МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 5-6 КЛАССАХ
Парилова М.Ю. (науч. рук.: доцент, к.п.н. Чикунова О.И.)
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
г. Шадринск, Россия
methodical conditions of FORMATION
of Logic OF universal educational activities in grades 5-6
Parilova M.Yu. (research supervisor: associate professor, candidate of pedagogical sciences Chikunova O.I.)
Federal State Budgetary Educational Institition of Higher Professional Education «Shadrinsk State Pedagogical Institute»
Shadrinsk, Russia
Основной задачей ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются логические. К ним относят следующие: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез - конструирование целого из частей, в том числе самостоятельное восстановление недостающих элементов; построение логической цепи рассуждений; сравнение, классификация объектов; выдвижение и обоснование гипотез и другие.
Общепризнано, что средством формирования логических УУД в процессе изучения математики является система задач и упражнений. Нами изучены методические условия формирования логических УУД. В частности, проведенный анализ восьми комплектов действующих учебных пособий для 5-6 классов (Н.Я. Виленкина, С.М. Никольского, И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича, Г.К. Муравина, Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон, Е.А. Бунимовича, В.В. Козлова, А.Г. Мерзляка) показал следующее. Присутствуют задания на формирование лишь некоторых из перечисленных логических УУД, и они представлены в единичном количестве. Например, в теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» во всех восьми учебных комплектах отсутствуют задания на сериацию, классификацию объектов, на выбор оснований и критериев для этих логических действий.
Проведенное анкетирование 26 учителей математики, показало, что многие учителя не ставят цели специально формировать каждое логическое УУД, не владеют технологиями их формирования, испытывают недостаток дидактических материалов для организации этого процесса и для контроля сформированности УУД, в том числе и логических.
Таким образом, анализ методических условий позволил сформулировать задачи исследования, среди которых разработка дидактических материалов различного функционального назначения, направленных на формирование логических УУД.