ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ

Хилькевич Л.В. 1, Мартынова Т.А. 1
1Кубанский государственный технологический универстит
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в периоды экономических и финансовых кризисов, финансовые результаты предприятия являются основным показателем успешной экономической деятельности, поэтому прогнозный анализ финансовых результатов предприятия является базой принятия решений по развитию и совершенствованию функционирования предприятия.

Актуальность темы связана с возросшей ролью стратегии развития организации и ее разработки в сложившихся экономических условиях, важным направлением которой является прогнозирование возможных итоговых показателей деятельности, а именно прогнозный анализ финансовых результатов с целью выявления и предотвращения возможных отрицательных результатов деятельности организации в целом.

Главной целью данной работы является прогнозный анализ финансовых результатов деятельности организации в целях принятия на его основании обоснованных стратегических управленческих решений.

Экономическим субъектом исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Интерэкс», находящаяся по адресу г. Краснодар ул. Лузана д. 6, основным видом деятельности, которой является оптово-розничная торговля автозапчастями и запчастями для сельскохозяйственной техники.

Методологической основой написания данной работы являются такие общенаучные методы и приемы как, анализ и синтез, методы группировки, сравнения, аналитический метод и др. Также были использованы законодательные и нормативные акты органов государственной власти, справочные системы, литературные издания и достижения современной науки и практики бухгалтерского учёта и анализа и другие.

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку стратегических управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела, а также результаты деятельности организации в целом. Одной из важнейших частей разработки управленческого решения является прогнозирование.

Прогнозирование – это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение – это проекция в будущее, а будущее – содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Отсюда следует, что прогнозирование финансовых результатов должно занимать ключевое место в разработке стратегии развития организации для принятия наиболее эффективных и обоснованных управленческих решений [1, 281].

Целью прогнозного анализа финансовых результатов является оценка будущего финансово-экономического состояния предприятия с учетом выявленных тенденций, а также экспертных оценок возможного изменения исходных показателей.

Источники информации для прогнозного анализа финансовых результатов: бизнес-планы; формы государственного статистического наблюдения: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»; форма бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах», Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; данные регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль» и др.; другие источники информации [2, 129-136].

Следует отметить, что прогнозный анализ финансовых результатов деятельности организации используется в контексте принятия стратегических решений, которые, несомненно, должны быть обоснованы расчётами прогнозных финансовых показателей, показывающих результаты, достигаемые при реализации стратегии.

Итак, значимость прогнозного анализа финансовых результатов, в первую очередь, заключается в том, что прогнозирование необходимо руководству организации, как инструмент, с помощью которого могут быть оценены альтернативные стратегии будущего развития организации.

Финансовые результаты деятельности организации торговли как объект прогнозирования

Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования [3, 109].

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной для целей бухгалтерского и управленческого учета, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль.

Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о финансовых результатах как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Экономическая прибыль традиционно базируются на двух основных концепциях: концепция сохранения капитала и концепция эффективности или наращения капитала.

Согласно первой концепции финансовый результат (прибыль) есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия и является результатом улучшения благосостояния фирмы.

Согласно второй концепции прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль, согласно данной концепции, является результатом корректного разнесения выручки и расходов по соответствующим отчетным периодам, а большинство не денежных активов и пассивов являются результатом такого разнесения [3, 311].

Для управления стратегическими решениями берется финансовый результат, полученный предприятием исходя из данных бухгалтерского учета (рисунок 1), так как он представлен бухгалтерской прибылью, о которой мы упоминали выше, и именно она показывает рост или же снижение благосостояния фирмы, что является ключевым показателем в разработке стратегии развития организации.

Выручка (без НДС, акцизов) от продажи продукции, работ, услуг

Производственная себестоимость (в части переменных расходов) проданной продукции, работ, услуг

=

Валовая прибыль

(маржинальная)

от продаж

         

Валовая (маржинальная)

прибыль

Управленческие

коммерческие расходы

=

Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг

         

Финансовый результат

от продажи продукции,

работ, услуг

+

Сальдо прочих доходов

и расходов

=

Прибыль до налогообложения

         

Прибыль до

налогообложения

Налог на прибыль (с учетом отложенных налоговых активов и обязательств) и иные обязательные платежи

=

Чистая прибыль

         

Чистая прибыль

Распределенная чистая

прибыль

=

Капитализированная (нераспределенная)

прибыль

Рисунок 1 – Модель формирования финансовых результатов [2, 129]

В бухгалтерском учете порядок формирования финансового результата осуществляется в соответствии со статьями гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и некоторыми положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации») [4].

Прежде всего, это – результат от обычных видов деятельности, или прибыль от продаж, который выявляется на счете 90 «Продажи».

Второй составляющей финансового результата является сальдо прочих доходов и расходов, выявляемое на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Прочие доходы учитываются в течение года по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», а прочие расходы – по дебету указанного счета, субсчет «Прочие расходы». По итогам отчетного периода определяется сальдо прочих доходов или расходов, которое с помощью одноименного субсчета к счету 91 переносится на счет 99.

