В системе школьного образования ключевую роль приобретает вопрос нравственного воспитания учеников. В Федеральном государственном стандарте общего образования очень четко определена наиважнейшая функция воспитания нравственной личности, и ее безусловное приобщение к традиционным ценностям национальной, а так же мировой культуры. Базовым итогом нравственного воспитания учеников является воспитание ценности патриотизма, что проявляется через отношение личности к миру вокруг нас. Процесс воспитание ценности патриотизма проходит под влиянием многих факторов: в результате учебной деятельности (как урочной, так и внеурочной), во внешкольной деятельности, а так же в совместной деятельности школы и семьи, и других общественных институтов. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы образовательная система содержала современную программу, направленную на воспитание ценности патриотизма у учеников.
Несмотря на достаточное основательное исследование проблемы патриотического образования и воспитания молодого поколения, имеется еще ряд нерешенных вопросов: недостаточно глубоко изучены и раскрыты возможности школьных предметов по формированию у учащихся патриотический понятий, не разработаны система и структура патриотических понятий, формируемых у учащихся в процессе изучения математики, не разработаны дополнительные материалы способствующие формированию ценности патриотизма и др.
Огромный потенциал воспитания ценности патриотизма заложен в предметах гуманитарного цикла, но мы также предлагаем рассматривать математику как дисциплину, содержащую огромный гуманитарный потенциал.
Целью нашего исследования является разработка и внедрение педагогических эффективных содержания и технологий совместной деятельности учителей математики и учащихся по формированию ценности патриотизма на уроках и внеклассных занятиях по математике.
Стоит отметить, что тексты задач всегда дают возможность понимать процесс мыслительной деятельности, который приводит к соответствующим математических фактам. Тексты задач, используемые на уроках математики, могут предполагать разные воспитательные цели.
Б.В. Гнеденко отмечал, что на уроках математики происходит понимание и осмысление текстов «учащийся при решении задач должен вначале вникнуть в их смысл»[1, c.80].
Рассмотрим примеры текстовых задач, которые можно использовать на уроках с целью воспитания ценности патриотизма:
Полный объем построенной в 2010 году Бурейской гидроэлектрической станции составляет 20,94 км3, протяженность водохранилища составляет 234 км, ширина в среднем 5 км. Найдите среднюю глубину водохранилища. Учитывая, что полезный объем водохранилища составляет 10,73 км3, а максимальная скорость водосброса составляет 10400 м³/с, определите время, за которое водохранилище будет опустошено при максимальной скорости водосброса (при условии, что водохранилище не будет пополнять водой из внешних источников).
Решение:
У впервые запущенной в 2014 года ракеты-носителя Ангара время полета при полной заправке топливных баков составляет 21,28 минуты. Учитывая, что за это время она успевает вывести спутники на низкую околоземную орбиту на высоту 200 км. Определите среднюю скорость полета ракеты.
Решение:
Библиографический список
Гнеденко, Б.В. Математика в современном мире: Книга для внеклассного чтения 8-10 классов /Мир знаний–М: Просвещение, 1980.– 128 с.
Лернер, И. Я. Роль учебника в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред. И. Я. Лернера и Н. М. Шахмаева- М.: изд. РАО, 1992. –80 – 129 с.
Салаватова С.С. Интенсификация профессионально-методической подготовки будущих учителей в педвузе в условиях национального региона / С.С.Салаватова. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2012. – 176 с.
Салаватова С.С. Технологический подход в методической подготовке будущих учителейПроектирование и реализация математического образования в школе и вузе сборник научных трудов. Стерлитамак,2015 .-66-69 с.
Салаватова С.С., Салаватов М.Х., Сандулова Л.М. Реализация здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса /Бесконечномерный анализ, стохастика, математическое моделирование: новые задачи и методы. Проблемы математического и естественнонаучного образования. Сборник статей международной конференции под редакцией А.И.Кириллова, С.А. Розановой, Москва, 2015 -461-465 с.
Салаватова С.С., Солощенко М.Ю. Краеведческий материал как средство реализации межпредметных связей в обучении школьников математике // Фундаментальное исследования, 2015 №2-11. - 2478-2482 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Росссийской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943/ (дата обращения 21.01.2016)