АНАЛИЗ ИМПОРТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ИМПОРТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Патрушева А.О. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Анализ импортной эффективности в условиях кризиса»

Патрушева Алёна Олеговна

4 курс, группа12-ЭБ-ЭК 8,

сот.тел. 8-918-18-92-001,

e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Мартынова Татьяна Алексеевна

профессор, канд. эк. наук,

заведующая кафедрой БУАиА,

8-988-955-41-07,

e-mail: m.students15gmail.com

Краснодар, Россия

Важной частью для многих организаций занимающихся внешнеэкономической деятельностью является оценка эффективности внешнеэкономической деятельности, в частности оценка эффективности импортных операций. Данная оценка позволяет поддержать рентабельность и конкурентоспособность организации.

Внешнеэкономическая деятеьность – это внешнеторговая, инвистиционная и иная деятельность, включая производсвенную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности [2].

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта.

Импортные операции – коммерческая деятеьность, связанная с покупкой и ввзом иностранных товаров в страну покупателем для дальнейшего использования или реализации на внутреннем рынке.

Импорт товаров – это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе [3].

Импорт может быть: по прямому внешнеторговому контракт, по договору поручения и по договору консигнации. Импорт товаров может быть отражен по разному в зависимости от выбранной формы расчетов с иностранными поставщиками, условий поставки, наличия посредников и т.д.

Фактическая себестоимость импортных товаров может включать следующие затраты: контрактная стоимость контракта; таможенные пошлины, сборы, невозмещаемые налоги; затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, в процессе таможенного оформления организация-импортер уплачивает таможенные платежи: ввозную таможенную пошлину; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию; таможенные сборы. Обязанность по уплате этих налогов возникает при импорте товаров с момента пересечения таможенной границы [4].

Согласно валютному законодательству на территории РФ за товары организации должны рассчитываться исключительно в рублях. В результате таких операций на валютные счета организации зачисляется иностранная валюта, образуется задолженность перед поставщиками и иностранных покупателей перед организацией. В связи с этим все операции бухгалтерский учет ведется в едином измерителе – национальной валюте. Исходя из пересчета одной валюты в другую может возникнуть курсовая разница [5].

Курсовая разница – разница между рублевой оценкой актива, стоимость которого выражена в иностранной валюте и рублевой оценке этого же актива на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетный период [6].

Анализом внешнеэкономической деятельности для компаний занимающихся импортом является оценка динамики объемов данных операций, колличественно измерить факторы, влияющие на изменение основных показателей, оценка импорта, как в целом, так и по отдельным контрактам, необходимо выявлять резервы эффективности импортных операций.

Основными задачами анализа импортных операций являются: оценка динамики импортных операций предприятия за отчетный предшествующий периоды; изучение уровня и качества выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами.

Основные методы оценки эффективности: анализ динамики и структуры импортных операций; оценка импорта отдельного товара; оценка рентабельности отдельного товара, оценка эффективности импорта товаров народного потребления.

Представим основные этапы анализа импортных операций и их содержание на основе изучения современной экономической литературы, затрагивающей вопросы анализа внешнеэкономической деятельности в целом и импорта товаров, в частности[3,4,5].

Эффективность импорта оценивается исходя из относительных показателей, один из них рентабельности импортного контракта:

Кп =ВД/ВСх100%; (1)

где Кп – коэффициент рентабельности исполнения импортного контракта по отношению к внешнеторговой себестоимости (коэффициент прибыльности); ВД – валовый доход по импорту; ВС- внешнеторговая себестоимость импортного товара.

Существуют иные подходы к сравнительной оценке эффективности импорта, рассчитан по затратам или с оценкой влияния цен:

Еи=Z/Zi; (2)

где Еи – эффективность импорта; Z – затраты, необходимые для производства или приобретения единицы аналогичного товара в России; Zi – затраты на импорт единицы товара.

Эконoмический cмысл пoказателя эффeктивности импoрта раccчитываемого пo фoрмуле 3 показывает скoлько рублeй выpучки пoлучает импoртер на кaждый pубль зaтрат, cвязанных с импoртом.

Еи= Цр.ип.и (3)

где, Еи - пoказатель экoномического эффeкта от импoрта прoдукции для сoбственного испoльзования, рyб., ЦП.И – цeна пoкупки (приoбретения) импoртного тoвара, включaющая всe рaсходы cвязанные c приoбретением тoвара на внeшнем рынкe, pуб., Цр.и – цeна рeализации импoртных тoваров зa вычeтом расхoдов, связaнных с рeализацией (рeклама, мaркетинг, трaнспорт и дpугие), pуб.

Нeобходимым услoвием эффeктивного импoрта являeтся сoотношение: Eи > 1 [6].

Информационная база для проведения анализа импортных операций организации являются достаточно специфической и трудно находимой, к ним относятся: данные оперативного бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41, 52, 60, 76, 90, 91), грузовые таможенные декларации, импортные контракты, внутренняя и внешняя финансовая отчетность фирмы (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), акты проверок внешнеэкономической деятельности предприятия органами валютного и таможенного контроля [7].

Любые изменения в стране затрагивают благосостояние населения, их уровня дохода, вкусовых предпочтений, планов на жизнь. В тяжелое время для страны жители России, а так же жителей присоединенного Крыма важным этапом жизни является благоустройство своего дома. Краснодарский край является крупным экономическим центром на Юге России, большинство жителей из соседних территорий, таких как, Крымская Республика, граждане города Симферополя, Ростова-на-Дону, съезжаются в край за необходимыми материалами. ООО «Атлас» является самой крупной компанией на Юге России по продаже керамической плитки, как российских, так и иностранных производителей стран ЕС (Италия, Испания, Португалия, Польша, Украина, Германия). Поэтому необходимо сделать анализ и решить несколько задач: определить объём импорта товаров ООО «Атлас»; распределение импорта по странам происхождения и отправления; проанализировать рейтинг торговых марок керамической плитки; предложить управленческие рекомендации по повышению эффективности импорта.

