанность» и «широты взглядов», при этом первым также довольно значимой представляется «независимость», а последним — «непримиримость». Значимость «независимости» может быть связана с природным условием жизни северного населения, а «воспитанность» с семейными традициями, обычаями. Имеются различия между юношами и девушками наблюдаются в жизненных ценностях: «непримиримость», «независимость», «воспитанность». Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития. На наш взгляд возраст испытуемых старшего подросткого возраста определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой.

«Воспитанность», как жизненная ценность, получилось одинаково важным и для юношей и для девушек общеобразовательных школ г. Якутска. «Непримиримость» характерна для девушек и для юношей общеобразовательных школ Арктического улуса. Но разница в показателях является очень незначительная. При определении готовности учащихся к выбору профессии (методика В. Б. Успенского) обнаружено, что старшеклассники Арктического улуса по поводу предстоящего выбора имеют следующие мнения — «с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат», «главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение», «основной мотив выбора учебного заведения и профессии — материальные интересы».

Таблица 2. Старшеклассники Арктического улуса

Уровень неготовности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7%

31%

58%

4%

Показатели низкой готовности к выбору профессии говорит о том, что девушки (36%), юноши (31%) возлагают выбор своего будущего профессионального пути на учителей или родственников, отличаются недостаточной способностью планировать свое будущее. Образы и представления будущего у них пока не до конца сформированы. Соответственно, можно судить о том, что часто у таких школьников наблюдается неблагоприятный эмоциональный фон, низкая активность в учебной деятельности, встречается негативное отношение юношей и девушек к различным сторонам социальной действительности. В дальнейшем, адаптация в школьной образовательной среде и образовательной среде профессионального учебного заведения будет затруднена. Старшеклассники г. Якутска оценивают свои возможности достаточно высоко и твердо выбрали будущую профессию, у них наблюдается высокая готовность к выбору профессии. Данные старшеклассники могут предположить, в каких условиях будут учиться и работать, примерно представляют свои обязанности, которые будут выполнять при обучении в вузе. Для статистической проверки результатов исследования на их значимость используется математический метод U – критерия Манна Уитни, (источник – Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб., 2000).

Так как исследование проводилось с учащимися 11-х классов двух школ, то, прежде всего, нам нужно выяснить различаются ли распределения значений показателя психологической готовности к выбору профессии в этих двух выборках. Это даст основания для вывода о различии в сформированности психологической готовности к выбору профессии старшеклассников двух школ.

Результат: UЭмп = 7.5

Критические значения:

UЭмп

p≤0.01

p≤0.05

-

1

Полученное эмпирическое значение Uэмп(7.5) находится в зоне значимости. Распределение значений показателя психологической готовности к выбору профессии в выборке Арктических улусов и в выборке города Якутска различаются. Следовательно, степень психологической готовности к выбору профессии не зависит от пола.

По итогам эксперимента выявлены следующие проблемы, препятствующие формированию готовности к выбору профессии:

  • большинство подростков учится из-за социальных мотивов («аттестат без троек», подготовка к ЕГЭ, содержат родители, отношение как к ученикам, еще детям.) также присутствуют на третьем месте мотивы престижа (чтобы поступить в ВУЗ (любой) и не ходить в ПТУ, в армию и т.д.);

  • подростки испытывают сложности в сдерживании эмоций, ждут, что их кто-то заинтересует, сами редко выступают с инициативой, учатся из-за материальных посылов, или иной социальной выгоды, не в состоянии самомотивировать себя ввиду недостаточной ясности поставленных целей;

  • большинство учащихся определилось либо с гуманитарной либо технической сферой изучения предметов, многим нравится предмет, но подростки имеют лишь поверхностное представление о самых широко распространенных профессиях, в которых знания по нему необходимы;

  • велик процент учащихся с низким уровнем развития рефлексивности: т.е. затруднения в процессе сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление, оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

После сопоставления результатов трех методик были сделаны следующие выводы:

- юноши более готовы к выбору профессии, чем девушки;

- исследуемые нами жизненные ценности важны и для юношей и для девушек;

Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение в процессе профессионального выбора требуется больше девушкам, чем юношам. В рамках профориентационной работы необходимо учитывать доминирующую мотивацию учащихся.

Результаты исследования показали, что:

1. Для 67% старшеклассников ведущими мотивами при выборе профессии выступают внутренние индивидуально-значимые и внутренние социально-значимые мотивы. Это значит, что для этих испытуемых важна, прежде всего, общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми.

2. Высокую мотивацию имеют 40% старшеклассников, среднюю – 60%. Общий средний балл всех испытуемых говорит о среднем уровне готовности к выбору профессии.

3. У старшеклассников городских школ наиболее выраженными оказались такие черты, как автономность, самостоятельность в мыслях и поступках, умение принимать решения, нести за них ответственность; для них характерно положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, заинтересованность в ней.

4. Старшеклассники Арктических улусов со средним уровнем готовности к выбору профессии также задумываются над тем, что их ждет в будущем, но устойчивых взглядов на свою профессиональную деятельность и профессиональное обучение у них пока нет.