Таким образом, по окончании отчетного периода на счете 99 собираются финансовые результаты от основной деятельности, сальдо прочих доходов или расходов.

Методика прогнозного анализа финансовых результатов

Единого универсального метода прогнозирования финансовых результатов не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному объекту исследования [5, 283].

Прогнозный анализ финансовых результатов торговой организации основывается на методе ситуационного анализа и прогнозирования и включает расчеты прогнозного отчета о финансовых результатах. Расчету показателей прогнозного отчета о финансовых результатах предшествуют вспомогательные расчеты, которые включают прогнозные расчеты выручки, себестоимости продаж и затрат в разрезе их элементов.

Существующие формализованные методы прогнозирования можно свести к двум группам: методы экстраполяции выявленных тенденций и методы математического моделирования. Группа методов экстраполяции включает в себя: статическую, динамическую экстраполяцию, экстраполяцию параметров и функции объекта, экстраполяцию системных и структурных характеристик и т.п. [6, 127].

Суть методов экстраполяции заключается в определении тенденций развития показателей объекта в прошлом и распространении этих тенденций на будущее. При этом динамическая задача экстраполяционного прогнозирования предполагает наличие ретроспективного динамического ряда и трансформацию его закономерностей на будущий период.

Достоинством применения методов эконометрики, в особенности множественной регрессии в прогнозировании финансовых результатов является возможность построить модель с большим числом факторов, определив при этом влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый показатель. В форме математического выражения выявленная зависимость представляет общий вид модели – тренд и имеет вид

у = ао + а1 t (1)

где у – показатель чистой прибыли;

t – фактор времени;

ао, а1 – параметры модели.

Для представления тренда в виде конкретного выражения рассчитываются его параметры, используя метод наименьших квадратов. Суть метода заключается в построении и решении системы нормальных уравнений

уt=n а0 1 t

у1 t =а0 t+а1 t2 (2)

где уt – фактическое значение признака;

n – количество элементов временного ряда.

Группа методов математического моделирования включает в себя: математико-статистические методы изучения связей, эконометрические методы, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решений.

В прогнозировании также применяются такие методы как вертикальный и горизонтальный трендовый анализ.Горизонтальный трендовый анализ заключается в пост­роении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются показателями динамики. Вер­тикальный трендовый анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Обязательным элементом анализа явля­ются динамические ряды этих величин, посредством кото­рых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия. В процессе трендового анализа строится гра­фик возможного развития организации, определяется сред­негодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное зна­чение каждого показателя. Это самый простой способ фи­нансового прогнозирования [8, с. 211].

Таким образом, различные методы прогнозирования финансовых результатов организации торговли помогают определить стратегические цели компании, которые представляют собой описание в формализованном виде желаемых показателей ее конечной финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.

Прогнозирование финансовых результатов деятельности организации торговли на примере ООО «Интерэкс»

Общество с ограниченной ответственностью «Интерэкс» создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», зарегистрировано 18 октября 2000 года. Регистратор – Инспекция МНС России №1 по г. Краснодару. Место нахождения (юридический адрес) Общества: Россия 350051, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Лузана, д. 6, контактный телефон (861) 224-52-21, (861) 210-34-51.

Направление деятельности компании – автомагазины, СТО. Категории: автозапчасти, спецавтотехника, запчасти для спецавтотехники, запчасти к сельхозтехнике.

Экономическое состояние предприятия ООО «Интерэкс» характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов организации и всю производственно-хозяйственную деятельность организации. Рассмотрев основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Интерэкс» за 2012 – 2014 гг. в таблице 14 (Приложение А), проведем их горизонтальный и вертикальный анализ.

Так, по представленным показателям можно сделать вывод, что за период 2012 – 2014 гг. наблюдалось изменение объема выручки от реализации, а именно в 2014 г. по сравнению с 2012 г. в сторону уменьшения на 59 тыс.руб, а в 2013 г. наблюдалось резкое увеличение выручки с 2000 тыс.руб до 3439 тыс.руб, или на 71,9 %, по сравнению с 2014 г. Данное изменение объясняется тем, что в 2014 году предприятие привлекло новых покупателей, расширило свою клиентскую базу, а также заняла большую нишу на рынке для сбыта своей продукции. Чистая прибыль ООО «Интерэкс» за 2014 год составила 123 тыс.руб по сравнению с 13 тыс.руб годом ранее, что на 110 тыс.руб, или на 846,1 % больше. Также наблюдалось изменение таких показателей как прибыль до налогообложения и прибыль от продаж в сторону увеличения, а именно в 2014 году их значение достигло 154 тыс.руб и 173 тыс.руб соответственно, что значительно превышает значения 2013 года – 16 тыс.руб и 30 тыс.руб.