По данным различных источников емкость российского рынка керамической плитки в 2014 году составила примерно 500 млн. долларов США. Производство керамической плитки для внутренней облицовки стен в 2014 году составило 39,6 млн. куб.м; производство керамической плитки для полов – 19,1 млн. куб. м. Ведущими предприятиями в отрасли являются: ЗАО «Велор», ОАО «Волгоградский керамический завод», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Экспериментальный керамический завод». Наиболее крупным предприятием по производству керамической плитки является ЗАО «Велор» итальянской фирмы «Велко», производящее 8 млн. куб. метров плитки в год. Большая часть предприятий находится в Центральном регионе, здесь производится более 50% отечественной продукции керамической плитки [8].

В сегменте керамической плитки доля импорта оценивается примерно в 20%. Среди стран, экспортирующих керамическую плитку в Россию, наибольшая доля принадлежит Италии, Испании и Белоруссии [9].

В условиях резкого увеличения курсов иностранных валют (доллара США, евро) импортные поставки обходятся намного дороже, поэтому необходимо провести анализ и оценку ввоза товаров из заграницы, а также обосновать правильные управленческие решения на примере компании ООО «Атлас».

История компании начиналась с небольшого магазина строительных материалов «Tero», далее были построен торговый комплекс «Cvadra», первый на Юге России салон эксклюзивной сантехники и керамики Aga.

ООО «Атлас» вошел в наблюдение в 2013 году по форме № 8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности" (квартальная) компании присвоен номер 50440006. Компания ООО «Атлас» перевозит свои грузы через такие таможенные посты, как: Центральный и Западный Новороссийский таможенный пост; Краснодарский пост Прикубанского района. Организация имеет хорошие, длительные и доверительные связи с таможенным органом, как в г. Краснодаре, так и в г. Новороссийске. Условия поставки использует EXW, предполагает оплату с завода поставщика.

Основной вид деятельности является оптово-розничная торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.

Торговый комплекс Cvadra- крупнейший супермаркет отделочных материалов на Юге России, специализирующийся на продаже керамической плитки, керамического гранита, сантехники.

Сотрудничая с ведущими зарубежными и отечественными производителями, ТК «Cvadra» предлагает широкий ассортимент качественных товаров по доступным ценам. В наличии плитка и сантехника следующих брендов: CERAMICA SANT'AGOSTINO SPA, ФИРМА "CERRAD SP.Z.O.O", ФИРМА "APE CERAMICA SLU", COOPERATIVA CERAMICA D'IMOLA S.C., ФИРМА "HATZ SPAIN и т.д.

Для удобства клиентов имеется корпоративный web-портал, на котором можно увидеть весь предлагаемый компанией ассортимент продукции, оценить внешний вид керамических изделий и найти всю необходимую информацию о товарах.

С запуском web-портала значительно вырос и товарооборот. Увеличение объемов продаж повлекло за собой существенное расширение ассортимента.

Среди услуг предоставляемых супермаркетом своим розничным покупателям, наиболее востребованной является бесплатная, в пределах черты города, доставка, включающая в себя и поднятие товара на этаж.

Анализ динамики и структуры импорта товаров в ООО «Атлас»

На первом этапе анализа рассчитываются абсолютные и относительные показатели за год импортируемых товаров, определяются удельные веса товарных групп в общем объёме импортных операций.

Для полной характеристики динамики импортных операций на втором этапе объемы импорта товаров выражаются в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Рассчитываются базисные темпы роста, которые определяются отношением стоимости импортных товаров каждого следующего периода к первому году динамического ряда.

На третьем этапе определяется влияние на стоимость импортных товаров факторов физического объема поставок и контрактных цен по импортным операциям.

Динамика импортных цен зависит от изменения курсов иностранных валют и от умения специалистов предприятия использовать конъюнктуру рынка, что определяется оптимальностью размера предлагаемой партии товаров, получением наиболее выгодных условий поставки товаров.

Данные объёма закупок импортных товаров в ООО «Атлас-НТС», данные представлены в таблице 5.

Т а б л и ц а 5 – Объем закупок товаров за 2012-2014 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение

2014 г. от 2013 г.

Темп роста

2014 г.к 2013 г., %

Сумма, тыс. руб

Уд. вес,

%

Сумма, тыс. руб

Уд.

вес, %

Сумма, тыс. руб

Уд.

вес, %

Стоимость закупочного товара, тыс. руб

в том числе:

1887642

100

2582095

100

2534041

100

-48 054

136,8

по импорту

15765589

83,6

1930890,7

74,78

1728469,3

68

-202421,27

89,5

российские поставки

311083,4

16,5

651204,4

25,22

805 571,6

31

154367,24

123,7

Высокую долю продукции занимает импорт товаров в 2012 г. он составляет более 80 %, в отчетном году более 68 %, произошло значительное уменьшение импортируемых товаров за отчётный период. В 2012 г. на импорт приходилось 1576558,6 тыс. руб, а в 2013 г. 1930890,64 тыс. руб, что на 10 % больше, чем в отчетном году.

Данные изменения свидетельствуют о том, что компания ООО «Атлас» имеет большое количество контрактов с поставщиками, а также закупает продукцию у давно зарекомендовавших иностранных компаний. В отчетном 2014 г. представлены значительные изменения, необходимо провести более обширный анализ импортных операций. Динамика импортных цен зависит от изменения курсов валют. Данные показатели представлены в таблице 6.

Т а б л и ц а 6 – Влияние курса иностранной валюты на дату перехода права собственности к импортёра на товар

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение от 2014 г. от 2012 г.

