ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЦП - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЦП

Тасуева М.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на объединение и согласование их усилий с целью достижения общего результата и налаживания отношений. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для полноценного общения необходимо наличие хотя бы двух человек, каждый из которых будет выступать именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Само понятие коммуникации связывают с информационным обменом, который существует между людьми в процессе общения и совместной деятельности. Коммуникация – это процесс и акт установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла воспринимаемой и передаваемой информации. Действия, целью которого выступает смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главная задача межличностной коммуникации – это достижение социальной общности. Коммуникацию рассматривают как социальный процесс, который связан либо с общением, обменом сведениями, мыслями, идеями, либо с передачей информации от одного источника к другому с помощью знаковых систем. Функция коммуникации выражается в принятии и передаче информации. Эта функция имеет важное значение в межличностных отношениях, т.к. информационный процесс в современном мире определяет значительную часть жизни человека. Передача и прием любого содержания возможна лишь с помощью знаков, точнее, систем знаков. Выделяют несколько знаковых систем, использующих в процессе коммуникации. Существует вербальная и невербальная коммуникация, которая использует разные системы знаков.

Вербальную коммуникацию используют в качестве системы знаков человеческую речь, являющийся естественным звуковым языком, т.е. системой фонетических знаков, которая включает два принципа: синтаксический и лексический. Речь – это самый универсальный способ коммуникации, т.к. при передаче информации с помощью речи меньше всего можно потерять смысл содержания. Только этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками процесса коммуникации.

Невербальная коммуникация имеет следующие основные знаковые системы [1]:

1) пара- и экстралингвистическую;

2) оптико-кинетическую;

3) организацию времени и пространства коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: замещение речи, дополнение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Пара- и экстралингвистическая система знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, т.е. диапазон голоса, его качество и тональность. Экстралингвистическая система – это включение в речь вкраплений, других пауз (плач, покашливание, сам темп речи, смех и т.д.). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а около речевыми приёмами.

В оптико-кинетическую систему знаков входят мимика, жесты, пантомимика. В общем оптико-кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики разной части тела.

Организация времени и пространства процесса коммуникации представляет собой также особую систему, которая несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Осуществляется общение за счет абсолютно разнообразных способов.

Отмечают три основных категории способов общения:

  1. мимично-экспрессивные способы общения (мимика, взгляд, жесты, выразительные вокализации);

  2. действенно-предметные способы общения (предметные и локомоторные движения, позы, которые используют для цели общения, удаления, приближения, вручения предметов, притягивание к себе и протягивание взрослому различных предметов, отталкивание от себя постороннего человека, позы, которые выражают протест, желание отвертеться от общения с взрослым или, наоборот, стремление приблизиться к нему, быть взятым на руки);

  3. речевые средства общения (вопросы, высказывания, реплики, ответы). Все эти категории способов общения появляются у ребенка в определенном порядке, который мы перечислили, и составляют основные коммуникативные операции в школьном возрасте.

Плач детей с ДЦП в младенческом возрасте существенно отличается от плача здоровых детей. Характер плача детей, его тональность, выразительность, сила, интонационная окраска, ритм и продолжительность, позволяют установить характер нарушения. Обычно, плач больного ребенка монотонный, затухающий, аритмичный, фрагментарно однотипный, быстро прерывающийся.

Как основное средство общения, речь развивается за счет движений и непосредственно в социальном взаимодействии, и основа ее формируется еще в первые годы жизни ребенка. Когда ребенок с ДЦП имеет отклонения сенсомоторной сферы, управлением за жестами и мимикой своего лица, кинестетическим восприятием, контролем за дыханием и передвижением, артикуляцией, звукопроизношением, то исчезает возможность самостоятельной реализации себя в окружающем мире. Все это непосредственно влияет на развитие его коммуникативной деятельности и психического развития в целом.

У ребенка с детским церебральным параличом функция общения формируется неравномерно, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Наиболее развитыми при ДЦП в 2-3 года оказываются формы, мотивы и потребности общения. Последним оказывается средство общения. Нарушение координации движений и артикуляции неблагоприятно воздействуют на процесс общения с взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность в выражении собственного эмоционального состояния [3].

Дети с ДЦП в возрасте первых трех лет жизни в отличие от здоровых сверстников ведут себя весьма пассивно и не проявляют никакого желания сотрудничать с взрослыми. У них нет стремления к общению, не проявляют собственной инициативы, однако при настойчивой поддержке и побуждении устанавливают контакты. Часто ищут внимания и поддержки со стороны взрослых при обращении к ним, обмениваются впечатлениями. Мимическо-экспрессивную речь используют крайне редко, в отличие от своих здоровых сверстников, чаще пользуются жестами [4].

Для того, чтобы дети с ДЦП приняли участие в процессе общения необходимо побуждение со стороны взрослого. Действия детей с предметами и игрушками единоличны, они редко проявляют желание подражать взрослым или действовать совместно с ним. Игрушка или новое какое-нибудь занятие интересуют ребенка больше, нежели общение с взрослым, они не обращают на них (взрослых) внимание. Нет активного стремления разделять игры с партнерами или желания обратиться к ним.

В 2-3 года у детей с ДЦП речь крайне редкое явление. Оживленный взгляд, мимично-экспрессивные средства коммуникации, спонтанные двигательные реакции являются кратковременными, маловыразительными, монотонными и появляются не сразу. В общении такие дети предпочитают жесты, нежели речь. Жесты сопровождаются резкими гримасами и мимикой подчеркнуто восклицательного характера, тем самым выражая свои эмоции. Контакт с взрослым возникает только по его поддержке и инициативе. Плохо проявляется желание и эмоциональное состояние делиться ощущениями и впечатлениями.

Следовательно, у детей с детским церебральным параличом в первые три года развиваются те же формы и мотивы общения, что и у нормальных сверстников. Тем не менее потребность общения не ярко выражается. Это имеет объяснение как естественная гиперопека взрослых к больным детям, так и слабость познавательной активности детей, которая обуславливается социальной изоляцией и сенсомоторной недостаточностью в домашних условиях. Общение отстает также из-за недостаточной активности ребенка с церебральным параличом, из-за недостаточного развития функций, которые включают моторные компоненты.

Дети с ДЦП в школьном и дошкольном возрасте еще более не многословны, и ответы их не богаты разнообразием.

Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:

- связанные с нарушением движений;

- связанные с нарушением мозга;

- из-за социально-эмоциональных проблем;

- из-за длительной госпитализации;

- в связи с физическим дефектом.

Нарушение работы мышц горла и гортани, дыхания, артикуляторных мышц плохо влияют на формирование лепета и гуления в доречевой период, плача. Отсутствие коммуникативного опыта, а также ослабленная когнитивная деятельность – это основные факторы, которые влияют на формирование коммуникативных умений и навыков.

Ребенок в ходе попыток начать разговор испытывает различные сложности. Кроме этого, ему сложно устанавливать контакты, т.к. часто его движения, взгляды и слова понимаются неверно. После таких маленьких неудач у детей с церебральным параличом отпадает желание вновь идти на контакт.

Нарушения движений влияют также и на невербальную коммуникацию. Если ребенок не в состоянии делать понятные знаки и жесты, то передача информации усложняется. Навык невербального общения разовьется в том случае, когда данные попытки встретят с пониманием.

Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л.С. Выготским [2]. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при ДЦП становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., Просвещение, 1989

  2. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

  3. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, с. 15 – 19

  4. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. — 240 с.

Просмотров работы: 3717