Объем продаж организации за отчетный период увеличился на 71,9 % до 3439 тыс.руб с 2000 тыс.руб годом ранее, что также демонстрирует более эффективную работу сотрудников организации в области увеличения продаж. В связи с этим себестоимость продукции в 2014 г. также увеличилась на 85 %, или на 185 тыс.руб в сравнении с 1489 тыс.руб за аналогичный период 2013 года.

Далее необходимо провести анализ баланса. Общая структура баланса характеризуется соотношением оборотных и внеоборотных активов, на значение которого в большей степени влияют специфические факторы ведения хозяйственной деятельности: отраслевая принадлежность, масштабы деятельности, инфраструктура хозяйственных операций, особенности расчетных взаимоотношений с покупателями и поставщиками.

Проанализируем имущество, находящееся в распоряжении организации, выделим в составе имущества оборотные и внеоборотные активы в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Анализ состава и структуры имущества ООО «Интерэкс»

Наименование

показателя

31.12.2012 г.

31.12.2013 г.

31.12.2014 г.

Отклонение

2014 г.

от

2012 г.

Темп роста 2014 г.

к 2012 г., %

тыс.

руб

уд.

вес,

%

тыс.

руб

уд.

вес,

%

тыс.

руб

уд.

вес,

%

   

Всего имущества

в том числе:

770

100

854

100

1353

100

583

175,71

а) внеоборотные активы

б) оборотные средства, из них:

770

100

854

100

1353

100

583

175,71

- запасы

561

72,86

682

79,86

925

68,37

364

164,88

-налог на добавленную стоимость

21

1,55

-денежные средства

11

1,43

9

1,05

20

1,48

9

181,82

-дебиторская задолженность

198

25,71

163

19,09

387

28,60

189

195,45

Рассматривая представленные в таблице 1 показатели, можно отметить, что общая стоимость имущества организации возросла на 583 тыс. руб, или на 75,71 %.

Рост стоимости оборотных средств в отчетном году до 1353 тыс. руб, связан, главным образом, с резким ростом запасов в 2014 г. по сравнению с 2012 г. на 364 тыс. руб, или на 64,88 %, а также с увеличением дебиторской задолженности на 189 тыс. руб, или на 95,45 %. При этом нельзя не отметить значительное увеличение денежных средств в отчетном году по сравнению с базовым на 9 тыс. руб, или на 81,82 %, что также оказало положительное влияние на структуру и динамику оборотных средств, а в итоге на общее увеличение стоимости имущества предприятия. Рассмотрим источники формирования имущества ООО «Интерэкс» в таблице 2.

Благодаря тому, что собственный капитал организации увеличился на 75 тыс. руб, или на 129,31 % его удельный вес в общем объеме также продемонстрировал резкое увеличение в отчетном году по сравнению с предыдущими, данное изменение оказало положительное влияние на динамику всего имущества организации.

Т а б л и ц а 2 – Анализ источников формирования имущества ООО «Интерэкс»

Наименование

показателя

31.12.2012 г.

31.12.2013 г.

31.12.2014 г.

Отклонение

2014 г.

от

2012 г.

Темп роста 2014 г.

к

2012 г., %

тыс.

руб

уд.

вес,

%

тыс.

руб

уд.

вес,

%

тыс.

руб

уд.

вес,

%

Всего источников

в том числе:

770

100

854

100

1353

100

583

175,71

а) капитал и резервы

из них:

58

7,53

23

2,69

133

9,83

75

229,31

- уставный капитал

10

1,17

10

0,74

- нераспределенная прибыль

58

7,53

13

2,69

123

9,09

65

212,07

б) долгосрочные обязательства

в) краткосрочные обязательства

из них:

712

92,5

831

97,3

1 220

90,17

508

171,35

- кредиторская задолженность

712

92,5

831

97,3

1 220

90,17

508

171,35

В течение трех анализируемых лет удельный вес краткосрочных обязательств значительно изменялся и в 2014 г. составил 71,35 %. Это произошло благодаря тому, что резко увеличилась кредиторская задолженность с 712 тыс. руб до 1220 тыс. руб.

Представленные экономические показатели компании ООО «Интерэкс» за последние 3 года показывают, что ей необходимо разработать правильную стратегию улучшения представленных выше показателей, что обеспечит их рост в 2015 году и дальнейшее наращивание валовой прибыли.

Прогнозирование выручки от продаж методом факторного анализа

При прогнозировании выручки от продаж учитывается влияние двух факторов – роста объема реализации и изменения цен на товары. Для определения прогнозной величины выручки от продаж ООО «Интерэкс» следует провести факторный анализ. Исходными данными для анализа является следующая информация:

1) темп инфляции за отчетный год или индекс роста цен на реализуемую продукцию, который по данным Росстата составил 109,5 %;

2) выручка и прибыль от продаж за отчетный и предыдущий период ООО «Интерэкс» из отчета о финансовых результатах;

3) расходы в разрезе элементов затрат.