Объем товарной продукции, тыс. руб

1576558,6

1930890,64

2534041

957482,4

Цены в евро, тыс.евро

39315,67

44696,54

51065,35

11749,68

Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю

153

551

5774

5621

По данным таблицы 6 видно, что объем товарной продукции вырос по сравнению с 2012 годом, также произошло увеличение стоимости в иностранной валюте (евро), отметим, курсовые разницы возросли, главной причиной этому увеличение курса валюты, средний курс за 1 евро по данным ЦБ РФ в 2012 г. составил 40,2 руб, в 2013 г. 42,3 руб, а в отчетном периоде курс вырос до 48,4 руб, так же в 2013 г. происходили огромные скачки курсов, показатель курсовых разниц за год так сильно вырос, данные изменения повлияли на финансовый результат компании ООО «Атлас». В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры в 2014 г. (падение курса рубля наблюдался по отношению к евро) предприятие увеличило объемы импорта товаров из Европы.

ООО «Атлас» занимается реализацией таких номенклатур товаров, как: керамическая плитка, сантехника, клинкер, мозаика, химия, монтажные инструменты, товары для ванной, инсталляции, мебель для ванной. В таблице 7 показаны, какую долю каждый товар занимает в магазинах ООО «Атлас» и какая имеется доля импортируемой продукции, за базисный год взят предкризисный 2012 г., а за отчетный 2014 г., так можно более выгодно рассмотреть динамику импорта товаров, проанализировать детально изменения в структуре.

В 2014 г. контрактная стоимость импортных товаров возросла на 151910,3 тыс. руб по сравнению с базовым годом.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры в 2014 г. (падение курса рубля наблюдался по отношению к евро) предприятие увеличило объемы импорта товаров из Европы. В кризисный период 2012-2014 гг. переориентация потребителей в сторону более дешевой отечественной продукции привела к сокращению объемов импорта новых партий товаров на 1 %. В этот период заметно снизились объемы продаж импортных изделий из керамики, что привело к увеличению остатков этих товаров на складе предприятия и, как следствие, к падению прибыли.

Компания ООО «Атлас» закупает продукцию в большей части из-за рубежа, удельный вес всего количества продукции примерно на одном уровне, не считая химии 1,6 % в 2012 г., от всего числа товаров, так же показатель не велик и в 2014 г. и составляет 3,56 %, зато от российских поставщиков доля химии более выше и составляет 13,38 % в отчетном году. В внутреннем рынке наибольший удельный вес приходится на закупке керамической плитки, химию, а также на мебель для ванной более 13 % от цены всех закупок. Наибольший удельный вес занимает керамическая плитка, как по внешнеторговым поставкам, так и по внутренним, как было выяснено в таблице 7. По остальным группам импортных товаров структура импорта существенно не изменилась.

Т а б л и ц а 7 – Анализ ассортимента продукции на 2012 и 2014 гг.

Ассортимент

товаров

2012 г.

2014 г.

Отклонение

2014 г. от

2012 г.

Импорт

Российские

поставки

Импорт

Российские

поставки

Сумма, тыс. руб

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб

Уд.

вес, %

Сумма, тыс. руб

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб

Уд.

вес, %

 

Импорт

Российские поставки

Контрактная стоимость импортных товаров, тыс. руб,

в том числе:

1576559

100

311083,4

100

1728469,3

100

805571,6

100

151910,3

494488,2

керамическая

плитка

230177,5

14,6

79637,35

25,6

234231,7

13,5

231199,1

28,7

4054,2

151561,75

сантехника

195650,9

12,4

11758,95

3,78

216058,7

12,5

36250,72

4,5

20407,8

24491,77

клинкерная плитка

178466,4

11,3

7154,92

2,3

215194,4

12,4

24972,72

3,1

36728

17817,8

мозаика

193128,5

12,2

35463,5

11,4

236800,3

13,7

98843,64

12,3

43671,8

63380,14

химия

26486,18

1,7

47378

15,23

61533,5

3,56

107785,5

13,4

35047,32

60407,5

монтажные инструменты

211731,8

13,4

32663,76

10,5

225046,7

13

86598,95

10,5

13314,9

53935,19

товары для ванной

153556,8

9,7

27064,26

8,7

150895,4

8,73

87001,74

10,8

-2661,4

59937,48

инсталляции

178151,1

11,3

27593,1

8,51

179760,8

10,4

61626,23

7,6

1609,7

34033,13

мебель для ванной

209209,4

13,3

43489,46

13,98

208971,9

12,09

71293,08

8,8

-237,5

27803,62

При этом выросли цены на поступивший импортный товар по сравнению с до кризисного года, такие изменения были связаны с нестабильной макроэкономической ситуацией в 2014 г., когда наша страна переживает кризис и увеличение курса валюты. По многим исследованиям курс валюты не будет падать, т.к. нестабильная ситуация в мире. При этом высокий уровень цен по импортным контрактам в эквиваленте национальной валюты, не позволяет ООО «Атлас» наращивать объемы импортных операций. Нестабильность макроэкономической ситуации в 2012-2014 гг. и колебания валютных курсов отрицательно повлияли, как на уровень цен на импортные товары, так и на объемы их реализации.

В таблице 8 представлены факторы, оказавшие влияние на динамику стоимости импортных товаров в ООО «Атлас».

Т а б л и ц а 8 – Факторный анализ импорта товаров в ООО «Атлас»

Показатель

2012 г.

2014 г.

Отклонение от 2014 г. от 2012 г.

