ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Попова О.С. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача по подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие фонематических процессов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10.2013 г. Мурманск) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача по подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие фонематических процессов.

Для исследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была использована методика исследования Волковой Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей». Методика включает в себя серии, направленные на исследование простых форм фонематического анализа, сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза. В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь в двух случаях:

  1. При непонимании смысла инструкции показывали образец выполнения.

  2. Повторяли задание, если дети его забывали.

Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи развитие простых форм фонематического анализа намного ниже, чем у детей с нормой развития. Наибольшую трудность составляет определение начальной гласной буквы в слове. Сложные формы фонематического анализа, у детей с нормой развития развиты на высоком или среднем уровне.

В группе с общим недоразвитием речи, даже тем детям, которые справляются с простыми формами звукового анализа, различают звуки в словах, вычленяют гласные из начала слова, непосильны более сложные формы звукового анализа. Трудности представляют определение начального согласного в слове, определение последовательности и количества звуков в слове.

Также в процессе обследования детей с ОНР были выявлены характерные ошибки:

– пропуски гласных фонем в словах различной структурной сложности;

– пропуски нескольких безударных гласных в словах типа мотоцикл (м-т-ц-к-л);

– пропуск безударной гласной в начале или середине слова типа холодильник (х-л-д-и-л-ь-н-и-к);

– пропуск безударной гласной в позиции после фрикативных согласных и аффрикат, например, автомобиль (а-в-т-м-б-и-л-ь);

– пропуск согласных фонем при их стечении в словах типа автомобиль (а-в-о-м-б-и-л-ь);

– пропуски целых слогов: велосипед (в-е-л-о-п-е-д);

– включение лишних фонем: холодильник (х-о-л-о-н-о-д-и-л-ь-н-и-к)

– перестановки фонем: пуговица (п-у-в-о-г-и-ц-а);

– перестановки слогов: пуговица(п-у-в-и-г-о-ц-а);

– сочетание пропусков фонем с добавлением лишних: автомобиль (а-в-н-о-б-и-л-ь);

– сочетание перестановок или пропусков фонем и слогов с добавлением лишних фонем: холодильник (х-о-д-о-м-н-и-к)

Таким образом, исследование анализа и синтеза выявило существенное недоразвитие этих операций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Это ярко проявилось как при анализе, так и при синтезе слов. У детей с общим недоразвитием речи значительно снижен фонематический слух. Огромную сложность представляют собой повторение близких по звучанию слогов и слов. Так же затруднение вызывает дифференциация сходные по звучанию, но разные по смыслу слова.

Развитие фонематических представлений значительно отстает от детей с нормой развития. В выполнение заданий на исследование фонематического синтеза у детей с ОНР наблюдается значительное количество ошибок. Эти дети не могут составить слова из звуков данных как в нарушенной, так и в правильной последовательности.

На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования были сделаны выводы о низком уровне развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Мы обнаружили, что по всем параметрам фонематических процессов дети с ОНР отстают от детей с нормальным развитием речи.

Дети с ОНР показали худший результат развития фонематического слуха, по сравнению с детьми без речевых нарушений. Для них составляет сложность повторение слогов, особенно близких по звуковому составу. Для некоторых детей затруднительным является различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу. Уровень фонематических представлений у детей с ОНР значительно ниже, уровня детей с нормальным развитием. Сложность заключается в выделение нужного звука в слове. Уровень фонематического анализа детей с ОНР также отстает от уровня фонематического анализа детей с нормой. Им сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове и крайне сложно определить количество звуков в слове, т.к. эти навыки требует специального обучения. Дети с ОНР менее успешны в выполнение заданий для исследования фонематического синтеза, чем дети с нормальным развитием. Для них составляет большую сложность составление слова из звуков, данных в правильной последовательности и, тем более, данных в нарушенной последовательности, т.к. эти навыки тоже требуют специального обучения. По слоговой структуре показатели детей с ОНР ниже показателей детей с нормой. Они опускают согласные, согласные в стечениях контура, слоги, им трудно произнести правильно предложения с многосложными словами.

Список используемой литературы:

  1. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприя­тия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2011 - 170 с.

  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2013

  3. Приказ Министерства науки и образования от 17. 10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»: [Электронный ресурс]. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 10.11.2015).

Просмотров работы: 1557