Т а б л и ц а 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от

продаж (в числе факторов – элементы расходов)

Показатель

Сумма, тыс.руб

     

Ресурсоемкость и маржа

 

Изменение ресурсоемкости и маржи

 

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

 

Предыдущий год

Отчетный год

 

1. Выручка от продаж

2000

3439

1439

 

4. Управленческие расходы

481

511

30

 

0,241

0,148

-0,093

2. Затраты на оплату труда

189

113

-76

 

0,094

0,033

-0,061

3. Прочие расходы

14

19

5

 

0,007

0,006

-0,001

5. Прибыль от продаж

30

173

143

 

0,015

0,050

0,035

Итак, рассчитаем показатели, показывающие влияние на изменение прибыли от продаж всех представленных выше факторов, в таблице 4.

Т а б л и ц а 4 – Факторный анализ выручки от продаж ООО «Интерэкс»

Показатели

Алгоритм расчета

Результат расчета, тыс. руб

1. Выручка отчетного года в сопоставимых ценах

Всо = Во / Iц

Всо = 3439 / 1,095 = 3140

2. Прирост выручки за счет изменения объема продаж

Воб = Всо – Вп

Воб = 3140 – 2000 = 1140

3. Прирост выручки за счет изменения цен

Вп = Во – Всо

Вп = 3439 – 3140 = 299

4. Удельный вес прибыли отчетного и предыдущего годов в выручке

М = П / В

Мо = 173 / 3439 = 0,05

Мп = 30 / 2000 = 0,015

5. Ресурсоемкость предыдущего и отчетного года в разрезе элементов затрат

РЕ = З / В

РЕ= РЕо – РЕп

РЕо = 511 + 113 + 19 = 643

РЕп = 481 + 189 + 14 = 684

РЕ= 643 – 684 = -41

6. Прирост прибыли от изменения объема продаж

По = Во * Мп

По = 1439 * 0,015 = 21,6

7. Прирост прибыли от изменения цен

Пц = Вц * Мп

Пц = 299 * 0,015 = 4,485

8. Прирост прибыли за счет ресурсоемкости

Прс = РЕ * Во

Прс = -41 * 3439 = -140999

9. Общее изменение прибыли

П = По + Пц + Прс

П = 21,6 + 4,485 – 140999 = 142,9

Следует выделить некоторые из факторов, оказывающие наиболее значимое воздействие на изменение данного показателя. Так, расчет прироста выручки за счет изменения объема реализации, а в нашем случае, именно увеличения, показал, что выручка в отчетном году увеличилась на 1140 тыс.руб, а прирост прибыли от изменения объема продаж составил 21,6 тыс.руб. Расчет прироста выручки за счет изменения цен также показал, что данный фактор является определяющим при формировании величины выручки организации, и ООО «Интерэкс» получило дополнительно 299 тыс.руб.

Следующим шагом является расчет прироста прибыли за счет ресурсоемкости. В нашем случае данный фактор оказал отрицательное воздействие на величину прибыли от продаж предыдущего года, так как затраты имели достаточно большой удельный вес в общем объеме выручки от продаж, а именно 34,2 %. Однако прослеживается положительная тенденция снижения общей суммы затрат ООО «Интерэкс» в отчетном году по сравнению с предыдущим, с 684 тыс.руб в 2013 г. до 643 тыс.руб в 2014 г, а именно с 34,2 % до 18,7 % в общем объеме полученной выручки. Что в итоге, по данным расчетов, привело к общему увеличению прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим на 143 тыс.руб.

Прогнозирование финансовых результатов методом наименьших квадратов

Рассмотрим метод наименьших квадратов, который позволит перейти к активному прогнозированию, при котором раскрывается механизм формирования того или иного показателя, возрастает возможность целевого управления теми или иными параметрами и факторами.

Для прогнозирования величины чистой прибыли ООО «Интерэкс» рассмотрим чистую прибыль, полученную предприятием за пять последовательных лет 2010 – 2014 гг. как временной ряд. Разработка прогнозов на базе одиночных временных рядов выполняется по отдельным этапам. Исходные данные, характеризующие тенденцию чистой прибыли за последние пять лет представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Исходные данные для прогнозирования показателя чистой прибыли

Год

Чистая прибыль, тыс.руб

2010

23

2011

34

2012

58

2013

13

2014

123

На первом этапе выявляется форма зависимости показателя от фактора времени. Для её нахождения применяется графический метод, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2 – Зависимость чистой прибыли от фактора времени

Установлена линейная зависимость показателя чистой прибыли от фактора времени t.

С учетом линейной формы модели и правил построения системы нормальных уравнений для решения системы необходимо выполнить вспомогательные расчеты по форме таблицы 6.

Таблица 6 – Вспомогательные расчеты для решения системы нормальных

уравнений

Год

Порядковый номер периода (t)

Показатель чистой прибыли, тыс.руб (уt)

Вспомогательные расчеты

t х уt

t2

Расчетное значение показателя, тыс.руб (y`t)

2010

1

23

23

1

14,4

2011

2

34

68

4

32,3

2012

3

58

174

9

50,2

2013

4

13

52

16

68,1

2014

5

123

615

25

86

Итого

15

251

932

55

251

С учетом полученных результатов в таблице 6 система нормальных уравнений будет представлена следующими конкретными выражениями:

251 = 5а0 + 15а1

932 = 15а0 + 55а1

Решение системы позволило получить следующие искомые параметры модели: а0 = -3,5, а1 = 17,9. Следовательно, модель будет представлена уравнением: y`t= -3,5 + 17,9t.