Темп роста

2014 г.к 2012 г., %

Стоимость поступивших импортных товаров, тыс. руб

1576558,6

1728469,37

151913,77

109,63

Количество импортированных товаров, шт

1854774,80

1838797,2

-15977,62

99,14

Средняя импортная цена, руб/шт

850

940

90

110,58

Объем импорта в ценах базового года, тыс. руб

1576558,6

1 562977,62

-13580,98

99,14

В 2014 г. было уменьшена доля импорта в натуральном выражении и составила 1838797,2 шт или 99,14 % по сравнению с 2012 г., когда составляло 1854774,82 шт увеличение произошло на 1 % или на 15977,62 шт.

Средняя цена на импортный товар поднялась в цене и составила 940 руб, а в 2012 г. составляла 850 руб, такое изменение показателей произошло под влиянием резкого роста евро по отношению к рублю. Индекс цен по сравнению с 2012 годом составил 110,58 %.

Положительная динамика наблюдалась в общей стоимости поступивших импортных товарах, показатели показали увеличение на 9,63 %, такие изменения произошли под влиянием увеличением поступлений таких категорий товаров, как монтажные инструменты, клинкерная плитка.

Результаты влияния факторов на динамику импорта товаров в ООО «Атлас» представлены в таблице 9.

Т а б л и ц а 9 – Результаты влияние факторов на динамику импорта товаров в ООО «Атлас»

Показатели

Сумма, тыс. руб

Уд. вес, %

2012 г. к 2014 г.

2012 г. к 2014 г.

Влияние физического объема импорта

-13580,977

-8,94

Влияние цен

165494,747

108,94

Общее изменение стоимости импортных товаров

151913,77

100

Согласно таблице 9 влияние факторов в 2012-2014 гг. имело влияние цены в большей части, а также изменение объёма импортируемых товаров, произошло снижение результирующего показателя на 108,94 %. В 2014 г. изменение стоимости импортных товаров и имел отрицательный характер. Количественный фактор обеспечил 13580,977 тыс. руб, или 8,94 % от общего подъёма стоимости импортной продукции в 2014 году по сравнению с 2012 г., цена была равна 165494,747 тыс. руб, или -108,94 %.

В целом динамику импорта товаров в ООО «Атлас» можно оценить как отрицательную, общее количество импортных товаров снизился, потому что компания значительно изменила ассортимент продукции, возможно, необходимо пересмотреть более детально ассортимент, учитывая в структуре долю товаров, пользующихся наибольшей покупательской способностью.

Оценка поступивших импортных товаров и анализ контрактов с иностранными поставщиками ООО «Атлас-НТС»

В основном внешнеэкономическая деятельность компании направлена на импорт отделочных материалов (в частности керамической плитки). В таблице 10 представлены данные об импорте керамической плитки в оптовых ценах с завода поставщика за 2012 г., так как этот год является до кризисным и 2014 г., как отчетный.

Т а б л и ц а 10 – Данные ООО «Атлас» об импорте керамической плитки

Групповой

ассортимент

товара

2012 г.

2014 г.

Кол-во,

шт

Цена за шт, тыс.

руб

Сумма, тыс.

руб

Уд.

вес, %

Кол-во,

шт

Цена

за шт, тыс.

руб

Сумма,

тыс. руб

Уд. вес, %

Плитка из грубой керамики

44322,1

1,82

24353

10,6

49328,4

1,82

27103,51

11,6

Глазурованная керамическая плитка

11513,5

0,82

14041

6,1

12686,5

0,82

15471,39

6,6

Неглазурованная керамическая плитка

84301,2

2,44

34550

15,1

90816

2,44

37219,67

15,9

Глазурованная мозаика из камон керамики

250621,9

4,14

60537

26,3

241418,8

4,15

58173,2

24,8

Плитка керамическая глазурованная из грубой керамики

750436,3

15,75

47647

20,7

836416

15,7

53105,78

22,7

Плитка из натурального мрамора

43835,7

1,99

22028

9,57

47794,9

1,99

24017,56

10,2

Каменная керамика

6084,1

0,59

10311,9

4,48

8007,21

0,62

12914,86

5,51

Плитка из искусственного камня

1118,6

0,45

2485,9

1,08

8561,1

0,45

3852,52

1,64

Плитка мраморная

11687,8

0,93

12568

5,46

2524,6

0,94

2373,18

1,01

Итого

1203921,2

-

230177

100

1297554

-

234231,7

100

По данным таблицы 10 была анализирована ассортиментная структура закупки плитки в компании ООО «Атлас» за 2012 г. и за 2014 г. По данным таблицы можно заметить, что объем закупок в 2012 г. в стоимостном эквиваленте равнялся 230177,55 тыс. руб, а в 2014 г. 234231,71 тыс. руб, видим увеличение цены закупок, на данный фактор могут повлиять как внешние, так и внутренние причины. Наибольший удельный вес по ценовой категории занимает глазурованная мозаика из каменной керамики, а также плитка керамическая глазурованная из грубой керамики как в отчетном, так и в базовом 2012 г. Анализируя данные по количеству закупленных квадратных метров плитки наибольшее значение в 2012 г. приходится на плитку, керамическую глазурованную из грубой керамики 750436,313 шт, а 2014 г. данная плитка также является фаворитом 836416,03 шт, наименьшие закупки 2012 г. и 2014 гг. в такой товарной группе, как плитка из искусственного камня (1118,66 шт и 8561,15 шт).

Влияние кризиса РФ в 2013-2014 гг. оставило свой след на закупку продукции, в том числе и на керамическую плитку, а в частности глазурованную мозаику из каменной керамики на который пришелся больший ценовой процент закупок, а также цена за шт является элитной 4,15 тыс. руб. Необходимо рассмотреть зарубежных поставщиков керамической плитки ООО «Атлас-НТС» за 2014 г., данные приведены в таблице 11.

