ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСЕН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСЕН

Алехина Н.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Применение информационных технологий на уроках литературного чтения при изучении басен

Алехина Нина, студентка

Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»

СтарыйОскол, Россия

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY FOR LESSONS IN READING LITERARY STUDY FABLES

Alekhina Nina, student

Belgorod National Research University

StaryOskol, Russia

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (аудио, кино, видео). При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.

Уроки литературного чтения в начальной школе по программе «Школа России» будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

По мнению Рыжовой Т.В. младшим школьника интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество.

По мнению Рыжковой Т. В. в методике современного литературного чтения выделяют две основных задачи: литературное развитие и литературное образование. Воспитательное и образовательное значение уроков литературного чтения взаимообусловливают друг друга и взаимодействуют между собой. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

Методика изучения басен остается актуальным предметом исследования в системе современного литературного чтения. В 3 классе по программе «Школа России» изучаются следующие басни: «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Ворона и лисица». Так при изучении басен И. А. Крылов, дети могут посмотреть экранизацию прочитанного, провести сравнительный анализ, предложить свои идеи экранизации. Но при этом учащихся испытывают трудности в определении морали, не могут самостоятельно дать характеристику персонажам басни, выразить своё отношение к тому или иному герою. Поэтому, при изучении басен, следует давать понятие, что такое мораль и как она связана с нравственностью.

Для усвоения образа Мартышки в басни «Мартышка и очки», дети составляли синквейны. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

На уроках литературного чтения используют иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканирую, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме. Например, иллюстрация П. Репкина «Зеркало и Обезьяна», дети наблюдают за поведением Обезьяны и её эмоциональным состоянием. Очень важно обсудить, какая роль на картине принадлежит Зеркалу.

Ни для кого не секрет, что круг чтения современных детей ограничивается школьной программой. Младших школьников часто пугает объём предложенной книги. Поэтому задача учителя заинтересовать ребёнка книгой, представить доступный круг чтения во всём его многообразии и привлекательности. Многие детские произведения экранизированы, это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения.

Презентации, приготовленные к урокам литературного чтения, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Уроки литературного чтения в начальной школе с использование информационных технологий позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Список литературы:

  1. Рыжкова Т. В. Работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2013. – №6. – С. 42–47.

  2. Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Учебно-методическое пособие, Омск, 2004

Просмотров работы: 1010