Сумма расчетных значений показателя чистой прибыли равна сумме исходных значений, следовательно, можно сделать ввод, что на этом этапе расчеты выполнены верно.

На следующем этапе происходит оценка модели по форме, оценивается, насколько точно модель аппроксимирует положение точек на координатном поле. Подобная оценка выполняется с помощью критерия Фишера. В таблице 7 выполнены вспомогательные расчеты по определению искомого критерия.

Таблица 7 – Вспомогательные расчеты по определению критерия Фишера

Показатель чистой прибыли, тыс.руб

t)

Расчетное значение показателя, тыс.руб

(y`t)

Среднее значение признака

(Yср)

Отклонение фактического значения от расчетного

t– у`t)

Отклонение расчетного значения от среднего

(у`t– Y)

Квадратное отклонение фактического значения от расчетного

Квадратное отклонение расчетного значения от среднего

23

14,4

50,2

8,6

-35,8

73,96

1281,64

34

32,3

50,2

1,7

-17,9

2,89

320,41

58

50,2

50,2

7,8

0

60,84

0

13

68,1

50,2

-55,1

17,9

3036,01

320,41

123

86

50,2

37

35,8

1369

1281,64

Итого

х

х

х

х

4542,7

3204,1

С использованием данных таблицы 7 рассчитаем факториальную и остаточную дисперсии по формулам

Dt2 = (у`t– Y) 2 : (N – 1) (1)

Dост 2 = (уt– у`t) 2 : (n – N) (2)

где Dt – факториальная дисперсия;

Yср – среднее значение признака;

N – количество параметров модели;

Dост – остаточная дисперсия.

Факториальная и остаточная дисперсии составят соответственно:

Dt2 = 3204,1 : (2 – 1) = 3204,1;

Dост 2 = 4542,7 : (5 – 2) = 1514,23.

Далее рассчитаем критерий Фишера по формуле

Fр = Dt2 : Dост 2 (3)

Определим расчетное значение критерия Фишера:

Fр = 3204,1 : 1514,23 = 2,12.

Табличное значение критерия Фишера с уровнем вероятности 0,99 равно 0,115. Расчетное значение критерия больше табличного, следовательно, модель по форме выбрана правильно, функция обеспечивает необходимую точность аппроксимации.

На следующем этапе оценивается статистическая значимость параметров выбранной модели. Рассчитаем случайные ошибки отдельно по каждому параметру по формулам

m (ао) = Dост х (4)

m (а1) = (5)

где m– случайная ошибка.

Для расчетов необходимо определить значение остаточного среднеквадратического отклонения по формуле

Dост = (6)

Рассчитаем значение остаточного среднеквадратического отклонения:

Dост = = 38,91.

Определим по формулам (2.6) и (2.7) случайные ошибки для каждого параметра:

m (ао) = 38,91 х= 1,05;

m (а1) = = 12,31.

По приведенным ниже формулам определим расчетное значение критерия Стьюдента

tр ао = (7)

tр а1 = (8)

где tр – расчетное значение критерия Стьюдента.

С использование формул (2.7) и (2.8) определяем значение критерия Стьюдента:

tр ао = = 3,33;

tр а1 = = 1,45.

Табличное значение критерия Стьюдента при уровне доверительной вероятности 0,8 равно 0,55. Расчетные значения больше табличных, следовательно, тенденция, отражаемая моделью, в пределах допустимой точности соответствует тенденции, сформировавшейся в рамках представительной выборки.

Рассчитаем доверительные интервалы для индивидуальных значений признака по формуле

t` = tт х Dост х (9)

где tт – табличное значение критерия Стьюдента.

Экстремальные значения признака рассчитаем с упреждением на один год, на момент времени t = 5+1. Для этого определим на указанный момент времени tс и t2 , значения будут равны 3,5 и 91 соответственно:

t`8 = 0,55 х 38,91 х = 1,24

Определим максимально и минимально возможные значения показателя чистой прибыли:

y8`min = - 3,5 + 17,9 х 6 – 1,24 = 102,66 тыс.руб;

y8`max = - 3,5 + 17,9 х 6 + 1,24 = 105,14 тыс.руб.

Наиболее вероятное значение показателя чистой прибыли составит:

y8`= - 3,5 + 17,9 х 6 = 103,9 тыс. руб.

Таким образом, можно с высокой вероятностью утверждать, что прогнозное значение чистой прибыли ООО «Интерэкс» на 2015 г. будет в интервале от 102,66 тыс.руб до 105,14 тыс.руб. Максимальная граница интервала на 2,4 % превышает минимальную границу. Наиболее вероятный уровень чистой прибыли ООО «Интерэкс» составляет 103,9 тыс.руб.