Т а б л и ц а 11 – Данные поставок глазурованной мозаики из каменной керамики ООО «Атлас» за 2014 г. (Приложение Г)

Наименование поставщика

Количество товара, шт

Стоимость товара

Сумма, тыс.руб

Уд. вес, %

Общее количество, глазурованная мозаики из каменной керамики

в том числе:

241418,78

58173,2

100

SDS TRADE GMBH (Германия)

(контракт №83 от 6.11.2014)

3664,92

1047,12

1,83

CRISTAL CERAMICAS, S.A.

(Испания) (контракт №21 от 6.12.2014)

59992,56

14456,04

24,85

SDS TRADE GMBH (Испания)

(контракт №54 от 8.12.2014)

2517,32

6114

10,51

HUPPE INS. TIC.AS (Турция)

(контракт №99 от 8.11.2014)

24738,15

7853,38

13,5

RONDINE S.P.A. (Италия)

(контракт №74 от 8.12.2014)

64687,03

16131,43

27,73

CERRAD SP.Z.O.O (Польша)

(контракт №23 от 1.12.2014)

13257,631

3083,17

5,3

AZULEJOS BENADRESA, S.A. (Испания) (контракт №31 от 7.10.2014)

8456,042

3676,54

6,32

A.C.A CERAMICAS, S.L. (Испания)

(контракт №11 от 22.11.2014)

10757,39

2675,97

4,6

DOMINO CERAMICAS S.A. (Португалия) (контракт №91 от 15.12.2014)

2534,9

610,82

1,05

АО "ЗЕВС КЕРАМИКА" (Украина)

(контракт №21 от 11.11.2014)

50812,837

2507,26

4,31

Исходя из таблицы 11, общее количество плитки из грубой керамики составляет 27105,51 тыс. руб, общее количество из поставщиков наиболее популярным оказались две фирмы: CRISTAL CERAMICAS, S.A. (Испания), а также RONDINE S.P.A. (Италия) несмотря на экономический кризис в стране, фирма ООО «Атлас-НТС» поддерживает тесную связь с данными компаниями и является их постоянным покупателем, что достаточно благоприятно складывается на данном этапе развития компании, самые маленькие закупки у таких стран, как DOMINO INDUSTRIAS CERAMICAS S.A. (Португалия) 1,05 % от всех закупок и SDS TRADE GMBH (Германия), ООО «Атлас-НТС» закупает у этих компаний самую элитную керамическую плитку, поэтому и поставки небольшие. По всем контрактам соблюдены сроки поставки.

Рассмотрим подробнее деятельность компаний CRISTAL CERAMICAS, S.A. (Испания), а также RONDINE S.P.A. (Италия), так как удельный вес по закупкам на них приходится больше всего.

CRISTAL CERAMICAS, S.A. (Испания) выпускает настенную плитку., RONDINE S.P.A. (Италия) есть два собственных производства фарфоровой керамики, и одно производство сырья для изготовления всего ассортимента изделий из фарфора типа «Грес».

Увеличение курсов валюты существенно отразились на поставки ООО «Атлас-НТС» в последнее время. Необходимо рассмотреть все расходы по контракту таких поставщиков, как CRISTAL CERAMICAS, S.A. (Испания) и RONDINE S.P.A. (Италия), данные представлены в таблице 12, данные представлены в приложении Д-Е.

Т а б л и ц а 12 –Учётные данные по внешнеэкономическим контрактам

Показатель

CRISTAL CERAMICAS,S.А

RONDINE S.P.A.

Дата регистрации

06.12.2014

08.12.2014

Таможенный режим

40

40

Город отправителя

CASTELLON

RUBIERA

Гр 42 ДТ (Фактурная стоимость), USD

37307,26

7482,08

Гр 15 ДТ (Код страны отправления)

ES

IT

Гр 222 (Общая фактурная стоимость по ГТД), USD

37307,26

7550,95

Гр 12 (Общая таможенная стоимость по ГТД), RUR

2660396,94

571900,1

Гр 202 (Условие поставки)

EXW

EXW

Гр 2021 (Пункт поставки товара)

ONDA

RUBIERA

Гр 23 (Курс валюты)

66,0002

69

Гр 230 (Дата курса валюты)

06.12.2014

08.12.2014

Гр 281 (Банковские реквизиты)

110600572275006

100603222750

Гр 30CITY (Город склада)

НОВОРОССИЙСК

КРАСНОДАР

Гр 31_2 (Количество грузовых мест)

69

13

Гр 31_7 (Количество товара в доп. ед.)

3871,13

646,47

Гр 35 (Вес брутто, кг)

71984,55

12031

Гр 38 (Вес нетто, кг)

71570,3

11978,1

Гр 46(Статистическая стоимость, USD)

44085,87

9089,58

Гр 474DOL (Сумма по гр.47 в USD)

13230,8

2732,54

Гр 474RUB (Сумма по гр.47 в RUR)

798423,28

171926,23

USDKG (USD за КГ)

1,99

0,76

Данные в таблице 12 показывают полноту учета внешнеэкономической деятельности ООО «Атлас-НТС». Детально описаны накладные расходы по закупке товара у таких иностранных фирм, как CRISTAL CERAMICAS,S.А и RONDINE S.P.A., курс валюты был различен и составлял 66 и 69 руб. Закупочная стоимость от компании CRISTAL CERAMICAS,S.А значительно отличается от RONDINE S.P.A.,также как и количество товара, одинаковые условия поставки EXW.

Необходимо рассмотреть другие расходы, связанные с доставкой и реализацией товаров из данных контрактов на внутреннем рынке, таблица 13.

Т а б л и ц а 13 – Расчёт отпускной цены ввезённого товара

Показатель

Расчет

Сумма на ввезенную партию товара, руб.

CRISTAL CERAMICAS,S.А.

RONDINE S.P.A.

CRISTAL CERAMICAS,S.А

RONDINE S.P.A.