Ценности, сгруппировавшиеся в середине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т.е. они больше, чем другие, подвержены влиянию со стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ценностных ориентаций личности.

Учитывая результаты проведенного исследования, мы считаем, что работа психолога по обеспечению эффективного профессионального самоопределения должна иметь особый акцент на таких категориях профессионального самоопределения, как информированность (т.е. знания о мире профессий и о предпочитаемой профессии), планирование профессиональной жизни, мотивация. Психологическая коррекция в этих сферах позволит ученикам составить комплексный, детальный и реалистичный образ своей будущей профессиональной жизни и избежать вероятных ошибок в ее планировании. Кроме того, учет результатов психодиагностики, позволит ученикам уточнить выбор профилирующих предметов в школе, организовать досуг в зависимости от своих личностных особенностей, способствовать рефлексии развитию своих сильных сторон, что, безусловно, позитивно повлияет на жизнь учеников. Однако мы осознаем, что учет в работе психолога только приведенных нами категорий не сможет обеспечить полноценного психологического сопровождения профессионального самоопределения. И, тем не менее, выявленные нами особенности в мотивации и готовности к выбору профессии позволяют привлечь внимание к этим категориям и уделить им больше внимания в организации психологического сопровождения старшеклассников.

Данные, полученные в ходе нашего исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1.Подавляющее большинство старшеклассников, проживающих в Арктических улусах, испытывают затруднения в выборе профессии.

2.Несмотря на существующие специфические различия в профессиональном самоопределении юношей и девушек, степень психологической готовности к выбору профессии не обусловлена полом.

3. Большинство старшеклассников, проживающих в Арктических улусах, нуждаются в профессиональной помощи при выборе профессии.

4. Старшеклассники с высоким уровнем готовности к профессиональному выбору ориентированы на уточнение своего представления об учебном заведении и выбор запасных вариантов поступления.

Заключение

Данные, полученные в результате нашего исследования, указывают на то, что выпускников школ Арктического улуса можно отнести к низкой уровне готовности. У большинства этих юношей и девушек не сформирована готовность и желание определить собственную судьбу, они часто перекладывают ответственность за свой жизненный выбор на родителей, у них нет трудового опыта, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценки обстановки на рынке труда. При этом неудовлетворенность материальным положением конфликтует с низким уровнем потребности в труде и неразвитой трудовой мотивацией. Улучшение ситуации профессионального выбора возможно в условиях оптимальной профориентационной работы с учащимися, сочетающей групповые и индивидуальные занятия.

Опираясь на данные нашего экспериментального исследования, сравнивая их с данными других исследований проблемы психологической готовности юношей и девушек к профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, мы пришли к заключению, что вопрос психологической не готовности старшеклассников к выбору профессии характерен для всех регионов нашей страны.

Результаты нашего исследования показали, что в Арктических улусах уровень психологической готовности выбора профессии старшеклассниками довольно низок. Это связывают, в первую очередь, с отсутствием психологов в удалённых школах региона, которые могли бы помочь старшеклассникам разобраться в вопросах профориентации.

Рекомендации

Таким образом, для повышения готовности к выбору профессии для учащихся старших классов важным является организация помощи по следующим направлениям:

- Предоставление информации об условиях обучения в профессиональных образовательных учреждениях;

- Организация деловых игр, профориентационных групповых занятий с использованием активных методов обучения;

- Информирование учащихся о востребованности специалистов;

- Организация помощи родителям в вопросах сопровождения профессионального выбора ребенка;

- Организация пробы сил в выбираемой профессии (мастерские, участие в программах стажировки);

- Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников для объективного представления о своих возможностях;

- Обучение навыкам восполнения ресурсов.

При выборе профессии наиболее значимы для старшеклассников беседы с родителями, информация сети Интернет. Самая большая значимость, по сравнению с другими группами для учащихся с низкой готовностью к выбору профессии имеют такие источники информации как беседы с друзьями, изучение буклетов учебных заведений, справочники учебных заведений, беседы с учителями, консультации психолога, профконсультанта.

Список использованной литературы

  1. Аникеева, Н. Подросток: познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. – 2009. – № 4. – С. 54–59.

  2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2001. – С. 624.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

  4. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение, как психологическая проблема. - 1988. - №2 — с.19.

  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев: Наука думка, 1988. – 114 с.

  6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников, - М.: Педагогика, 1979. – 158 с.

  7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие/Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.:Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

  8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.

  9. Климов Е.А. Путь в профессии/ Е.А Климов. Л., 1974.

  10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

  11. Кулаков, С.А. На приёме у психолога – подросток / С.А. Кулаков. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2001. – 350 с.

  12. ПряжниковН.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы).- М.:ВАКО, 2006.

  13. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. - №6

  14. Эльконин Д. Б. Психологическое развитее в детских возрастах.-М.-Воронеж, 1995.

Просмотров работы: 2531