По сравнению с уровнем чистой прибыли, сложившемся в конце отчетного периода, по результатам поведенных выше расчетов, показатель чистой прибыли может снизится на 19,1 тыс.руб, или на 15,5 %. Следовательно, предприятию необходимо предотвратить вариант получения достаточно низкого финансового результата, на наш взгляд, это достижимо посредством разработки эффективной стратегии деятельности, основные направления которой будут рассмотрены в следующей главе.

Прогнозирование финансовых результатов методом горизонтального и вертикального трендового анализа

Для прогнозирования финансового результата используем трендовый анализ показателей отчета о финансовых результатах. Рассчитаем индексы показателей статей отчета за 2012 – 2014 гг. и усредним их. Индекс отражает относительное изменение показателей. При условии сохранения тенденций динамики доходов и расходов, сложившейся за три предыдущих года, рассчитаем прогнозное значение показателей на 2015 г.

Таблица 8 – Горизонтальный трендовый анализ доходов и расходов

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс роста 2013 г.

Индекс роста 2014 г.

Среднее значение индекса роста

Прогнозное значение

Выручка, тыс.руб

3498

2000

3439

0,57

1,72

1,14

3396,06

Себестоимость продаж, тыс.руб

2858

1489

2755

0,58

1,66

1,12

2651,41

Управленческие расходы, тыс.руб

551

481

511

0,87

1,06

0,96

493,76

Прочие расходы, тыс.руб

16

14

19

0,87

1,36

1,12

18,29

Текущий налог на прибыль (с учетом изменения отложенных налоговых активов и обязательств), тыс.руб

15

3

31

0,2

10,33

5,26

85,91

По прогнозным значениям доходов и расходов рассчитаем величину показателей прогнозной прибыли в таблице 9.

Таблица 9 – Расчет показателей прогнозной прибыли на 2015 г.

Показатели

Расчет

Прогнозное значение

Валовая прибыль, тыс.руб

3396,06 – 2651,41

744,65

Прибыль от продаж, тыс.руб

744,65 – 493,76

250,89

Прибыль до налогообложения, тыс.руб

250,89 – 18,29

232,6

Чистая прибыль, тыс.руб

232,6 – 85,91

146,69

Прогнозное значение чистой прибыли ООО «Интерэкс» на 2015 г., по результатам прогнозирования методом горизонтального трендового анализа, составляет 146,69 тыс.руб. По сравнению с уровнем чистой прибыли, сложившемся в конце прогнозного периода, показатель чистой прибыли должен повысится на 23,69 тыс.руб, или на 19,3 %. С использование рассчитанного ранее показателя выручки проведем прогнозирование путем вертикального трендового анализа показателей отчета о финансовых результатах за 2012 – 2014 гг.

Таблица 10 – Вертикальный трендовый анализ отчета о финансовых результатах

Показатели

Уд.вес,%

Индекс роста 2013г.

Индекс роста 2014г.

Среднее значение индекса

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Выручка

100,00

100,00

100,00

-

-

-

Себестоимость продаж

82,1

74,5

81,9

0,91

1,10

1,01

Управленческие расходы,

16,1

24,4

16,5

1,52

0,68

1,1

Прочие расходы

1,3

0,8

0,7

0,62

0,9

0,8

Текущий налог на прибыль (с учетом изменения отложенных налоговых активов и обязательств)

0,5

0,3

0,90

0,6

3

1,8

По полученному значению среднего индекса роста доходов и расходов, представленному в таблице 10 рассчитаем прогнозное значение финансовых результатов деятельности ООО «Интерэкс» и их прогнозную структуру (таблица 11).

Таблица 11 – Вертикальный трендовый анализ отчета о финансовых результатах

Показатели

Прогноз структуры, %

Прогнозное значение, тыс. руб

     

Выручка

100,00

3396,06

Себестоимость продаж

72,8

2391,01

Управленческие расходы

19,7

565,77

Прочие расходы

2,8

13,07

Текущий налог на прибыль (с учетом изменения отложенных налоговых активов и обязательств)

3,9

29,4

По прогнозным значениям доходов и расходов рассчитаем величину показателей прогнозной прибыли в таблице 12.

Таблица 12 – Расчет показателей прогнозной прибыли на 2015 г.

Показатели

Расчет

Прогнозное значение

Валовая прибыль, тыс.руб

3396,06 – 2391,01

1005,05

Прибыль от продаж, тыс.руб

1005,05 – 565,77

439,28

Прибыль до налогообложения, тыс.руб

439,28 – 13,07

426,21

Чистая прибыль, тыс.руб

426,21 – 29,4

396,81

Можно сделать вывод, что прогнозное значение чистой прибыли ООО «Интерэкс» на 2015 год по результатам прогнозирования методом вертикального трендового анализа составляет 396,81 тыс.руб. По сравнению с уровнем чистой прибыли, сложившемся в конце отчетного периода, показатель чистой прибыли должен значительно повысится, а именно на 273,81 тыс.руб, или 222,6 %. Возможное изменение значительно улучшит финансовое состояние организации в целом, а также откроет новые возможности расширения деятельности, посредством разработки и реализации управленческих решений, направленных на увеличение чистой прибыли организации.