1 Контрактная стоимость ввезенного товара, руб

37307,26x66,0002

7482,08x69

2462286,6

516263,5

2 Транспортные, страховые и иные расходы до таможенной границы, руб.

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

198110,32

55636,6

3 Таможенные пошлины и прочие платежи (Гр474RUB (Сумма по гр.47 в RUR), руб

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

согласно подтверждающим документам

798423,28

171926,2

4 Стоимость товара с оптовой надбавкой, руб

стр.1 + стр.2 + стр.3

стр.1 + стр.2 + стр.3

3458820,2

743826,3

5 Оптовая надбавка, руб

 

стр.4 х 30 %

стр.4 х 30 %

1037646,1

223147,9

6 Другие расходы, связанные с доставкой и реализацией товаров на внутреннем рынке, руб

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

629010

48404

7 Отпускная цена товара без НДС, руб

стр.4 + стр.5 +

+ стр.6

стр.4 + стр.5

+ стр.6

5125476,3

1015378

8 Налог на добавленную стоимость, руб

стр.7 x 18 %

стр.7 x 18 %

922585,7

182768

9 Отпускная цена товара с учетом НДС, руб

стр.7 + стр.8

стр.7 + стр.8

6048062

1198146

Согласно данным из таблицы 13 можно сказать, что таможенные транспортные расходы и иные страховые расходы на эти два вида поставки были различны и составили 198110,32 тыс. руб и 55636,58 тыс. руб, таможенные пошлины и прочие накладные расходы составили 798423,28 тыс. руб, и 171926,23 тыс. руб, оптовая надбавка составляет 30 %.

Таким образом, в ООО «Атлас» ввоз товаров производится регулярно, эквиваленты стоимости произведенной оплаты в соответствующей валюте.Предприятие не является объектом не правильности оформления контрактов с иностранными поставщиками

Оценка рентабельности импортных операций

Эффективность импорта оценивается с помощью ряда относительных показателей. На основе абсолютных показателей определяется самостоятельный показатель рентабельности импортного контракта.

Валовую цену необходимо взять за всю партию товара в продажных точках: ТК Квадрат, «Terra».

Валовый доход по импорту рассчитывается как разность между продажными ценами и полной себестоимостью импортируемого товара.

Внешнеторговая себестоимость импортного товара определяется, как сумма общая фактурной стоимость и таможенные пошлины за минусом таможенный НДС. При подаче декларации в налоговую службу таможенный НДС возвращается или зачитывается организации, следовательно, ООО «Атлас» может продать дороже товар. Все необходимые данные представленные в таблице 14.

Т а б л и ц а 14 –Валовая прибыль в товарных точках ООО «Атлас-НТС»

Показатель

CRISTAL CERAMICAS,S.А

RONDINE S.P.A.

Валовая цена, руб

1562,35

1854,72

Количество глазурованная мозаики из каменной керамики, шт

3871

646

Валовый доход по импорту, руб

6048062

1198146

Внешнеторговая себестоимость импортного товара, руб

437861

248085,86

Валовая прибыль, руб

5610201

950060,14

Экономическая эффективность является одним из главных критериев для принятия управленческих решений, для определения конкурентоспособности предприятия, а также для привлечения инвестиций и общем развитии предприятия в сложных условиях экономического кризиса.

Соответственно, сумма валового дохода торговой организации, от реализации импортных товаров изменяется под влиянием двух факторов: объема розничного товарооборота по импорту; уровня реализованных торговых надбавок по импортным товарам. Влияние этих факторов измеряют приемом абсолютных разниц.

Показатели импорта: контрактная цена импортируемых товаров, затраты, связанные с импортом товаров, финансовый результат от продажи импортного товара, показатели рентабельности, характеризующие эффективность импорта.

Исходя из того, что валовый доход по импорту товаров из Испании составил 6048062 руб , а валовая прибыль импортного товара составила 5610201 руб, необходимо рассчитать коэффициент прибыльности по данным таблицы от поставщика CRISTAL CERAMICAS,S.А., Далее необходимо рассчитать коэффициент прибыльности от поставщика из Италии RONDINE S.P.A., валовый доход составляет 1198146 руб, валовая прибыль импортного товара равняется 950060,14 руб. рассчитаем оба коэффициента по формуле 3.

Расчет коэффициента рентабельности импортных операций по контракту CRISTAL CERAMICAS,S.А.:

Кп = 6048062 : 5610201х 100 % = 107,8 %

Расчет коэффициента рентабельности импортных операций по контракту RONDINE S.P.A.:

Кп =1198146 : 950060,14 х100 = 126,1 %

Поставки из Испании и Италии и рассчитав коэффициент рентабельности исполнения импортного контракта, пришли к значениям: 107,8 % и 126,1 % (рост 7,8 % и 26,1 %). Заметим, что рентабельность первого и второго контракта превышает норму, говорит о том, что действительно выгодно делать закупки у иностранных компаний, но сокращение коэффициента рентабельности по контракту, может произойти под воздействием существенного сокращения физического объема продаж одновременно с увеличением накладных расходов по импорту товаров и издержек обращения в торговле.

Оценка эффективности импорта по затратам

Существуют иные подходы к сравнительной оценке эффективности импорта, рассчитана по затратам или с оценкой влияния цен.

Для расчета необходимо проанализировать затраты необходимые для приобретения единицы аналогичного товара в России, необходимо сделать анализ договора с российским поставщиком ООО «Свен Люкс», который предоставляет глазурованную мозаику из каменной керамики в компанию ООО «Атлас», данные представлены в таблице 16.

