АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по программе «Школа России»

Болотских Елена, студентка

Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»

Старый Оскол, Россия

The ANALYSIS of the ART TEXT AT LESSONS of LITERARY READING of the School of Russia program

Bolotskikh Elena, student,

Belgorod National Research University

StaryOskol, Russia

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.

Каждый урок литературного чтения по программе «Школа Росии» - это встреча с новым произведением, новым автором. Для того, чтобы эта встреча всегда осталась в памяти ребенка, важно создать на уроке такие условия, в которых ребенок захочет исследовать художественный текст, станет собеседником.

Современный первоклассник может свободно излагать свои мысли, делать попытки настоящего исследователя текста. В начальной школе школьник желает познать все вокруг, стремится задать множество различных вопросов, добраться до сути.

Освоение младшим школьником художественного произведения на уроках литературного чтения начинаеся при первичном восприятии текста - это этап начального самоопределения. Он сопровождается сильными эмоциями. Знакомство с произведением получает свое логическое продолжение на эапе анализа текста. Анализ предполагает изучение компонентов произведения и их связей. Существует несколько подходов к анализу литературного произведения: стилисический, проблемный анализ, анализ развиия действия, анализ художесвенных образов. Анализ текста в начальной школе не такой, как делают ученики старшей школы, и представляет собой, скорее, разбор, специально организованный учителем. Основная цель разбора - это понять главную авторскую идею.

По мнению М.Р. Львова самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части. Следующий эап работы с художественным текстом, состоящий в соединении первых представлений детей о замысле автора с результатами анализа - этап интерпретации.

Интерпретация (от лат. Interpretatio-посредничество) - «истолкование, объяснение смысла чего-либо; творческое раскрытие какого-либо художественного произведения». Работа над интерпретацией художественного текста строится с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, их читательских предпочтений и вкусов.

Использование приёмов интерпретации на уроках литературного чтения активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает интерес к предмету.

Например, при изучении сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница» по программе «Школа Росии» порядок вопросов строится следующем образом:

1. Прочитайте 1 и 2 части сказок. Ответь на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Найди описание болота, в котором жила лягушка. Раскройте характер лягушки.

2. Прочитайте 3 часть. Расскажите, какой способ передвижения придумала лягушка. Какие неудобства полета обнаружились во время путешествия?

3. Прочитай 4 часть. Почему путешественнице не удалось добраться до теплых краев? О чем она рассказала свои новым друзьям?

4. Найди в тексте отрывки о том, как появилось и росло в лягушке желание прославиться? Объясни, почему так печально кончилась удивительная история лягушки? Кто виноват в этом?

5. Выбери отрывок из текста, который можно прочитать по ролям, подготовь этот отрывок

6. Ответьте на вопросы: какие качества вам понравились в лягушке? какие высказывания лягушки не вызывают твоего одобрения? как автор относится к своей героине произведения? можно ли сказать, что люди обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для лягушки?

Сначала ученикам целесообразно предложить систему аналитических за­даний и вопросов, которая связана с по­ниманием того, какие события происхо­дят, кто является героем произведения, как он действует и т. д. Нужно не толь­ко воспроизвести действия героев, но и подумать над мотивами их поведения, составить элементарную характеристи­ку главной героини. Такие задания способны вызывать собственное эмоцио­нальное отношение к герою, что создает условия для чтения по ролям.

Далее анализ сказки перерастает в его интерпретацию: дети не только вы­ражают свое отношение к прочитанно­му, но и учатся смотреть как бы со сто­роны, глазами автора. Это изменяет и преображает весь материал повествова­ния: читатель охватывает единым взо­ром сюжет, познавательно-этический пласт произведения, его смысл.

Интерпретация текста по программе «Школа Росии» - это возмож­ность творческой активной работы, где учащиеся могут, не боясь, выдвигать неожиданные гипотезы, излагать соб­ственное видение изучаемого произведе­ния. К сожалению, до сих пор на уроках литературного чтения некоторые учите­ля неоправданно схематично подходят ко всем произведениям. Срабатывает дав­няя привычка все строить в зависимо­сти от плана. Следует помнить, что учи­тель и ученики не обязаны заранее иметь готовые решения и ответы на вопросы. Они должны формулировать собствен­ные мысли, постигать новый смысл ху­дожественного текста и слова.

Свойство интерпретации художе­ственного текста - открытость. Данное свойство является отражением как бес­конечной множественности смыслов тек­ста, так и того, что всякий художествен­ный текст принципиально неполон - нуж­дается в творческом прочтении и допол­нении со стороны читателя. Но не все интерпретации равноценны. Корректной будет та, которая основана на грамотно проведенном анализе художественного текста, когда все предлагаемые в ее рамках объяснения имеют причинно­следственную связь.

Важно, чтобы ученики не только освоили художественную идею изучае­мого произведения, но и осознали тот путь, по которому они пришли к цели. По­стоянное внимание учителя к тщатель­но продуманному анализу и наиболее пол­ной и верной интерпретации постепенно приведет к формированию языковой лич­ности, обладающей индивидуально-ав­торским стилем, личности, способной выразить собственные мысли, чувства в слове, отразив при этом неповтори­мость своего характера, внутреннего мира.

  1. Есин А. Б. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Б. Есин ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2003. С. 31.

  2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. М., 1994. С. 151—152.

  3. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. М., 2005. С. 26.

  4. Пахнова Т. М. Текст как основа созда­ния на уроке русского языка развивающей рече­вой среды / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. 2000. № 4. С. 11.

Просмотров работы: 1564