Прогнозирование прибыли методом операционного рычага

Рассмотрим метод операционного рычага, который показывает насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %. Используем прогнозное значение выручки, чтобы спрогнозировать чистую прибыль через эффект операционного рычага

ЭОР = (ВР – Пер.з) : ПП (10)

где ЭОР – эффект операционного рычага;

Пер.з – переменные затраты, тыс.руб.

Эффект операционного рычага в пред прогнозном периоде составляет (3439 – 2755) : 173 = 3,95. По прогнозу выручка должна увеличиться на 0,11%, следовательно прибыль от продаж должна возрасти на 3,95 х 0,11% = 0,4 %, и составить, соответственно, 242,2 тыс.руб.

В расчете с использованием эффекта финансового рычага были получены прогнозные значения чистой прибыли, для выявления конечного финансового результата, предположим, что сальдо прочих доходов и расходов сохранит тенденцию изменения, сложившуюся в предшествующие три года и воспользуемся данными, рассчитанными в горизонтальном трендовом анализе. Результаты прогнозирования разными методами представлены в таблице 10.

Подводя итог, можно сделать вывод, что максимальную величину имеет прогнозное значение чистой прибыли, рассчитанное методом вертикального трендового анализа, оно составляет 439,28 тыс.руб. При горизонтальном трендовом анализе прогнозная чистая прибыль составила 250,89 тыс.руб, что на 188,39 тыс.руб меньше, чем прогноз методом вертикального трендового анализа, но на 78,69 тыс.руб больше чем результат, полученный при расчете через эффект операционного рычага, который составил 172,2 тыс.руб. Так при вертикальном методе прогнозирования показатель чистой прибыли на 42,89 % больше, чем при горизонтальном анализе, и на 155 % больше, чем при прогнозе через эффект операционного рычага.

Т а б л и ц а 13 – Результаты прогнозирования финансового результата разными методами

Показатель

Метод прогнозирования

По временным рядам

 

Горизонтальный трендовый

анализ

Эффект операционного рычага

Вертикальный трендовый анализ

Прибыль от продаж, тыс.руб

 

250,89

242,2

439,28

Прибыль до налогообложения, тыс.руб

 

232,6

215,6

426,21

Чистая прибыль, тыс.руб

от 102,66

до 105,14 наиболее вероятно 103,9

 

146,69

172,2

396,81

При прогнозе чистой прибыли по временным рядам ее наиболее вероятный уровень составил 103,9 тыс.руб, при сохранении тенденций изменения динамики доходов и расходов чистая прибыль составит 146,69 тыс.руб, при сохранении тенденций изменения структуры доходов и расходов в выручке, сложившейся за 2012 – 2014 гг., чистая прибыль составит 396,81 тыс.руб. В доверительный интервал прогноза по временным рядам не попадают значения, рассчитанные путем вертикального трендового анализа.

Максимальное прогнозное значение чистой прибыли получено при расчете методом вертикального трендового анализа – 396,81 тыс.руб, минимальное прогнозное значение – 103,9 тыс.руб, получено как наиболее вероятное значение при прогнозе по временным рядам. Прогнозное значение чистой прибыли, полученное методом горизонтального трендового анализа и с помощью эффекта операционного рычага составляет 146,69 тыс.руб и 172,2 тыс.руб соответственно. Минимальное прогнозное значение чистой прибыли на 281,9 % меньше максимально.

По результатам данного анализа организации ООО «Интерэкс» можно дать рекомендации, касаемо наиболее значимого фактора в торговых организациях – себестоимости продаж, так как ее снижение ведет к увеличению прибыли, а ее рост к снижению суммы прибыли, поэтому выбор поставщиков и условий поставок товаров оказывает большое влияние на себестоимость продаж. Следовательно, ООО «Интерэкс» следует пересмотреть варианты более выгодной закупки товаров, в целях снижения себестоимости продаж отчетного года с 2755 тыс.руб до прогнозного значения – 2651,41 тыс.руб, полученного методом горизонтального трендового анализа.

Рекомендации по увеличению финансовых результатов деятельности организации торговли

Прогнозный анализ финансовых результатов ООО «Интерэкс» с использованием различных методов показал, что прибыль организации имеет предрасположенность к увеличению при сохранении данных условий деятельности. Однако также существует вероятность отрицательного воздействия на финансовые результаты, которое могут оказать резкие темпы инфляции и экономические спады, поэтому организации необходимо разработать стратегию развития, в процессе следования которой будет обеспечено увеличение финансовых результатов деятельности в будущем.