Т а б л и ц а 16 – Расчет отпускной цены партии глазурованной плитки от российского поставщика ОАО «Свен Люкс»

Показатель

Расчет

Сумма, тыс. руб

Стоимость (цена) товара, к которой добавляется оптовая надбавка

Согласно договору №17283621 от 14.12.2014 г

1547

Оптовая надбавка

 

стр.1 х 30%

464,1

Другие расходы, связанные с доставкой и реализацией товаров на внутреннем рынке

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

237,5

Отпускная цена товара без НДС

стр.1 + стр.2 + стр.3

2248,6

Количество глазурованная мозаики из каменной керамики, шт

согласно подтверждающим документам, экономическим расчетам

3871

НДС

стр.4 х 18%

404,8

Отпускная цена товара с учетом НДС

стр.4 + стр.5

2653,35

Исходя из данных таблицы 16 видим, что затраты на импорт единицы товара от поставщика из Испании CRISTAL CERAMICAS,S.А. составляют 1392 руб, однако, затраты на приобретение аналогичного товара в России от поставщика ОАО «Свен Люкс» составляют 237,5 руб, необходимо расчитать эффективность импорта по затратам по формуле 4.

Еи = 237,5 : 1392 = 0,17

Рассчитав показатель эффективности импорта можно сделать вывод о том, что импорт невыгоден в большей степени, компании ООО «Атлас» необходимо пересмотреть контракты по ввозу плитки из заграницы.

В последнее время произошло резкое увеличение курсов иностранных валют, импортные поставки обходятся намного дороже, эффективность импортных контрактов снижается. В нашем примере при расчёте эффективности импорта по затратам по данным одного импортного контракта организации эффективность составила 0,17. Данное значение говорит о том, что контракт с иностранной компанией невыгоден, российские аналоги более рентабельны.

Оценка эффективности импорта товаров народного потребления

Эконoмический cмысл пoказателя эффeктивности импoрта раccчитываемого пo фoрмуле 5, в тoм, чтo oн пoказывает, скoлько рублeй выpучки пoлучает импoртер на кaждый pубль зaтрат, отличительной чертой методики является учет курса валюты.

Еи = ВД : Zi (5)

где Еи – эффективность импорта;

ВД – валовый доход по импорту;

Zi – затраты на импорт единицы товара.

В тaблице 18 привeден примeр рaсчета эффeктивности импoрта глазуированной керамической плитки.

Т а б л и ц а 18 – Раcчет эффeктивности импорта товаров нарoдного пoтребления

Показатель

CRISTAL CERAMICAS,S.А

RONDINE S.P.A.

Количество единиц товара, тыс. шт

3,871

0, 646

Кoнтрактная цeна EXW, DM

1,994

0,759

Расходы по логистике, DM

198110,32

55636,58

Другие раcходы, связанные с дoставкой и реализацией тoвара на внутреннeм рынкe, тыc. рyб

629010

48404

Курc вaлюты, руб./DM

66

69

Цeна реaлизации на внутреннем рынке, руб

6048062,017

1198146,31

Общие затраты связанные с расходами организации илогистикой, тыс. руб

41712898,116

3395513,259

Валовый доход по импорту, руб

23412048,07

774002,5163

Эффeкт импoртной oперации, тыс. pуб

-18300850,05

-2621510,743

Эффeктивность импoртной oперации, pуб

0,56

0,23

Следующий метод оценки эффективности импортного контракта применен для контрактов, отличающихся курсом валют (в первом случае евро дешевле по отношению к рублю), экономический смысл показателя показывает скoлько рублeй выpучки пoлучает импoртер на кaждый pубль зaтрат, cвязанных с импoртом, рaсчеты выявили неэффективность импортной операции (0,56 и 0,23). Итак, eсли курс национальной валюты падает, то эффективность импорта снижается.

Резервы повышения эффективности импорта

Анализ импортных операций ООО «Атлас» с использованием различных методов оценки эффективности показал, что эффективность импортных операций не во всех случаях показал положительные результаты. Объем закупок в 2014 г. составил 2534041 тыс. руб, из него боле 68% приходится на импорт и остальные 32% на российские поставки. Поставки продукции от ведущих зарубежных компаний происходят с расчетами в иностранной валюте (евро).

Общее число товаров в 2014 г., включая все издержки, составило 1728469 тыс. руб, наибольший удельный вес занимали поставки керамической плитки - 13,55% (234231 тыс. руб). Востребована глазурованная мозаика из каменной керамики, поставщиками являются представители из различных стран: Германия, Испания, Турция, Италия, Украина, Португалия и т.д. Больше половины поставок глазурованной мозаики из каменной керамики (27 % и 25 %) приходилось на компании из Испании и Италии.

Эффективность импортных операций закладывается на этапе планирования и предварительной подготовки к проведению импортной операции, а оценивается в результате финансового анализа.

В последнее время произошло резкое увеличение курсов иностранных валют, импортные поставки обходятся намного дороже, эффективность импортных контрактов снижается. В нашем примере при расчёте эффективности импорта по затратам по данным одного импортного контракта организации эффективность составила 0,17. Данное значение говорит о том, что контракт с иностранной компанией невыгоден, российские аналоги более рентабельны.

Далее, взяв пример поставок из Испании и Италии и рассчитав коэффициент рентабельности исполнения импортного контракта, пришли к значениям: 107,8 % и 126,1 % (рост 7,8 % и 26,1 %). Видим, что рентабельность контрактов превышает норму, говорит о том, что действительно выгодно делать закупки у иностранных компаний.

Следующий метод оценки эффективности импортного контракта применен для контрактов, отличающихся курсом валют (в первом случае евро дешевле по отношению к рублю), рaсчеты выявили неэффективность импортной операции (0,56 и 0,23). Итак, eсли курс национальной валюты падает, то эффективность импорта снижается.

Нестабильность макроэкономической ситуации в 2012-2014 гг. и колебания валютных курсов отрицательно повлияли, как на уровень цен на импортные товары, так и на объемы их реализации. Методы анализа эффективности импорта позволяют четко определить какие поставки выгоднее, сравнивая товары закупаемые на территории РФ с импортной продукцией, что поможет далее в принятии управленческих решений.

В качестве путей способных повысить эффективность деятельности предприятия и свести эффективность импортных операций к положительному значению, можно предложить следующие способы:

– детальный пересмотр закупок связанных с иностранными поставщиками;

– оптимизация расходов по логистике товаров, как на таможенной, так и в не таможенной территории РФ;

– оптимизация общей структуры импортных операций;

– пересмотр и изменение ассортимента продукции импортируемого товара.

На основе анализа принимать верные управленческие решения для обеспечения своей конкурентоспособности и стабильности.

Рекомендации по повышению эффективности импорта ООО «Атлас»

Проведя расчеты и оценив импортные операции в данной компании можно предложить несколько мероприятий по уменьшению затрат.

Одной из рекомендаций по повышению эффективности импортных закупок является создание закрытого таможенного склада на территории компании, данное предложение должно помочь снизить расходы по таможенному оформлению.

Создание закрытого таможенного склада для компании ООО «Атлас-НТС». Данная идея будет очень выигрышна, потому что в компании имеет несколько складов в г. Краснодаре и в г. Новороссийске, там же происходит и растормаживание товаров, отношения с таможенными органами доверительные и надежные, они могут позволить создать данный склад и тем самым компания сократит некоторые издержки.

Другая рекомендация ориентирована на проведение предварительного декларирования, который может помочь сократить растраты связанных с таможенным оформлением, такой способ может сократить стоимость издержек до минимума, проведем расчеты по данной рекомендации.

Далее неoбхoдимо срaвнить понeсенные зaтраты на услуги СВХ, которым пользуются ООО «Атлас» с рассчитать экономический эффект от данной операции.

Т а б л и ц а 19 – Тарифы по оказанию услуг на территории СВХ

Нaименование услуги

Единица измерения

Цена, руб

Зaезд транспортного средства на территорию СВХ

1 а/м

700

Хранение товара на территории за eдиницу транспортно средства

1 сутки

4200

Выгрузка и погрузка товара автопогрузчиком

1 час

940

Складская обработка группы товаров

1 кг

1,1

Согласно тарифам, рассчитаем заезд одного транспортного средства с грузом в одну тонну на двое суток.

Т а б л и ц а 20 – Затраты ООО «Атлас-НТС» при хранении товара на складе

Наименование услуги

Единица измерения

Цена, руб

Заезд транспортного средства на территорию

1 а/м

700

Хранение товара на территории за единицу транспортно средства

2 суток

8400

Выгрузка и погрузка товара автопогрузчиком

2 часа

1880

Складская обработка группы товаров

1000 кг

1100

Итого

12080

Cледуя из примера ООО «Атлас» несет затраты по четырем статьям. При увеличении объемов торговли эти затраты отрицательно скажутся на цене товара, сделав её менее конкурентноспособной.

Вторая ситуация предполагает подачу предварительной декларации на товары заранее, до того, как товар переcекает роccийскую таможенную границу, cледуя порядку выше. Это позволяет cократить затраты, которые возникают из-за задержки груза на таможенном закрытом cкладе. Таким образом, при применении предварительного таможенного декларирования в cоответствии co cт. 196 ТК ТC выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее oдного рабoчегo дня, cледующегo за днем предъявления тoварoв тамoженному oргану, зарегиcтрирoвавшему тамoженную декларацию. Даннoе предлoжение минимизирует затрат.

В результате предлoженнoго мерoприятия раccмoтрим как уменьшение затрат oтразится на цене тoвара. Испoльзуемый метoд ценooбразoвания «Издержки + Прибыль». Исхoдные данные для раcчетoв предcтавлены в таблице 21.

Т а б л и ц а 21 – Данные для расчета цены на партию товара от CRISTAL CERAMICAS, S.A. (контракт №21 от 6.11.2014 г.)

Наименования

Цена, руб

Кoнтрактная cтоимость

2462286,62

Накладные раcходы при перевозке партии товара

629010

Затраты по хранению товара на территории СВХ

12080,00

Ц1= Кст + Нр + Зх + Нц (6)

где Ц1 – цена для первoгo варианта;

Кст – кoнтрактная cтоимость тoвара;

Нр – накладные раcходы при перевозке товара;

Зх – затраты по хранению товара на территории СВХ;

Нц – наценка на партию товара (10 % от затрат понесенных

импортером).

Ц1 = 2462286,62+629 010 + 12080 + 310337,67= 3413714,29 руб

Ц2= Кст + Нр + Нц (7)

где Ц2 – цена для второго варианта

Ц2 = 2462286,62 +629010 + 309129,67= 3400426,28 руб

Рассчитаем экономический эффект от предлoженного мeроприятия для oдной партии тoвара [3].

Еи = Ц1 – Ц2 (8)

где Еи – эффeкт от прeдложенного мeроприятия [8].

Еи = 3413714,29 – 3400426,28 = 13288 руб

Эффeкт oт мeрoприятия coставляет 13288 руб, тo eсть цeна нa пaртию тoвара во втoрoм варианте ниже первoгo на этo значeние. Этo мерoприятие пoзволит cдeлать цену на тoвар болee приeмлемoй. Если ООО «Атлас» будeт выступaть кaк дилeр нa рoccийском рынкe, eму необхoдимo кoнкурeнтноe прeимуществo на первoначальнoм этапe, чтoбы приoбрести бoльшoе кoличествo заказчикoв. Пoэтoму oптимизaция цeны на тoвар oднo из глaвных прeимущеcтв для ООО «Атлас».

Просмотров работы: 2543