В целом, по результатам проведенного прогнозного анализа финансовых результатов, следует отметить, что наиболее вероятными для организации торговли, на наш взгляд, являются прогнозные значения, полученные методом горизонтального трендового анализа, так как методика данного метода основана на расчете показателей, представленных фактическими данными отчета о финансовых результатах, а также полученные значения незначительно различаются с фактическими значениями отчетного года, однако они показывают возможное увеличение в 2015 году как чистой прибыли на 23,69 тыс.руб, так и прибыли от продаж на 77,89 тыс.руб, что обеспечит предприятию достаточно устойчивую положительную динамику получаемой прибыли в целом на ближайшие годы.

Проанализировав финансовые результаты организации ООО «Интерэкс», можно выделить следующие направления, на которые ее руководство должно обратить внимание при планировании стратегических управленческих решений.

Первое направление связано с таким показателем как ресурсоемкость, прирост которой, как показали проведенные нами расчеты, происходит быстрей, чем выручки, данное обстоятельно отрицательно отражается на финансовом результате организации.

Второе направление, которое позволит улучшить финансово-экономическую стабильность показателей и улучшить позиции в отрасли, это следование стратегии дифференциации имиджа, а именно, придание компании отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар как более качественный от предложений конкурентов; улучшение качества оказания услуг, т. е. создание более выгодного имиджа фирмы.

Также, для разработки наиболее эффективных управленческих решений на основе проведенного нами прогнозного анализа финансовых результатов целесообразно рассчитать показатели, которые помогут сделать вывод о состоянии организации на сегодняшний день, а именно: финансовые коэффициенты платежеспособности, показатели финансовой устойчивости, коэффициенты деловой активности и показатели, характеризующие прибыльность.

Следовательно, по результатам прогнозирования финансовых результатов данного торгового предприятия, целесообразно, на наш взгляд, предложить его руководству рассмотреть применение стратегии развития на ближайший год, направленной, прежде всего, на снижение себестоимости продаж, что возможно посредством установления прямых связей с покупателями товаров, сокращая тем самым число посредников и связанные с ними дополнительные затраты. Так как, по результатам проведенного нами исследования, было выявлено, что именно влияние такого фактора как себестоимость продаж, которая складывается из затрат на приобретение товаров, оказывает отрицательное воздействие на прирост прибыли от продаж последние годы. В связи с этим организации необходимо осуществить ряд мероприятий:

1) выбрать в качестве главной стратегической цели минимизацию себестоимости продаж, так как, во-первых, ООО «Интерэкс» необходимо предотвратить возможность получения отрицательных финансовых результатов деятельности организации, которые по прогнозу имеют место быть, если организация не замедлит рост себестоимости продаж, который, по данным отчета о финансовых результатах, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом составил 85 %, что на 14 % больше, чем рост выручки;

2) руководство компании должно знать, как текущая ситуация соотносится со стратегическими целями компании, следовательно, ООО «Интерэкс» необходимо регулярно контролировать достижение поставленных стратегических целей. Для контроля осуществления стратегии стратегические цели следует разбить на конкретные стратегические задачи, решить которые нужно в определенный период времени;

3) проводить периодический прогноз финансового результата деятельности организации на заданную перспективу, для этого рекомендуется использовать финансовую модель – документ, содержащий расчет финансовых показателей деятельности компании на основании данных о предполагаемых расходах и планируемом объеме выручки. Исходными данными в ней будут цели, прогнозы, планы текущей деятельности и развития компании. В настоящее время данный документ на предприятии ООО «Интерэкс» отсутствует, что обуславливает отсутствие механизма, который мог бы способствовать быстрой реакции организации на изменения внешней среды.

Прогнозный анализ финансовых результатов деятельности ООО «Интерэкс» показал, что предложенные рекомендации являются обоснованными и, именно они позволят улучшить финансовую ситуацию организации.

Библиографический список

1. Современный стратегический анализ: учебное пособие / П.В.Иванов [и др.]; под ред. П.В. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 г. – 589, [1] с.: ил. – (Высшее образование).

2. Мартынова Т.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – Изд. 2-ое, исправ. – Краснодар: Изд. «Советская Кубань», 2013. – 162 с.

3. Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 392 с.

4. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. – М.: Эксмо, 2010. – 704 с. – (Высшее экономические образование).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010 N 142н).

6. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 649 c.

7. Вернер К.В., Мартынова Т.А. Методы прогнозирования статей финансовой отчетности организации. В сборнике «Современное состояние экономики России: проблемы и перспективы» / Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. М.Б. Щепакина. – Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2011. – Том 1. – 185-188 с.

8. Коломыц Н.А., Мартынова Т.А. Современные подходы к формированию и анализу прогнозной финансовой отчетности. В сборнике «Экономическое развитие России на современном этапе» / Под ред. Д.э.н., проф. Щепакина М.Б. – Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2011. – Том 2. – 218-221 с.

9. Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник.– М.: Высшее образование, 2011. – 317 с.

10. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие – М.: ИНФРА–М, 2010. – 260 с.

23

Просмотров работы: 24137